Найти тему
Владимир Пискурев

Кино, это не ПРАВДА, кино - это КИНО, или - что, возможно, хотел сказать режиссёр Николай Досталь.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ.

В последнее время снимают немало фильмов о войне. У каждого режиссёра свой взгляд на эту тему. Фильмы снимают, показывают, а критики делают своё дело - анализируют, критикуют. Это их работа.

Слушая критиков в различных телевизионных программах, посвящённых кино, читая разные критические или аналитические (как хотите) статьи, посвящённые кино, иногда, у меня, возникает вопрос: - А для чего нужны критики, что открывают они мне – зрителю, высказывая о фильме свои мысли? Наверное, очень многое.

Видимо, гуманитарная сфера, исторически обзавелась критиками, и они являются неотъемлемой частью всего гуманитарного процесса (литература, театр, кино, изобразительное искусство, хореография, музыка и т. д.) и существуют для чего-то очень важного и нужного. Это факт, который не оспоришь. Есть действительно, потрясающие критики - знатоки своего предмета. Читаешь и получаешь удовольствие.

У одного из авторов, пишущих о современном кино, в списке, не понравившихся ему фильмов о войне, увидел фильм «Штрафбат». Мол, не было такого, и быть не могло и Досталь, что-то там нехорошее и неправильное показал.

Право автора так думать - искусство даёт право каждому свободного мнения. Я тоже, как зритель, имею такое право.

Мне кажется, что автор, критически оценивающий этот фильм, не увидел главного, - он не увидел КИНО.

Возможно, он оценивал этот фильм с точки зрения реальных, возможно известных ему документальных фактов, - а то, что показано в «Штрафбате» по его мнению, в событиях Великой Отечественной войны, быть не могло. И я не спорю с этим, и понимаю его. Я понимаю, о чём он говорит.

Но «Штрафбат», это всё - таки КИНО, ну неужели это непонятно. Кино не живёт по законам жизни. Оно живёт по своим законам - законам искусства КИНО.

Кино в художественных, подчёркиваю художественных образах, ВЫРАЖАЕТ жизнь, намекает на неё, создаёт некое подобие, но к реальности, никакого отношения, это не имеет. Понимаю, что говорю банальные вещи, но не могу о них не сказать.

Сценарий, режиссура, игра актёров - это всё художественный вымысел, и требовать от него, каких-то реалий, уповать на какую-то правду - более чем, странно.

«Штрафбат» не о войне, он о людях - на войне; их судьбах, их страданиях, их героических и мерзких поступках. Это фильм - не рассказ, это фильм - размышление; призыв - думать и размышлять о том, что и как было, почему - человек таков.

И Харченки (браво Мадянову), были, и, наверное, не мало, и Твердохлебовы были - разные, очень разные люди на войне были. Да, они выполняли долг, приказ, стояли насмерть, - но они были люди. И Твердохлебовых было больше, иначе бы мы не победили в этой жуткой войне. И они почти все - остались там.

И Досталь, на мой взгляд, великолепно показал образы этих людей. Нельзя не заметить великолепную игру актёров, исполнявших главные роли. Получились образы яркие, выразительные, запоминающиеся. Они явились подтверждением того, что кино, как вид искусства, дарит нам огромный спектр эмоций, и особенно, когда это касается такой сложнейшей темы - как война.

Повторюсь - за последние годы видел много военных фильмов, и удачными их, назвать не получается. Не цепляют они, нет в них ни войны, ни чувств, ни художественной правды. Внешняя картинка - есть, а КИНО - нет. Уж извините.

И кто бы, как бы, не относился к штрафным батальонам, но они – тоже сражались, они – тоже погибали, они – тоже, принесли нам победу, и их тела - тоже, остались в земле.

Возможно, критик не понял, что это фильм - ПАМЯТЬ. Память всем, подарившим нам - живущим сейчас, жизнь и свободу. И не важно, в каких батальонах они были - они все сражались с врагом. Это - ГЛАВНОЕ.

Говорить о войне можно много, а вот когда, самому, надо выскочить из окопа, и бежать под пулями… Вот для этого, надо ЧТО - ТО, внутри себя.

PS . Сейчас много ругают Серебрякова за его слова. Не хочу в это вдаваться, но я, простил его, простил за Твердохлебова. Он сыграл просто блестяще. Это образ настоящего русского офицера, воина, СОЛДАТА.