В романе "Виконт де Бражелон" Дюма трижды устраивает встречи Атоса с королем Людовиком XIV.
Первый раз граф де Ла Фер является к королю в качестве посла его кузена Карла II Английского. Граф окружен восторженным вниманием — еще бы, участник реставрации короля, человек, десять лет хранивший для Карла миллион, дворянин, имеющий ордена, которые есть не у всякого короля!
Второй раз он является в качестве просителя — просить у короля для сына Рауля руку м-ль де Лавальер. Просимого не получает, но исключительно потому, что король угадал его неудовольствие подобным браком. Все для графа — беспокоиться не о чем.
Третий раз Атос приходит, чтобы выразить королю неудовольствие его отношениями с Луизой де Лавальер и сломать шпагу.
Интересная история общения — не правда ли?
И надо сказать, что это третье явление Атоса вызывает много вопросов. Зачем граф вообще шел к королю?
Да-да, я помню — дворянская честь. Но в данном-то случае Атос вполне мог сказать, что хорошо, что такие вещи становятся известны сейчас, а не потом, когда Рауль — не дай то Бог! — успел бы жениться на Луизе. В принципе, у Атоса есть основания говорить, что Рауль хорошо отделался.
Но граф этого не говорит. Он начинает утешать Рауля, уверять, что не верит, что король мог так забыться...
К чему эта недостойная ложь? Он уже знает, что случилось. Рауль рассказал, что видел. Атос получил письмо от д'Артаньяна. Надо думать, были и другие свидетельства, уж если даже до Гримо дошли слухи о Луизе. Так к чему заниматься самообманом?
Ах, графу хотелось высказать все королю, чтобы тому стало стыдно?! Вам не кажется, что это звучит как-то по детски? К тому же — за что королю должно быть стыдно? За то, что в прошлую встречу он слишком хорошо понял Атоса и понял, что тот не желает этого брака? Или за то, что ему объяснились в любви — причем дважды?
Что интересно, Атос прибегает и к несправедливым обвинениям. Прежде Людовик не дал согласие на брак Луизы и Рауля вовсе не из-за того, что имел виды на Луизу, как говорит граф. Позиция короля была честна.
Но еще хлеще требование Атоса выдать Луизу замуж за Рауля даже после того, как король признался в своей любви.
– Я люблю мадемуазель де Лавальер.
– Но это могло бы не помешать вам, ваше величество, – перебил Атос, – отдать ее замуж за господина де Бражелона. Такая жертва была бы достойна монарха. И она была бы по заслугам господина де Бражелона, который уже служил королю и может считаться доблестным воином. Таким образом, король, принеся в жертву свою любовь, мог бы воочию доказать, что он исполнен великодушия, благодарности и к тому же отличный политик.
Как вы понимаете, мнение Луизы здесь в расчет не принимается. Нет, в подобном поведении нет ничего необычного, примерно так дворянство (и не только оно) тогда себя и вело, но как насчет Рауля? А если бы король и правда решил принести свою любовь в жертву? Один раз он уже это сделал — я имею в виду Марию Манчини. Что бы делал Атос, если бы король согласился отдать Луизу Раулю (прямо переходящий приз какой-то, а не живой человек)? И что бы сделала Луиза? Держу пари — она вторично убежала бы в монастырь и на этот раз ее бы не смогли оттуда вытащить. А репутация человека, от которого девушка сбежала в монастырь, гораздо хуже репутации человека, которому изменила невеста.
Ну а дальше пошла очень красивая сцена с ломанием шпаги.
«Сын Людовика Тринадцатого, вы плохо начинаете свое царствование, потому что начинаете его, соблазнив чужую невесту, начинаете его вероломством. Мой род и я сам отныне свободны от всякой привязанности и всякого уважения к вам, в которых я заставил поклясться моего сына в склепе Сен-Дени перед гробницами ваших великих и благородных предков. Вы стали нашим врагом, ваше величество, и отныне над нами лишь один бог, наш единственный повелитель и господин. Берегитесь!»
