Друзья, нам с Вами здорово повезло! У нас есть два замечательных города. Я имею ввиду два города, которым в истории выпало быть столицами: Москва и Санкт-Петербург.
Питер – чудесный город, возведенный на европейский лад, пронизанный историей, имперским великолепием и изяществом дворцовых ансамблей XVIII-XIX веков. Его прямые проспекты и улицы, раскинули ровную сеть, в которую так и норовят угодить туристы. Город удивительной архитектуры, романтики и вдохновения, разводных мостов и белых ночей, обладает волшебной атмосферой. Мне нравится этот город, там живут мои друзья, но судьба распорядилась мне быть москвичом, а Москва…
Москва – совсем другой город. Город древний, город славный. Москва – первопрестольная, город державный и патриархальный. Это сейчас он сумасшедше быстрый до головокружения, а когда-то жил он размеренной жизнью. С чаем из самоваров, непременно с баранками и вареньем или сахаром «вприкуску», а то и «вприглядку». И все это на верандах теремов или в саду под кустом душистой сирени.
Предлагаю отправиться посмотреть некоторые московские терема и теремки.
Теремной дворец (Московский Кремль)
Самый центральный и величественный конечно же Теремной дворец, от которого так и веет далекой сказочной стариной. Теремной дворец высотой в три этажа был построен по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои в 1635-1636 годах. Поставлен над двумя уровнями палат времен Василия III и Ивана IV (XVI век).
В Теремном дворце жил сам царь с сыновьями. Палаты царицы и царевен располагались с северной стороны и до нашего времени не сохранились. Парадным фасадом дворцовых построек был не южный, как сейчас, обращенный па Москву-реку, а восточный - выходивший на Соборную площадь.
Во всем здании сохранился характер старинных деревянных хором. Оно напоминает несколько изб, поставленных друг на друга. Почти все комнаты в жилых покоях одинаковы, каждая с традиционными для изб тремя окнами. Только самый верхний этаж - Златоверхий теремок - состоит из одной светлой комнаты.
В XVIII веке после переноса столицы в Санкт-Петербург Теремной дворец приходит в упадок. В нем хранятся царские сокровища из снесенной Казенной палаты — уже в XIX веке их передадут в музейную Оружейную палату.
Архитекторы определяют облик Теремного дворца как пестрое сочетание древнерусского стиля с итальянским (на Руси его называли ломбардским). Дворец вошел в историю как первые царские покои из камня.
Практически нереально описать словами сказочную красоту внутреннего убранства, насладиться и ощутить ее можно только воочию. В интернете имеется значительное количество фотографий помещений дворца, по которым можно в первом приближении ознакомиться с царскими хоромами.
В настоящее время Теремной дворец является частью резиденции Президента РФ. Свободного посещения для горожан и туристов нет. Попасть на экскурсию можно только в составе группы, допущенной к посещению Большого Кремлёвского дворца с разрешения комендатуры Кремля.
Главный дом городской усадьбы купца Н.В. Игумнова (ул. Большая Якиманка, дом. 43).
Один из самых известных домов в русском стиле в Москве. Вместе с оградой церкви Иоанна Воина он составляет архитектурный ансамбль, поддержанный и новым зданием французского посольства, построенным в 1979 г.
Сложный силуэт, образованный крышами разных объемов дома, напоминает древнерусские палаты. Фасады сочетают качественную кирпичную кладку (между прочим кирпич везли из Голландии), отделку натуральным светлым камнем и цветные изразцы фабрики Кузнецова.
После революции 1917 года Игумнов добровольно передал дом в собственность советской власти.
С 1938 г. в доме Игумнова работало посольство Франции, а с 1979 г. это резиденция посла Французской республики. Здесь проходят дипломатические приемы, устраиваются праздники.
Городские легенды:
Поговаривали, что купец построил особняк, чтобы жить в нём со своей любовницей — танцовщицей Варварой, но затем заподозрил её в измене и замуровал девушку в стенах здания. Очевидцы шепчутся, что до сих пор в здании французского посольства водится так называемая «белая женщина».
А еще говорили, что на одном из торжественных приёмов, проводившихся в особняке, Игумнов решил удивить гостей и выложил пол в парадной комнате золотыми монетами (империалами) с изображением профиля государя . И уже на следующий день в Петербурге Николаю II доложили, как московское купечество выплясывало на императорских профилях, отчеканенных на монетах.
Реакция последовала незамедлительно: высочайшим распоряжением Николай Игумнов был выслан из Первопрестольной, без права возвращаться в оную. Уж послали так послали: в Абхазию . Считается, что именно Игумнов привез в Абхазию мандарины.
Крайне внимательные картографы утверждают, что до сих пор на спутниковой карте Абхазии в посёлке Алахадзы можно различить его инициалы: «ИНВ» – это кипарисовые аллеи, фигурно высаженные сто лет назад, у меня не получилось увидеть.
Городская усадьба П.И. Щукина (ул. Малая Грузинская, дом 15, с. 1).
Среди зданий на Малой Грузинской выделяется большой дом в псевдорусском стиле - с изразцами, высокими «теремковыми» крышами. Построил его себе купец, коллекционер и меценат Петр Щукин.
Его страстью в собирательстве были произведения восточных мастеров, параллельно он занимался коллекционированием памятников западноевропейского искусства Однако, со временем изюминкой его коллекции становятся предметы древнерусского быта и искусства, которые позднее лягут в основу коллекции частного музея «Российских древностей». Коллекция росла и требовала места для размещения и экспонирования, вот под нее то и был построен этот «пряничный домик».
С 1895 года музей открыт для свободного посещения, причем владелец усадьбы сам давал пояснения и комментарии к своей коллекции.
В 1905 г. П.И. Щукин пожертвовал свою коллекцию вместе с землей и недвижимым имуществом Историческому музею. С тех пор музей стал называться отделением Императорского Российского Исторического Музея имени императора Александра III – Музеем П.И.Щукина.
На момент передачи коллекция превышала все фонды Исторического музея(!!!).
После революции здание сохранило свое предназначение: одно время в нем находились фонды Музея старой Москвы, потом был Музей Центральной Промышленной области, с 1928 г. — студенческое общежитие, а с 1934 г. по ходатайству М. Горького комплекс был передан Биологическому музею им. Тимирязева, который находится здесь и сегодня.
Особняк Ивана Цветкова. Цветковская галерея (Пречистенская набережная, д. 29, с1)
В 1901 году набережную Москвы-реки украсил сказочный терем.
Здание возвел для своего обширного собрания произведений искусства коллекционер И. Е. Цветков.
В 1898 Цветков выкупает пустующий земельный участок на Пречистенской набережной, отдав за него 14 тысяч рублей. План дома меценат и коллекционер составил сам, а за проектом обратился к Виктору Михайловичу Васнецову, не только знаменитому художнику, но и прекрасному архитектору.
Архитектурная концепция здания должна была соответствовать «русской» идее собрания Цветкова. Компактное двухэтажное здание из красного кирпича богато украшено деталями в стиле древнерусского зодчества XVII века. В этом доме он поселился сам и разместил свою галерею (450 картин, 1300 рисунков, 36 пластических работ).
Несомненно памятуя о Третьякове, Иван Евменьевич в 1909 году решил передать свое собрание городу Москве, с условием пожизненного проживания в особняке. Цветков скончался в феврале 1917 года, за несколько недель до отречения императора Николая II.
Национализированная галерея функционировала как самостоятельный музей до 1925 года. Затем она получила статус одного из отделов Третьяковской галереи, позже часть ее собрания вошла в Государственный музейный фонд и распределилась по другим музеям России. В 1942 году бывший особняк Цветкова был предоставлен для размещения французской военной миссии в СССР. В наши дни в здании находится военный атташат Франции.
Главное здание Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., д. 10).
Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Этот дом семья Третьяковых купила в 1851 году. Но история этого владения прослеживается еще с конца XVII столетия. Уже тогда здесь были возведены каменные палаты, которые перестраивались на протяжении последующих веков, в том числе и во второй половине XVIII века при Кологривовых – тогдашних владельцах. Следующая перестройка была осуществлена купцами Шестовыми в 1835-1839 годах.
А вот фасад здания в виде русского терема с наличниками-кокошниками, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.
Основатель галереи стремился показать коллекцию широкой публике: крестьянам, мещанам, а простому человеку был ближе лубочный стиль, поэтому в архитектуре проявилась эстетика, близкая народу.
В 1892 году П. М. Третьяков передал свою коллекцию, включавшую к тому времени 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также 75 картин, принадлежавших его недавно скончавшемуся брату Сергею Михайловичу, в дар городу Москве. Сам же Павел Михайлович стал пожизненным попечителем галереи.
После революции 1917 года галерея была национализирована, а в 1918 г. она приобрела статус национального достояния.
