📅 Звуковой Календарь 23/05/2021
Сегодня столетний юбилей со дня рождения Григория Чухрая — известного советского режиссера, снявшего фильмы «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», лауреата орденов Отечественной войны, «За заслуги перед Отечеством» и многих других.
Он родился на Украине под Мелитополем, воспитывался матерью — партийной работницей и отчимом, который руководил селекционной станцией, а затем — колхозом. Маму часто направляли на работу в другие регионы, поэтому и Григорий часто менял школы и места жительства. Около 1936 г. она отправилась в Москву на курсы повышения квалификации и взяла сына с собой. Окончив курсы, уехала, а Григорий с ее согласия остался в столице и жил в общежитии Тимирязевской академии. Ему помогали местные курсанты, а сам он подрабатывал: рисовал лозунги, заголовки и иллюстрации для газет, оформлял праздники.
В старших классах Чухрай увлекся художественной литературой и театром, даже организовал драмкружок, вскоре превратившийся в агитбригаду имени В. Маяковского. Увлекся и кинематографом настолько, что весной 1939 г., покидая школу, без колебаний подал документы на режиссерский факультет ВГИКа. Но поступить не успел, потому что его призвали в армию.
Чухрай служил сначала на финском фронте в школе младших командиров связи, где обучал солдат радиотехнике, а затем воевал в Великой Отечественной Войне. Осенью 1941 г. пошел добровольцем в авиадесантные части, в которых оставался до конца войны: был связистом, инструктором рукопашного боя и парашютного дела, разрабатывал диверсионные операции и участвовал в них. Чухрай воевал на нескольких фронтах, не раз был ранен, и закончил войну у Дуная, возле венгерско-австрийской границы, в чине старшего лейтенанта.
В 1946 г., демобилизовавшись и выйдя из госпиталя, Чухрай снова подал документы во ВГИК и поступил в мастерскую С.И. Юткевича. Григорий Наумович вспоминал, что тот сначала с недоверием отнесся к нему, — мужчине с солидным жизненным и военным опытом, но с нехваткой «общей культуры», — однако Чухрай убедил его, благодаря настойчивости и страсти к кинематографу.
Учеба давалась нелегко: из-за осложнений от боевых ранений Чухрай долго лечился в госпиталях. Была и другая проблема: производственная база ВГИК того времени была недостаточной, чтобы снять полнометражный фильм в качестве дипломного проекта. Поэтому в 1952 г. Чухрая отчислили из института с правом защиты диплома. Закончить обучение помог М.И. Ромм, взявший его в качестве ассистента на съемки своего двухсерийного фильма «Адмирал Ушаков». Массовые сцены, подготовленные ассистентом-Чухраем, и стали его дипломной работой, которую он защитил в 1953 г.
Окончив институт, Чухрай некоторое время провел на Украине, работая с другими режиссерами и пытаясь добиться разрешения на самостоятельную постановку. Затем его вызвал на работу в Москву директор Мосфильма И.А. Пырьев. Там, в мастерской М. Ромма, в 1957 г. состоялся его режиссерский дебют — фильм «Сорок первый» по одноименной повести Б.А. Лавренева, который он давно мечтал поставить. Необычен сюжет, основанный на событиях Гражданской войны: красноармейский стрелок Марюня оказывается на изолированном острове с пленником-белогвардейцем и влюбляется в него. Многие киномастера критиковали картину еще на стадии обсуждения постановки, считая её сюжет противоречивым и недостаточно выдержанным идеологически. Но Чухрай отстоял постановку, она состоялась и была хорошо принята в Советском Союзе и за рубежом. На Х Международном кинофестивале в Канне «Сорок первый» получил специальную премию «За оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность».
Следующая картина «Баллада о солдате» 1959 г. по сценарию, написанному с В.И. Ежовым, была особенно важна для Чухрая. Для него она была долгом «перед памятью тех, с кем вместе шел в бой, и кто не вернулся с войны». Солдат — это собирательный образ всех боевых товарищей, дорогих сердцу режиссера. Идея фильма была проста и сложна одновременно: историей о погибшем солдате показать, что «человечество потеряло одного хорошего человека, а это — большая потеря и большая печаль». После успеха «Сорок первого» многие отговаривали Чухрая от новой постановки, которая казалась менее масштабной и впечатляющей, но тот настаивал и «пробивал» её. Съемочный процесс тоже не обошелся без сложностей: уже утвердив актеров, Чухрай посчитал необходимым заменить некоторых из них на более молодых. Были и другие конфликты со съемочной командой и руководством. Сначала фильм выпустили с запретом на показ в больших городах и в столицах республик. Но вскоре, как вспоминал Чухрай, фильм оценил А.И. Аджубей, зять Н.С. Хрущева, а затем и сам Никита Сергеевич, который распорядился отправить «Балладу о солдате» на кинофестиваль в Канны.
Третий фильм «Чистое небо» по сценарию Д.Я. Храбровицкого рассказывает о судьбе летчика Алексея Астахова после войны. Из-за того, что он побывал в фашистском плену, в мирное время к нему относились с подозрением. Он был исключен из партии, не мог найти работу и место в жизни. Через эти трудности ему помогает пройти любящая жена. Фильм снимался импровизационно, сценарий дорабатывался уже в процессе съемки, и поэтому, по словам режиссера, картина кажется фрагментарной. Тем не менее, зрители приняли ее хорошо. Чухрай говорил, что, вопреки расхожему мнению, главное в фильме — не высказывание против культа личности, а образы главных героев и характер поколения, остававшегося верным идеалам, несмотря на все сложности и испытания.
Помимо названных картин, Григорий Наумович снял замечательные фильмы «Жили-были старик со старухой» 1964 г. о «бойце революции современной эпохи», документальный монтажный фильм «Память» 1970 г. — исследование памяти о Сталинградской битве в городах мира, советско-итальянский фильм «Жизнь прекрасна» и другие картины.
В 1965-1976 гг. Чухрай был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения на «Мосфильме». Идея этого объединения состояла в том, чтобы создать новую для советского кино систему кинопроизводства, основанную на экономической заинтересованности. Студия успешно развивалась и приносила прибыль, в ней были сняты фильмы, вошедшие в золотой фонд советского кино, среди которых «Белое солнце пустыни», «Иван Васильевич меняет профессию» и «12 стульев». Григорий Наумович руководил студией 10 лет до самого ее закрытия.
Григорий Чухрай выпустил две книги воспоминаний: «Моя война» и «Мое кино».
Предлагаем послушать фрагменты двух интервью Григория Наумовича. В первом Г.Н.Чухрай рассказывает об участии в Великой Отечественной Войне, о войне как основной теме своего творчества, о своих фильмах. Во втором размышляет о новаторстве в кинематографе. Записи доступна для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/23-05-2021
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь» , мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.