Может ли организация осуществлять накопление отработанных ртутьсодержащих ламп вне мест, обозначенных на территориальной схеме в области обращения с отходами?
Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:
В соответствии с п. 1 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2314) (далее – Правила) данные Правила устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы), ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Согласно абз. 3-5 Правил потребители ртутьсодержащих ламп - юридические лица или индивидуальные предприниматели, физические лица, эксплуатирующие ртутьсодержащие лампы;
оператор по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами (далее - оператор) - юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению отработанных ртутьсодержащих ламп на основании полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности;
место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп - место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями ртутьсодержащих ламп в целях последующей их передачи оператору для транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, хранения.
На основании п.п. 9, 10 Правил транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп, в т.ч. поврежденных осуществляется оператором в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
При этом согласно указанной статье Федерального закона транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
В соответствии с п. 11 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации.
Следует заметить, что на основании абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Таким образом, деятельность оператора по приему отработанных ртутьсодержащих ламп от потребителей исключительно для целей транспортирования, в отсутствие дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, не является сбором отходов.
При этом потребители вправе осуществлять накопление и передачу отработанных ртутьсодержащих ламп оператору для целей транспортирования в местах накопления, отсутствующих в территориальной схеме.