Весь прошлый год мы были в эпицентре бури COVID19.
Для автомобильной промышленности, это обернулось значительным снижение продаж. Никогда ранее, такой ситуации в мире не было. Автопроизводителям оставалось тихо надеяться, что покупатели, выйдя из изоляции, будут больше чем когда-либо, заинтересованы в личной мобильности.
Но произошло иначе.
Во всем мире идет переход на цифровые технологии, во всех отраслях жизни. Облачные вычисления, ставшие сейчас более важными, чем когда-либо, стали причиной всплеска спроса на полупроводники .
Многие люди перешли на удаленную работу и были ограничены в посещении развлекательных заведений. Произошел огромный всплеск спроса на бытовую электронику. Такую как телефоны, ноутбуки и игровые приставки.
В отчете International Data Corporation ( американская компания, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий) говорится об увеличении продаж полупроводников на 5,4% в прошлом году . В том же отчете говорится, что эта отрасль может вырасти на 7,7% в 2021 году.
Крупные производители микросхем (такие как INTEL) передали производство этих сложных, капиталоемких компонентов, специализированным фирмам. Это означает, что на Азию теперь приходится значительная часть предприятий, которые занимаются производством полупроводников.
Двумя крупнейшими, на сегодняшний день, являются Тайваньская компания по производству полупроводников (TSMC) и Samsung, за которыми следуют несколько более мелких фирм.
В то время как TSMC в основном обслуживает электронную промышленность, многие более мелкие, но важные фирмы, играют решающую роль в автомобильном производстве, специализируясь на производстве микросхем для этой отрасли.
Автомобильные чипы имеют ряд особенностей:
- В автомобильной промышленности используются более крупные чипы на 150 нм, в отличие от более мелких 7-нм чипов, используемых в телефонах.
- Микросхемы должны иметь больше встроенных резервов при гораздо более низкой частоте отказов, необходимой для автомобилей. Так что размер не имеет большого значения.
- Автомобильные чипы, также, должны выдерживать более высокий диапазон температур, а скорость обработки данных может быть ниже, чем у телефонов. Хотя последнее утверждение может измениться, поскольку подключенные к сети 5G автомобили станут нормой.
Почему автопроизводители пострадали от нехватки полупроводников?
В автомобильной промышленности кризис вызван множеством факторов, которые работали против производителей в течение последнего года.
В первую очередь это сложность производства автомобилей.
В 2020 году спрос на бытовую электронику начал расти, а автомобильные компании из-за упавшего спроса, наоборот сокращали производство и следовательно уменьшали заказы на полупроводники, чтобы снизить расходы.
К концу года, спрос на автомобили начал расти, но производители полупроводников перераспределили мощности в сторону бытовой электроники и тем самым, был создан дефицит микросхем для поставки производителям автомобилей.
Положение дел ухудшил пожар, случившийся 19 марта 2020 года на предприятии Renesas, производящем микросхемы в Японии.
Renesas Electronics контролирует около 35% рынка автомобильных полупроводников, и полное восстановление может занять несколько месяцев.
Ситуация усугубляется высоким спросом на автомобили, в конце прошлого и начале нынешнего года.
Согласно отчету консалтинговой фирмы Deloitte, к 2030 году стоимость электроники будет составлять 50 процентов от общей стоимости производства автомобиля. Это значительный скачок по сравнению с 22 процентами в 2000 году, когда подушки безопасности и АБС стали обычным явлением и 35 процентами, которые были в 2010 году. Тогда мы впервые начали видеть на своих автомобилях, самые простые формы электронных систем ADAS.
Advanced driver-assistance systems - это электронная система, помогающая водителю управлять автомобилем и парковкой.
Электромобили и гибриды, немыслимы без систем управления аккумулятором и трансмиссией. С электрификацией и автономией приходит больше датчиков и, следовательно, больше полупроводников.
Ожидается, что компании, производящие полупроводники, воспользуются этой возможностью роста и предложат более стабильные поставки автомобильным компаниям.
А пока автомобильным компаниям придется развиваться в соответствии с новой реальностью.
Последние тенденция к объединению, в автомобильной промышленности и инвестированию в стартапы электромобилей нового поколения, должны упростить процесс развития полупроводниковой области.