В 1925 вопреки завещанию основателей Третьяковки, ее коллекцию разделили. Часть собрания передали в Музей западной живописи (сейчас Музей Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), а некоторые картины увезли в Эрмитаж.
Доходный дом Перцовой. «Дом-сказка» (Курсовой пер., д. 1).
В двух шагах от Храма Христа Спасителя уютно расположилось одно из самых узнаваемых зданий центра Москвы, одна, не побоюсь этого слова, из жемчужин.
Дом был построен в 1907 году и принадлежал Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова. Принадлежал то он Зинаиде Алексеевне, но только по бумагам, ну на всякий случай... Ничего не напоминает из современных реалий?
Яркое и необычное строение сразу привлекло внимание общественности. Его прозвали «Домом-сказкой» . Стиль Перцовского теремка окрестили «неорусским» — русский, но с применением современных материалов и решений. Будучи известным меценатом и покровителем искусства, Петр Николаевич Перцов задумал построить доходный дом для одарённых художников и артистов . Сам Перцов поселился здесь же, заняв три этажа, и у его квартиры был свой отельный подъезд.
Внутренняя отделка помещений поражала красотой и изысканностью и соответствовала внешнему облику здания. Изразцовые печи, резьба, курительные комнаты в восточном стиле, мебель из красного дерева…
До революции Дом Перцовой жил относительно спокойной жизнью. В подвале какое-то время работало кабаре «Летучая мышь» — прообраз нынешнего стенд-апа. По легенде название кабаре получило благодаря случаю: при осмотре и подборе подходящего помещения для кабаре из подвала вылетела летучая мышь.
В 1918 году дом перешёл в собственность государства. Перцовым квартиру оставили, а постояльцев сменили новые ответственные товарищи.
Некоторое время в Доме Перцовой жил видный большевик сам Лейб Давидович Бронштейн (простите, конечно же Лев Давыдович Троцкий).
В 1935 году согласно генеральному плану реконструкции Москвы дом Перцовой и другие здания вблизи храма Христа Спасителя подлежали сносу. На их месте должна была расположиться площадь Дворца Советов , но проект не был реализован, и исторические постройки уцелели .
Статус дома снова изменился в середине 1970-х — в него въехало и до сих пор занимает Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса министерства иностранных дел.
Измайловский кремль (Измайловское шоссе, д. 73 Ж)
А теперь - вишенка на торте, ну или ложка дегтя в бочке меда, это кому как. Что по мне, то это второй вариант: ну не нравятся мне новоделы, копии, подделки…
«Кремль в Измайлово» - культурно-развлекательный комплекс, построенный в 1998—2007 годах на территории усадьбы Измайлово . Представляет собой деревянные постройки, стилизованные под русское зодчество XVI — XVII веков ( неоисторизм ). Еще в начале 90-х годов XX века на месте развлекательного центра находился пустырь.
Другими словами это НОВОДЕЛ, по слухам при его строительстве использованы исторические гравюры и миниатюры. Никакого отношения к истории и архитектуре это нагромождение зданий не имеет. При его создании не стояло задачи воссоздать настоящую русскую крепость в том виде, в котором они действительно существовали в прошлом, поэтому комплекс можно рассматривать лишь как вольную архитектурную фантазию, скомпонованную из различных псевдорусских клише - местами избыточных, фальшивых и не всегда сочетающихся.
В культурно-развлекательном комплексе проводятся городские праздники, ярмарки и фестивали, выступают фольклорные ансамбли, а во Дворце счастья влюбленные заключают браки.
На территории кремля по выходным работает блошиный рынок или «Вернисаж в Измайлово», надо признаться не из дешевых и заточен, в основном, на иностранцев.
На сегодняшний день Кремль в Измайлове пользуется спросом у москвичей, которые приходят сюда на прогулку с детьми (в первую очередь это местные жители), и вызывает живой интерес иностранных туристов, которые ищут здесь контакта с русской культурой, хотя бы и в карикатурной форме. Здесь проходят свадьбы и торжества, устраиваются праздники и народные гулянья - так или иначе, несмотря на критику, колоритное местечко стало одной из общегородских точек притяжения.
Конечно же это далеко не полный перечень московский теремков и «пряничных домиков». Каждый интересующийся историей и архитектурой Москвы волен сам для себя добавлять в этот славный список те или иные интересные здания. Да и каждое из описанных зданий достойно отдельной более подробной статьи.
Понравилось - ставьте палец вверх, Вам ничего не стоит, а мне приятно!