Найти тему
газета "ИСТОКИ"

ЗАЦВЕТЕТ ЛИ НОВЫЙ САД?... ИЛИ ЧТО МЕШАЕТ ТВОРЧЕСКОМУ РОСТУ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Сегодня гость редакции известный башкирский художник А.П. Ванзин (творческое имя Аластер Маквизард), постоянный участник различных художественных выставок. Картины, написанные им, охотно включаются любителями живописи и коллекционерами в личные коллекции, известно, что и крупные художественные музеи готовы включить в свои собрания его работы.

Уже в студенческую бытность две картины Александра были приобретены иностранными подданными и увезены: одна в Австралию, – картина «Кричащий человек» – в город Сидней, вторая – «Пароход, плывущий по реке Гудзон» – увезена в Нью-Йорк. А.П. Ванзин состоит не в одном, а семи художественных союзах. Творческий союз художников России, региональное отделение союза в Республике Башкортостан выделило ему для творчества большие художественные мастерские.

– Здравствуйте, Александр Петрович! Нашим читателям будет интересно узнать поподробнее об известном художнике, который написал картину «Зелёная обезьяна».

– Здравствуйте! Спасибо, что называете художником, только себя таковым не считаю, и тем более известным. Шишкин Иван Иванович, Репин Илья Ефимович, Нестеров Михаил Васильевич и многие другие мастера, известные во всём мире, вот они известные мастера живописи, гении.

-2

"Зеленая обезьяна"

– Перед интервью я постарался побольше узнать о Вас в социальных сетях. У вас все атрибуты успешного художника. У Вас множество картин. Кроме того, на каждой двери в Ваших мастерских – от верхнего проёма до пола – таблички, на которых перечисляются все Ваши регалии, и места не хватает. Кстати, зачем? Это пиар? Желание, как говорят сейчас, «поймать хайп»?

– Да, Вы хорошо подготовились к встрече со мною, и имеете обширную информацию о моей творческой деятельности. Однако, согласитесь, лаборанта, моющего пробирки в больнице или регистратора в поликлинике сложно назвать врачом. Так и меня. Пытаюсь быть художником, мечтаю получить признание людей тем, что по возможностям и способностям служу людям, искусству и в целом нашей любимой родине – России. Состоять в Союзе художников, иметь много картин не значит быть художником. Порою человек имеет диплом об учёбе в специальном художественном заведении, но художником не является, а, к примеру, созерцатель, человек кажущийся внешне далёким от творчества – художник истинный. Пусть он не рисует картин, не пишет стихи, но в его отношении к окружающему миру такая искренняя любовь, и такая она красивая как сама жизнь, что и без определения ясно, вот он художник. Понятие художник неравнозначное, не беспрецедентная аксиома, точного определения не найти, у каждого своя версия понимания.

А перечёт званий, названий на дверях мастерских и многочисленные грамоты, дипломы и прочее на стенах мастерских это, образно говоря, мои баррикады. От посетителей, которые, не задумываясь особенно, предлагают купить мои картины, скажем так, за «пачку сигарет». Есть такая присказка – художника обидеть может каждый! Вероятно, они считают, что они тоже так смогут нарисовать или лучше, или, что их знакомые художники настоящие, или какие-то другие, а они пришли к бутафорскому, ведут себя иногда так, что могут похамить. Есть и такие посетители. И звание лауреат или иные, демонстративно указывающие мои достижения, охлаждают их самонадеянность. Несоразмерность предложения, оценки моего труда, всегда обижает меня и любого другого обидит. Тюбик самой дешевой краски стоит пятьсот рублей, а их потребуется для выполнения работы не один, плюс подрамник, добавьте холст, растворители для красок, кисти, время, затраченное на картину, предшествующий общий временной интервал обучению живописи, творческих противоречий и многое, многое другое, что необходимо для сотворения картин. Одна тетушка с овощного рынка предложила мне за картину, которую реставрировал год, привезти связку бананов, которыми торгует…

-3

"На пожизненной. Белый Л ебедь"

– Хорошо. Но ведь и Вас можно, наверное, уличить в несоразмерности цен на собственные картины. На картине «Зелёная обезьяна» значится ценник в шесть миллионов рублей, а картина «Рождение Вселенной» вообще продаётся по космической цене – сто шестьдесят миллионов рублей. Это что? Адекватность? Где бродят такие люди, готовые покупать картины за сумасшедшие цены? И что обижаться и строить «неприступные баррикады» от покупателей, готовых, по своим возможностям, покупать Ваше творчество по реальной цене?

– Хорошо. Давайте поговорим о реальности. Понятно, что Вам необходимо добавить для интереса читателей немного остроты в интервью. Но ответ обыденный. Сумасшедшим художником я не являюсь, хоть и моя фамилия Ванзин (Wahnsinn) в переводе с немецкого – безумие, помешательство, сумасшествие, или, как интерпретируют недоброжелатели, просто сумасшедший, все мои картины находятся в реалистичной ценовой планке.

Этюды у меня можно купить и по пятьсот рублей, и по две тысячи, картины от двух тысяч до десяти. Всё, что выше, это накрутки посредников, многочисленных галерей или арт-агентов. К примеру, известная художественная европейская онлайн-галерея, специализирующаяся на продаже произведений искусства современных художников, за мою картину, которая предложена им для реализации по цене одиннадцать тысяч рублей, выставлена в потоке их предложений за 46 тысяч в перерасчетах с евровалюты. На самом деле мои картины недорого предлагаются к покупке. И любой почитатель картин сможет подобрать по своему бюджету картину, мною же выполненную, непосредственно у меня. О двух упомянутых выше тоже объясню, почему астрономические цены. Цена складывается не художником, не по им самим придуманной хотелке, а давно применяемым проверенным процедурам во всём мире. В целом это банальная процедура, как и при расчетах любого товара. Картина тоже товар в некотором понимании, во всяком случае, для экономиста или покупателя – он её покупает. Материалы плюс экономически выверенное время, затраченное на производство. Произвести работу автомату или механическому роботу, штампующему двери автомобилей – одна цена, токарю, оттачивающему металлические болванки на токарном станке – иная, ему нужно платить, чтобы он мог жить в социуме, с художниками вроде бы проблема. Как определить цену картины, если он её рисовал двадцать лет. Однако так и определят – по количеству затраченных часов и материалов. Оплата труда художника такая же, которая позволит ему покупать продукты, одежду, платить за квартиру, прочие услуги. Вдохновение не в счет. Поэтому и противоречия между человеком с кисточкой в руках и рабочим с кувалдой на заводе, добывающим себе на пропитание. Ни тому, ни другому часто непонятны ценности продукта друг друга. Что исключительного в чирканье легкой кисточкой по поверхности холста, по сравнению с тяжелым физическим трудом? Чтобы разобраться в этом несоответствии, разработаны разные методики. Одна из них это рейтинги художников. Издаются специальные каталоги, где печатаются рекомендации, от которых зависит оценка работ того или иного художника и прочее, но в целом схема, такая, о которой упомянул выше. Рейтинг художника в каталогах с моим творческим багажом высок и оценивается весьма солидно. Картина размером 50х70 см, выполненная по требуемой технологии в живописи, оценивается в 1000 долларов.

-4

"Натюрморт с грушами"

Другая сторона процесса, из чего складываются порою несоразмерные цены на произведения искусства – это инвестирование. Когда картина становится не картиной, а предметом вложения средств. У капиталистов денег столько, что рассовать по карманам, сейфам, банкам у них уже проблема, а куда их деть. К примеру, деньги слопает инфляция, а картины не съест, они всегда только растут в цене. Вот и бродят акулы капитализма по художественным аукционам, покупают, по меркам астрономических масштабов, шедевры. Но чтобы стать шедевром картина должна набрать хорошую историю. Если история интересная, она более привлекательна для инвестирования. Порою картины великих мастеров живописи, на которые потрачены годы труда, стоят гораздо меньше, чем инсталляция из ржавых канистр со свалки. Об упомянутых моих картинах, о кажущейся несуразности цены простое объяснение: они интересные своей историей и вполне могут приобретаться как вложение денег с целью дальнейшей перепродажи. Это доказывают рейтинги известных галерей, где в линии продаж мои картины предложены покупателям. Отчёты, присылаемые этими галереями, статистика показывают, что картинами весьма заинтересованы. Постоянный мониторинг моих картин из двух дилерских центров в Китае и США свидетельствуют о том, что они вызывают у опытных игроков на площадках, торгующих картинами, серьезный интерес.

История этих картин уже стала востребованной и транслируется многими СМИ. Дмитрию Ивановичу Менделееву приснилась таблица химических элементов, Нильс Хенрик Давид Бор – датский физик – увидел во сне строение атома, так и ко мне во сне явилась обезьянка, подробно рассказала, как её нарисовать и за сколько продать. Куда потратить деньги от продажи картины и много ещё чего. Проснувшись в холодном поту, я понял, как выполнить сюжет картины, который долго придумывал. Предварительная работа длилась в течение трех лет, ездил в Московский зоопарк, изучал поведение приматов и, конечно, образ обезьянки не приснился беспричинно. Менделееву или другим исследователям, ищущим понимания истины, смысла или решения чего-либо, спонтанно не упали из неоткуда решения, а стали результатом кропотливого обдумывания. Вероятно и мне, так как долго мечталось нарисовать необычную картину. Вообще картину написал и забросил её в кладовочку, а потом имел неосторожность рассказать знакомому художнику об её существовании. И как обычно тот поделился новостью со своей супругой, супруга с подругами, оные со своими подружками, те с друзьями и полетела молва в народ, что якобы она, картина «Зелёная обезьяна», приносит удачу, стали приходить люди и требовать показать нарисованную мистическую обезьяну, и так далее и прочее. Через год импресарио или дилеры, как хотите называйте дельцов от искусства, уговорили меня выставить картину на показ. После заявленной цены галереи отказывались принимать картину на выставки, опасались недоразумений. Мало ли чего, перебьют еще в ажиотаже витрины галереи или утащат картину с экспозиции. Но не это важное, просто у многих галерей нет страхового обеспечения. Поэтому многие интересные проекты не показываются любителям живописи из-за осторожности галеристов. Постепенно цена с 3 666 666 рублей поднялась до шести миллионов, инфляция, и менеджеры убедили в такой оценке. На одном телевизионном ток-шоу ведущий, вопреки регламенту передачи, всё хотел узнать, кто оценил такой суммой эту картину. А одна журналистка из центральной газеты не понимала, почему по сути раскрашенная тряпка стоит таких денег, не золотой же краской она нарисована, не украшена драгоценными камнями. С картиной за 160 миллионов тоже интересная история, но это отдельное длинное повествование, если состоится отдельная встреча, расскажу подробности. Явно за такие денежки, как Вы иронично сказали, никто картину не купит. Только за картины Леонардо да Винчи могут платить такие суммы. На крупном аукционе 15 ноября 2017 года его картину «Спаситель Мира» купили за 450 миллионов 312 тысяч 500 долларов.

Беседу вел Василий АРТЕМЬЕВ

Окончание следует…

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook