Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА (ч.18): РАЗВОДИТЬСЯ ИЛИ НЕ РАЗВОДИТЬСЯ

Оглавление

(Mк. 10:1-12)

Сто лет назад американцы практически не знали, что такое развод. Мы не настолько наивны, чтобы думать, что в 1883 г. не было неудачных браков. Но по какой-то причине эти неудачные браки не заканчивались бракоразводным процессом. Для сравнения скажем, что сегодня двадцать два процента всех американцев прошли через развод. Развод стал настолько обычным делом, что, по оценке Пола Глика, старшего сотрудника демографического отдела службы переписи населения, среди сегодняшних 21-летних замужних женщин одна на каждые три была или будет в разводе. Более того, он прогнозирует, что, если не произойдет нечто такое, что остановит рост разводов, скоро процент всех браков, заканчивающихся разводами, перевалит за цифру 40. Хотя точную статистику в отношении браков, разводов и повторных браков получить трудно, по самым скромным оценкам, один брак из каждых четырех заканчивается разводом, и в 80 процентах случаев оба партнера после этого вступают в повторный брак.

I. ЩЕКОТЛИВЫЙ ВОПРОС (10:1, 2)

В десятой главе Иисус излагает Божью волю в отношении развода. Вот начало этой главы:

«Отправившись оттуда, приходит в пределы иудейские за иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ; и, по обычаю Своему, Он опять учил их. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?» (ст. 1, 2).

Марк точно указывает, какой мотив стоял за этим вопросом фарисеев. Он говорит, что они пришли испытать Его. Они хотели задать Иисусу щекотливый вопрос. Они надеялись, что в Своем ответе Он скажет нечто такое, что вызовет большие разногласия. К тому времени их враждебность к Нему была настолько сильной, что они были намерены уничтожить Его. Поэтому они и выбрали такой трудный вопрос, который, как они знали, приведет к спору независимо от того, каким будет Его ответ.

В дни Иисуса среди иудеев существовали две основные точки зрения на развод. Сторонников так называемого "легкого" развода возглавлял иудейский раввин по имени Гиллель, а лидером “трудного" развода был иудейский раввин Шаммай. Их позиции были диаметрально противоположными. Фарисеи пришли к Иисусу и, по сути, спросили у Него: "Мы хотим, чтобы Ты сказал нам, какой путь правильный”.

Сторонники легкого развода считали, что закон Моисея разрешал мужчине разводиться с женой по любой причине, в то время как приверженцы трудного развода держались того мнения, что развод можно оправдать только в случае явной сексуальной неверности. Разногласие базировалось на разном толковании одной конкретной фразы во Втор. 24:1, являющемся основным законодательством по разводу в Ветхом Завете. В этом стихе закон гласит:

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки и отпустит ее из дома своего».

Основанием для двух различных точек зрения на развод в дни Иисуса была фраза “найдет в ней что-нибудь противное". Сторонники легкого развода, последователи Гиллеля, говорили, что для мужа фраза “что-нибудь противное" может означать все, что он таковым посчитает. И подгоревшие гренки, и беспорядок в доме, и, как отмечал Иосиф Флавий, ее слишком громкий крик на детей, - все это могло служить мужу оправданием для развода. Согласно этой точке зрения, муж, фактически, мог развестись со своей женой, когда ему заблагорассудится. Сторонники трудного развода придерживались позиции, что "что-нибудь противное в ней” означает только явную сексуальную неверность. Чтобы иудей мог заявить о своем праве на развод, необходимо было четко установить факт супружеской неверности.

II. БОЖЕСТВЕННЫЙ ОТВЕТ (10:3-12)

Иисус был пророком, а не политиком. Он не уклонялся от вопросов и не искал дипломатических ответов. В Своем ответе Он осудил иудейских лидеров за их равнодушное и оскорбительное отношение к своим женам. Он не захотел вникать в мельчайшие противоречия иудейских раввинов и их толкования этой фразы из Моисеева закона. Вместо всего этого Он обратился к изначальному порядку вещей, установленному в Бытии. Прочтем стихи с 3 по 9:

«Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь; в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Главная цель Моисеева закона заключалась не в том, чтобы разрешить развод, а в том, чтобы ограничить зло. С самого начала Бог задумал так, чтобы один мужчина всю жизнь жил с одной женщиной. Уступка Моисея в законе, разрешавшая развод, ни в коей мере не вносила изменений в первоначальный Божий план. Иисус сказал: “По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь" (Map. 10:5). Их жестокие сердца, их греховная жизнь не позволяли людям в дни Моисея жить в соответствии с высокими моральными требованиями Бога. Именно упрямый эгоизм людей, а не Божья воля, заставил Моисея сделать для них эту уступку. Матфей в своем Евангелии так пишет об этом: “Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так" (19:8).

Но вернемся к Mк. 10, где мы узнаем о том, как Иисус ответил на этот вопрос Своим ученикам:

«В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (ст. 10-12).

Иисус изложил Своим ученикам основной принцип супружеских взаимоотношений. Развод, какой бы ни была его причина, не является волей и предопределением нашего Бога. Если говорить о Божьем изволении, развод вообще исключается. Иисус высказал то, что пророк Малахия высказывал за сотни лет до Него: “Бог ненавидит развод” (2:16). Когда Бог соединяет мужчину и женщину в браке, они должны стать единой неделимой плотью. Как сказал Иисус, “Они уже не двое, но одна плоть" (Mк. 10:8). Иисус думал о разводе не как о разделении двух отдельных интересов, а как о разрыве единого целого на две части. Божья арифметика в отношении брака совершенно иная. Он говорит: “Один плюс один равняется одному”. Любое исключение из этого правила никак не соответствует Божьему идеалу.

Иногда Бог высказывал Свой идеал по какому-либо вопросу, четко формулировал принцип, а затем давал некоторые указания тем, кто не мог добиться этого идеала. Хорошим примером служит 1 Кор. 7:10, где изложена Божья воля в идеале: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводится с мужем...”. Это идеальная Божья воля. В следующем стихе Павел продолжает мысль и наставляет тех, кто по какой-либо причине не достигает идеала: “Если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей”. Фактически, Бог сказал: “Мой идеал брака - чтобы вступившие в брак не расторгали его, но Я понимаю, что не все люди смогут достичь этого идеала. Поэтому в случае развода по какой бы то ни было причине не вступайте в повторный брак; а лучше примиритесь".

Божья воля - это один мужчина для одной женщины на протяжении всей жизни. Божественный идеал четко изложен в Mк. 10. Марк не дает никаких исключений из этого правила. Но полное учение Иисуса по какому-либо вопросу должно определяться только путем сведения воедино всего того, что Он говорил по этому вопросу во всех Евангелиях. Обратившись к параллельному отрывку в Мф. 19, мы обнаруживаем, что Иисус здесь делает одно исключение к этому божественному правилу: “Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует...” (ст. 9). В рассказе Матфея добавлена фраза “не за прелюбодеяние". Употреблено слово порнеа, что дословно означает половую распущенность в целом. Матфей изложил слова Иисуса более полно, чем Марк или Лука. В Евангелии от Матфея сказано, что мужчина не должен разводиться со своей женой, а жена не должна разводиться со своим мужем, если только причиной этому не служит половая распущенность; любой же последующий брак после развода, состоявшийся не по причине распущенности, делает бывших супругов виновными в прелюбодеянии.

III. СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВЫВОДЫ

Какие же тогда выводы мы должны сделать из всего сказанного? Первый вывод заключается в том, что Бог ненавидит развод. Согласно Его воле, развода не должно быть вообще. Он допускает его - но не требует - только в случае половой распущенности. Божья воля остается прежней: оба супруга остаются вместе на всю жизнь независимо от того, что происходит в их взаимоотношениях в течение этого времени. Даже в случае супружеской неверности Бог хочет, чтобы она была прощена и брак сохранен до самой смерти.

Мифическая идея совместимости придумана нашим обществом. Еще не родились такие двое людей, которые были бы полностью совместимы. На свете еще не было такой пары, чей брак был бы счастливым без огромных усилий приспособиться друг к другу и без взаимной бескорыстной отдачи. Несовместимость как основание для развода - это зачастую не что иное, как утонченная формулировка махрового эгоизма как со стороны мужа, так и со стороны жены.

Один юрист, занимающийся бракоразводными процессами, сказал, что он абсолютно убежден в том, что любая пара, чей брак оказался неудачным, могла бы быть относительно счастливой, если бы у обоих супругов хватило зрелости поработать над этим. Этот брак может быть далек от идеального, но если мужчина и женщина перед Богом дают торжественную клятву всегда быть вместе в радости и в горе, то помоги им Бог, если они на самом деле не имеют этого в виду. Что Бог соединил, человек да не разъединяет. Государство может узаконить развод, но по Божьему замыслу брак заключается на всю жизнь, и только Он может быть нашим окончательным судьей.

Второй вывод заключается в том, что любой, кто разводится по каким-либо иным причинам, кроме половой распущенности, и вступает в повторный брак, повинен в прелюбодеянии. Это, возможно, не то, что нам хотелось бы услышать, но Иисус сказал именно так. Его слова нельзя понять никак иначе.

Существует одна простая причина, почему Иисус говорит, что человек, который разводится по какой-либо другой причине, нежели безнравственное сексуальное поведение, а затем вступает в повторный брак, повинен в прелюбодеянии. И эта простая причина заключается в следующем: такой мужчина или такая женщина по-прежнему связаны браком со своим первым супругом. Мы должны понять, что земной суд не имеет власти и права расторгать союз, заключенный Богом. Мужчина и женщина, которые разводятся не по причине сексуальной безнравственности одного из супругов, в Божьих глазах по-прежнему являются мужем и женой и, согласно Божьему закону, не имеют права создавать новый союз. Любая другая причина, кроме неоднократно отмеченной выше, не может расторгнуть брак и предоставить свободу сторонам для создания другого брака независимо от решения суда.

Третий вывод, который мы можем извлечь из всего этого, заключается в том, что после развода по причине безнравственного сексуального поведения только невинная сторона может вступить в повторный брак. Вдумайтесь в слова, приведенные в Мф. 19:9: “Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует". Фактически, Иисус здесь говорит: “Расторгнувший свой брак по причине супружеской неверности и вступивший в другой брак, не осуждается Богом”. Эта привилегия не распространяется на того, кто проявил безнравственность и стал причиной развода. Тот же, кто развелся по причине аморального поведения супруги/супруга, в соответствии с Божьим законом имеет право вступить в повторный брак. В Библии ничего не сказано о том, имеет ли право послуживший причиной развода заключать другой брак. Я думаю, мы должны допустить, что это право не распространяется на безнравственного супруга/супругу при разводе, разрешенном Писанием.

Развод в дни Иисуса был всегда уступкой и никогда вознаграждением. Это было признанием неудачи, а не победой. Иисус допускает его только в случае безнравственности, потому что Он не хочет заставлять того, кому была нанесена подобная обида, оставаться в таком браке. Наша культура не очень-то придерживается христианского взгляда на брак. Мы прагматичны; на нас оказывает глубокое влияние нестрогая мораль и потребительское отношение к жизни. Для того, чтобы побриться, мужчины уже не взбивают по старинке мыльную пену помазком в кружке, чтобы потом нанести ее на лицо и сбрить. Они используют аэрозоли в баллончиках и кремы в тюбиках, а когда те заканчиваются, просто выбрасывают их. Я даже пользуюсь дешевыми одноразовыми станочками. Попользуешься таким станочком в течение недели, а потом выбрасываешь его. Мы привыкли уже пользоваться вещами какое-то время, а затем, когда они израсходуются, выбрасывать их. Мы привыкли периодически заменять всевозможную технику и оборудование, которое используем дома и на работе. Но люди - это не вещи, которыми можно попользоваться, а затем выбросить. Их нельзя заменить. Партнеры в браке не взаимозаменяемы. Человек - это больше, чем работающее и производящее животное. Например, если во время работы был убит током электрик, то сын погибшего не говорит: “Мой отец, который был электриком, умер. Я надеюсь, что моя мама выйдет замуж за другого электрика". Он говорит: “Мой папа умер, и мама может когда-нибудь выйти замуж вновь, но она никогда никем не заменит мне отца". Мы не можем заменить человека так, как заменяем оборудование. На самом деле Иисус любил фарисеев. Он любил их так, как любит своего ребенка отец, когда убирает от него подальше острый нож. Иисус знал, как глубоко люди могут ранить друг друга, если будут относиться друг к другу, как к вещам, а не человеческим существам, созданным по образу и подобию Божьему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

То, что Он сказал фарисеям о разводе, - это не рекомендация очередного социолога в журнале. Это сказал Иисус из Назарета, который умер за нас и который призывает нас следовать Ему, если мы хотим найти путь к жизни благодатной и вечной. Вряд ли какие уроки более необходимы нашему народу и Господней церкви, чем учение Иисуса о постоянстве брака. Если мы, христиане, хотим быть солью земли и светом мира, то мы на словах и на деле должны показывать, что почитаем Слово живого Бога по этому вопросу. В противном случае мы не будем достойны того имени, которое носим.

У подножия Голгофы возможно прощение любого греха. Если ваш брак не удался, то позвольте сказать вам, что вы все равно можете вверить свою жизнь Иисусу Христу и обрести в Нем прощение. Но только исполняя всю волю Иисуса, можно обрести прощение и жизнь в избытке.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи