11 апреля 2021 г. стал последним днем работы старейшего гастронома в Москве - "Елисеевского". За последние две недели со знаменитым магазином пришла попрощаться, кажется, вся Москва. Рассказываем, что случилось с гастрономическим символом столицы и кто виноват в его закрытии.
❗ Больше новостей - в telegram-каналe, подписывайтесь https://t.me/newspotreb
Дореволюционный "храм обжорства"
Магазин был открыт на пересечении Тверской улицы и Козицкого переулка купцом Григорием Елисеевым еще в 1901 г. Одной из отличительных черт был большой ассортимент как импортной продукции, так и отечественных товаров. Владимир Гиляровский в книге "Москва и Москвичи" называл магазин "храмом обжорства".
Но несколько месяцев назад полки гастронома стали пополнять только молоком и хлебом, а остальной ассортимент распродавать со скидкой 50% и более. Например, импортная газировка стоила всего 50 руб. вместо 200 руб. до этого.
Проблемы начались, в частности, из-за управляющего оператора "Елисеевского" - сети магазинов "Алые паруса". Ее бизнес пострадал из-за девальвации рубля и продуктового эмбарго в 2014 г. - большая часть ассортимента магазинов состояла из импорта. Другой причиной краха "Алых парусов" стали проблемы с основным бизнесом Максима Блажко, основателя девелоперской компании "Дон-строй", который считался бенефициаром ритейлера. Большинство точек сети располагались в принадлежащих девелоперу зданиях и имели особые арендные условия. В 2019 г. сеть "Алых парусов" была выставлена на продажу, а в конце 2020 г. закрыла все точки.
В конце 2020 г. гендиректор "Елисеевского" Наталья Харитонова утверждала, что магазин продолжит работу. Но в конце марта стало известно, что гастроном закроется 12 апреля 2021 г.
Чье здание
"Алые паруса" были только управляющим оператором. Основное юридическое лицо, с которым ритейлер и заключал договор, - ООО "Елисеевский магазин".
Здание "Елисеевского" принадлежит Москве. ООО "Елисеевский магазин" арендовал историческое помещение с 1997 г. и пытался его выкупить в 2015 г., когда власти столицы объявили аукцион по продаже площадей гастронома. Но не получилось.
Изначально город установил цену за помещение в 1,2 млрд руб., рассказывал представитель ООО "Елисеевский магазин" Глеб Простаков. Цена была слишком высокой, началось судебные разбирательство. В 2017 г. суд снизил сумму до 500 млн руб. ООО "Елисеевский магазин" полностью выплатил ее. Но Росреестр не регистрирует права собственности. Почему - Простакову неизвестно.
Кто на самом деле управляет сейчас "Елисеевским магазином", ясно не до конца. Практически 100% в ООО "Елисеевский магазин" принадлежат кипрской компании. Собеседники RT предполагали, что реальный бенефициар - владелец многих других торговых площадей на Тверской Якоб Якубов.
Сложное место для торговли едой
После новости о закрытии старейшего гастронома столицы правительство Москвы пообещало проследить за сохранностью фасадов и интерьеров "Елисеевского" вне зависимости от того, кто станет его собственником.
Вопрос остается открытым, а пока ООО "Елисеевский магазин" пытается найти нового оператора.
Управляющая компания уже обращалась к сети премиальных супермаркетов "Азбука вкуса". Переговоры шли и с X5 Retail Group (владеет "Пятерочками", "Перекрестками" и др.), писали СМИ. Среди возможных кандидатов назывались нижегородский франчайзи сети Spar - "СПАР Миддл Волга" и еще одна сеть премиальных магазинов - "Глобус гурмэ". Владельцы последней - известные рестораторы Аркадий Новиков и Антон Пинский. Они могли бы совместить на площади гастронома две концепции - ресторан и магазин, полагают эксперты.
“Место знаковое: посетить "Елисеевский" - сродни (тому, чтобы) побывать в Большом театре. Правда, дизайн гастронома несколько устарел, плохо для места и отсутствие парковки, к тому же туристов такой исторической диковинкой не удивишь”, - говорил Forbes Новиков. При этом ресторатор признавал: "Если бы "Глобус Гурмэ" предложили этот проект, можно было бы что-то придумать".
"Елисеевский" - очень непростой объект для продовольственного ритейла, говорил начальник отдела развития сети "Азбука вкуса" Петр Мершиев. Кроме уже упомянутых проблем с туристическим потоком и парковками, он также посетовал на офисных работников, которым не интересна полная продуктовая корзина.
Формат простого магазина на месте исторического памятника бесперспективен. Новому оператору предстоит придумать концепцию, которая снова выделила бы "Елисеевский" из общей массы магазинов.
Во времена СССР популярность гастроному обеспечивал широкий ассортимент в эпоху дефицита. Сюда приходили за экзотическими продуктами, а не просто посмотреть на интерьеры. Теперь же основная часть покупателей - туристы, которые так и не вернулись в страну из-за пандемии. Местные жители ходят за продуктами в сетевые и фермерские магазины, которых открылось достаточное количество по всему центру. Ситуацию осложняет и отсутствие парковки рядом.
Но пока остается нерешенным вопрос с собственником помещения и новым оператором, сделать что-либо в "Елисеевском" будет трудно.