– Вы угрожаете?
– О нет, – грустно сказал Атос, – в моем сердце так же мало заносчивости, как и страха. Бог, о котором я говорю, ваше величество, и который слышит меня, знает, что за неприкосновенность, за честь вашей короны я и теперь готов пролить кровь, какая только осталась во мне после двадцати лет внешних и внутренних войн. Поэтому примите мои заверения в том, что я не угрожаю ни человеку, ни королю. Но я говорю вам: вы теряете двух преданных слуг, потому что убили веру в сердце отца и любовь в сердце сына. Один не верит больше королевскому слову, другой не верит в честь мужчины и чистоту женщины. В одном умерло уважение к вам, в другом – повиновение вашей воле. Прощайте!
Красиво?
Очень!
Возвышенно?
Не то слово. И при этом неверно по сути, так как король никого не соблазнял. Но главное даже не в этом. Главное, а что дальше?
В романе "Виконт де Бражелон" Атос то и дело говорит "А", но забывает сказать "Б". Нет ни малейшего смысла во всех этих словах, если за ними не следуют действия.
Объявляешь себя врагом короля? — Так будь им на деле, а не на словах!
Считаешь, что власть короля священна? — Тогда не ломай шпагу.
Нельзя усидеть на двух стульях одновременно. К тому же, ломая шпагу и объявляя себя и Рауля врагами короля, Атос не заметил, как загнал сына в угол.
Ну в самом деле — какие виды деятельности приличны для дворянина?
Военная служба? Для Рауля она закрыта — его отец сломал шпагу, значит, они больше не служат королю.
Жизнь при дворе? — См. выше.
Пиратство? — Патент получают от короля, а выходить в море без патента — это обычный разбой, недостойный сына графа де Ла Фер.
Осваивать Новый Свет? Это тоже происходит под властью короны, а Атос сломал шпагу...
Отправиться в Англию, Испанию, Италию? — "Пусть лучше король будет виновен передо мной, чем я перед ним" — сказал Атос.
Заняться торговлей? — А вот это позор для дворянина и не достойно сына графа де Ла Фер...
Ну, вы поняли? У Рауля нет никаких возможностей куда-то направить свою энергию. Активная деятельность могла бы его спасти, но у него нет ни малейшей возможности для действий. Сломав шпагу, Атос перекрыл ему все пути.
Вот и представьте ощущения молодого человека, фактически запертого в небольшом имении. От пережевывания одних и тех же мыслей мозг кипит, чувства бурлят и ни малейшей возможности выплеснуть все это вовне.
Скажете, он все же нашел возможности, и в результате погиб?
А проблема заключалась в том, что выход был мнимый. Правильный вопрос задал Раулю герцог де Бофор:
— Кому же ты будешь служить, милый друг? Теперь уже не те времена, когда можно было сказать: "Я принадлежу господину Бофору". Нет, теперь уж мы все, малые и великие, принадлежим королю. Поэтому, если ты будешь служить на моих кораблях, — никаких уловок, мой милый виконт, — ты будешь тем самым служить королю.
Но Рауль все так же спокойно и твердо ответил:
— Герцог, вопрос, который вы мне задаете, я уже решил для себя. Я буду служить в вашей эскадре, раз вы оказали мне милость и согласились, чтобы я сопутствовал вам, но служить я буду владыке более могущественному, чем король Франции, — я буду служить господу богу.
Замечательно, не правда ли? Этого хотел добиться Атос? Видимо, все же нет — он просто не думал о последствиях.
А ведь в четырех стенах очень многие люди начинают мыслить неадекватно — не так давно это можно было наблюдать. И обеты Рауль так и не произнес, то есть стал еще и клятвопреступником. Тяжкая ноша, особенно для столь строго воспитанного человека. Не удивительно, что загнанный в узкие рамки запретов, Рауль сломался.
А вот стены вокруг него выросли после красивого жеста отца. Красивые жесты частенько бывают разрушительными.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки