Найти тему

Медвецкая Светлана Геннадьевна

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 им. А. С. Сергеева» г. Курска.

Почётный работник общего образования РФ

Отличник образования Молдавии

Победитель национального проекта «Лучшие учителя России»

Лауреат городских, региональных и всероссийских конкурсов.

Депутат Курского городского Собрания 3-5 созывов.

Адрес: 305016, г. Курск, ул. Советская, д. 25

Светлана Медвецкая:

«Школьные традиции рождаются жизнью»

Территория воспитания Гражданина и Патриота

Когда Светлана Медвецкая пришла в школу № 18 директором, в октябре 1999 года, она столкнулась с проблемами, которые могли показаться неразрешимыми. Здание запущено, на стенах трещины, крыша протекает, денег на ремонт нет. Коллектив учителей встретил нового директора с недоверием, но и с надеждой. П ерспективу она видела так: «Хочу, чтобы вместе мы сделали школу одной из лучших в городе». Выпрашивала у строителей в соседнем РСУ доски, на собственные средства купила шифер. Начали поднимать школу вместе, к рышу чинила мужская часть коллектива. Медвецкая справилась благодаря своей энергии и опыту организаторской работы в комсомоле и профсоюзах.

Одновременно вместе с коллегами работали над совершенствованием учебно-воспитательного процесса. Светлана Геннадьевна, учитель высшей категории, выработала своё профессиональное кредо. Школа должна дать ученику знания, развить его способности, указать дальнейшую дорогу. Но этого мало. Выпускник должен понимать своё призвание в обществе. Истинное назначение школы – воспитать человека и гражданина, привить идеалы, сформировать личность с твёрдой жизненной позицией и нравственными устоями. В этом направлении и строила Медвецкая процесс обучения и воспитания детей.

Чтобы идти вперёд, надо знать историю. Школа имеет глубокие корни в прошлом. В 1873 году на месте, где был дом, в котором родился первый русский художник историко-бытового жанра В. Г. Шварц, на пожертвования горожан было построено двухэтажное здание Курского Александровского образцового училища для детей из бедных семей, с благословения цесаревича Александра, будущего императора Александра I I I.

В эпоху революции и Великой Отечественной войны школа исчезала и возрождалась вновь, как феникс из пепла. В декабре 1918 года училище было преобразовано в советскую школу № 18 первой ступени, её первыми учениками стали гимназистки начальных классов бывшей Курской Мариинской гимназии. Медвецкая взяла этот факт на заметку.

В годы Великой Отечественной войны, до оккупации, в школе располагался госпиталь, в 1943 году в ходе боев школьное здание было почти полностью разрушено. В 1950 году оно было отстроено , в нём и возродилась средняя школа № 18.

История и традиции непосредственно влияют на учеников, способствуют развитию их личности. Традиции не придумывают, они рождаются жизнью, складываются десятилетиями. Они помогают подготовить школьников, будущих граждан, к служению Оте­честву, воспитывают чувство ответственности и долга.

Ч тобы детям было интересно учиться и интересно жить, школа должна смотреть в будущее, динамично развиваться, работать творчески, не по старинке, совершенствовать методики. Нужно изменить сложившуюся десятилетиями модель школы, ориентированную только на объём знаний. Светлана Геннадьевна и коллектив учителей, поддержавший начинания директора, выбрали для школы направление, в котором учитывается личностный, гражданский аспект образования. Патриотическое, культурное, духовно-нравственное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса. Намного позже это направление было закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте.

С 1999 года в школе начала складываться система воспитательной работы. Ввели дополнительное образование по основам православной культуры, затем оно было дополнено программой «Основы культуры поведения». В полную силу зазвучала тема патриотического воспитания, становления личности на основе духовно-нравственных ценностей.

Школа носит имя курянина Александра Сергеева, командира миноносца «Стерегущий», повторившего во время русско-японской войны подвиг крейсера «Варяг», Присвоение школе имени героя положило начало изучению истории Российского флота и созданию в школе кадетских классов, формирование и чёткое исполнение проекта «Морские ворота сухопутного Курска».

Первый военно-морской кадетский класс был открыт 1 сентября 2001 года, его сформировали из числа учеников других школ. В учебные планы были добавлены часы по профильным предметам: математике, физике, информатике и физкультуре. В программу обучения заложены высокие педагогические стандарты, требования к дисциплине.

И другим ребятам это было интересно, для них были созданы клубы, где они получают первые практические навыки в морском деле: экипажи юных друзей флота для младших, для ребят постарше – «Юнга», «Нахимовец». Кадетами они становятся в восьмом классе.

Обучение в кадетских классах ведётся по авторским программам. Ребятам дали шанс выбора, и они им воспользовались. После окончания школы многие охотно идут служить в ВМФ, стремятся стать офицерами. Около 60 выпускников школы стали офицерами Российских Вооруженных Сил, 5 из них – девушки.

Сегодня в школе №18 создана одна из лучших в Курске современная материально-техническая база, с учебными кабинетами, компьютерными классами, кабинетами-лабораториями. Созданы все условия для занятий физкультурой и спортом.

У чительский корпус школы представляет собой сплав опыта и молодости. Достижения 63 работающих педагогов отражены в результатах аттестации, отраслевых наградах, в конкурсах педагогического мастерства, в том числе и всероссийских. Давняя традиция школы – сохранение памяти о лучших учителях. Так, фестиваль искусств назван именем учителя музыки В. Г. Шедько, школьный конкурс педагогов «Признание» носит имя заслуженного учителя Л. А. Макаровой, конкурс учеников по точным наукам – Б. Е. Постникова. Связь поколений, сохранение лучшего опыта помогает педагогам школы эффективно формировать инновационную среду.

Теперь в школе многое связано с морем, традициями ВМФ. В школе действует клуб авторской песни «Морская душа», хореографическая студия «Парус», изостудия «Волна», первый в Курской области школьный военно-морской музей «Куряне и Российский флот». Кадеты-старшеклассники проходят практику в Санкт-Петербурге, на учебных сборах при Военно-морском инженерном институте и институте Морской корпус Петра Великого, в Севастополе в училище имени Нахимова, посещают боевые корабли, музеи ВМФ.

Потянулись в кадетские классы и девочки. Это привело к мысли о возрождении традиции русского женского образования, где главным было воспитание духовности, нравственности, женственности. В 2011 году в школе был сформирован из восьмиклассниц Мариинский девичий класс, первый в России, в городе и области. За основу воспитания девочек взяли лучшее из методики преподавания в Курской Мариинке, изучив архивы Курского государственного университета. Мариинки участвуют в добровольческой, социально значимой, благотворительной деятельности, осваивают практические навыки по оказанию первой медицинской помощи, проходят летнюю социальную практику в детском саду, специализированном Доме ребёнка. Родители одобряют о бучение девочек навыкам, которые им пригодятся во взрослой и семейной жизни. Они говорят: «Ребята-кадеты – гордость школы, а Мариинские девичьи классы – её украшение». Последовательно претворяется проект «Благородные девицы с улицы Советской».

В 2014 году состоялся выпуск первого инженерно-технологического класса. Проект «Инженеры будущего» породил ещё одно открытие – социальные практики на предприятиях Курска.

Во всех классах, а их в школе 33, школьная жизнь бьёт ключом. Многие годы развивается проектно-исследовательская деятельность, активно работает НОУ «Отечество», в котором 8 различных секций, в них вовлечены практически все ученики. Питомцы школы – постоянные победители и призёры олимпиад, участники конференций Всероссийского, регионального, муниципального уровня.

На основе педагогического проектирования созданы методические объединения и творческие группы учителей, цель которых – информационное и методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. За два десятилетия накоплен большой опыт преподавания основ православной культуры. Созданные педагогами школы методики и авторские программы, публикации, практика стажировки изучаются широкой педагогической общественностью региона. Урок, проведённый С. Г. Медвецкой, был показан на телевидении Японии. Возникшее инновационное образовательное пространство привело к созданию новой модели – муниципального ресурсного центра «Духовно-нравственное становление патриота и гражданина Отечества».

Цели педагогов и семей в воспитании детей едины, много внимания уделяется привлечению к школьным делам родителей. С 2002 года работает «Школа родительского мастерства», где осуществляется психолого-педагогическое, правовое просвещение, проводятся конференции, психолого-педагогический консилиум, консультации. Классные руководители еженедельно проводят родительские консультационные часы. На постоянной основе работают родительский клуб «Гнёздышко», совет отцов, совет бабушек, клуб «Серебряный возраст», киноклуб «Отцы и дети». Поиск форм совместной работы школы и семьи в интересах ребёнка ведётся постоянно.

Опыт Курской школы № 18, её инновационные образовательные программы востребованы педагогами страны и высоко оцениваются обществом. На протяжении двух десятилетий школа, участвуя во Всероссийских конкурсах, завоёвывает награды, золотые медали, гранты, дипломы за достижения в обучении и патриотическом воспитании учащихся, в профессиональной ориентации на службу в Российском флоте. Последние достижения – почётное место в рейтинге «Лучшие школы России», звание лауреата Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2020» в номинации «Образовательная организация – территория воспитания Патриота и Гражданина Отечества».

Валентин Вальков