На портале Счётной палаты появился довольно большой документ, содержащий свежий отчёт о работе Росреестра. Один лишь перечень выявленных нарушений занимает 53 страницы сплошного перечисления. В том числе есть и те нарушения, которые откровенно раздражают людей, пытающихся зарегистрировать права на недвижимость.
Сроки оказания услуг? Не, не слышали.
Огромная проблема, которая серьезно усугубилась в последние годы - это сроки оказания услуг. Например, для столичного региона (особенно Подмосковья) срывы сроков - это настолько обыденная история, что никто уже не удивляется. Практически каждый, кто обращался в Росреестр через МФЦ, сталкивался с тем, что его сразу предупреждали: Росреестр опаздывает, поэтому прибавьте несколько дней к установленному сроку, а потом звоните или приходите.
Сам Росреестр оправдывается техническим несовершенством своего программного обеспечения. Последние годы его бесконечно обновляют и модернизируют, что лишь приводит к новым сбоям. Можно вспомнить, например, полное падение Росреестра в 2018 году, когда сделки могли не регистрироваться месяцами. Тогда произошёл паралич в работе ЦОД (центр обработки данных), а резервный сделать не удосужились.
Сколько регистраторов, столько взглядов на закон
Следующая проблема, которая раздражает людей и на которую обратила внимание Счётная палата - странный подход к приостановке регистрации. Счётная палата назвало это явление "разной практикой правоприменения государственных регистраторов прав". Иначе говоря, каждый регистратор - сам себе "самодур", который может себе позволить эксклюзивный взгляд на законы.
На практике это выглядит примерно так. При продаже квартиры вы подали комплект документов, и в ответ получили приостановку регистрации с кратким (и часто непонятным) описанием того, что не понравилось регистратору. В соседнем городе Вася подал точно такой же комплект, всё было точь-в-точь как у вас (даже шаблон договора), и - о чудо! - регистрация состоялась.
Казалось бы, эта проблема может быть решена внятной процедурой обжалования. Однако внезапно выясняется, что такой процедуры не существует. Если не согласен, то иди в суд. Счётной палате не понравился такой подход, поэтому она предложила внедрить досудебный механизм обжалования. Росреестр, вроде бы, согласился.
Что же теперь делать?
Далее Счётная палата сокрушается:
Достоверная оценка качества оказываемых Росреестром государственных услуг не проводится, независимая оценка отсутствует.
Ровно здесь и кроется ответ на вопрос "что делать". Оценивать качество, вводить процедуру досудебного обжалования, делать структуру более прозрачной и ясной. Впрочем, это и так всем понятно, и давно было понятно.
В заключение стоило бы отметить, что глава Росреестра согласился с претензиями Счётной палаты. Теперь осталось посмотреть, согласился он только на словах, или же мы увидим преображение данной структуры. Ну, а вдруг.