Найти тему
АВАНГАРД

Счётная палата проехалась по работе Росреестра

На портале Счётной палаты появился довольно большой документ, содержащий свежий отчёт о работе Росреестра. Один лишь перечень выявленных нарушений занимает 53 страницы сплошного перечисления. В том числе есть и те нарушения, которые откровенно раздражают людей, пытающихся зарегистрировать права на недвижимость.

Да это не мы плохо работаем, это место проклято.
Да это не мы плохо работаем, это место проклято.

Сроки оказания услуг? Не, не слышали.

Огромная проблема, которая серьезно усугубилась в последние годы - это сроки оказания услуг. Например, для столичного региона (особенно Подмосковья) срывы сроков - это настолько обыденная история, что никто уже не удивляется. Практически каждый, кто обращался в Росреестр через МФЦ, сталкивался с тем, что его сразу предупреждали: Росреестр опаздывает, поэтому прибавьте несколько дней к установленному сроку, а потом звоните или приходите.

Сам Росреестр оправдывается техническим несовершенством своего программного обеспечения. Последние годы его бесконечно обновляют и модернизируют, что лишь приводит к новым сбоям. Можно вспомнить, например, полное падение Росреестра в 2018 году, когда сделки могли не регистрироваться месяцами. Тогда произошёл паралич в работе ЦОД (центр обработки данных), а резервный сделать не удосужились.

Сколько регистраторов, столько взглядов на закон

Следующая проблема, которая раздражает людей и на которую обратила внимание Счётная палата - странный подход к приостановке регистрации. Счётная палата назвало это явление "разной практикой правоприменения государственных регистраторов прав". Иначе говоря, каждый регистратор - сам себе "самодур", который может себе позволить эксклюзивный взгляд на законы.

Когда ты регистратор, которому не к чему прицепиться, но душа просит приостановки
Когда ты регистратор, которому не к чему прицепиться, но душа просит приостановки

На практике это выглядит примерно так. При продаже квартиры вы подали комплект документов, и в ответ получили приостановку регистрации с кратким (и часто непонятным) описанием того, что не понравилось регистратору. В соседнем городе Вася подал точно такой же комплект, всё было точь-в-точь как у вас (даже шаблон договора), и - о чудо! - регистрация состоялась.

Казалось бы, эта проблема может быть решена внятной процедурой обжалования. Однако внезапно выясняется, что такой процедуры не существует. Если не согласен, то иди в суд. Счётной палате не понравился такой подход, поэтому она предложила внедрить досудебный механизм обжалования. Росреестр, вроде бы, согласился.

Что же теперь делать?

Далее Счётная палата сокрушается:

Достоверная оценка качества оказываемых Росреестром государственных услуг не проводится, независимая оценка отсутствует.

Ровно здесь и кроется ответ на вопрос "что делать". Оценивать качество, вводить процедуру досудебного обжалования, делать структуру более прозрачной и ясной. Впрочем, это и так всем понятно, и давно было понятно.

В заключение стоило бы отметить, что глава Росреестра согласился с претензиями Счётной палаты. Теперь осталось посмотреть, согласился он только на словах, или же мы увидим преображение данной структуры. Ну, а вдруг.