Слух у человека - способность поразительная, безусловно. О некоторых вещах мы вообще только догадываемся.
Даже мемы и шутки такие есть: де-скать, услышал свой голос на записи и понял, почему со мной перестали разговаривать.
А действительно, почему? Почему, например, мы слышим себя на записи совершенно другим человеком?
Все дело в улитке
Шутка в том, что наш орган слуха, улитка, воспринимает звук, который проходит к нам "по воздуху" или через твердые тела, в которых звук легко распространяется колебаниями.
И вот ведь, какое дело: наш собственный голос мы слышим именно таким, проходящим через твердое тело, наши кости и зубы. Поэтому и воспринимаем его иначе. Это легко проверить, если вы плотно заткнете уши и скажете пару слов.
Старинный способ слышать
О том, что все происходит именно так заговорили еще в Эпоху Возрождения, но ярчайшим примером такого звуковосприятия, через кость, называют величайшего Бетховена.
На секундочку!
Послушайте фрагмент:
Это 31 Соната, и считается, что к этому моменту композитор окончательно потерял слух. Как можно написать что-то музыкальное будучи глухим?
Суть вот, в чем
- Во-первых, строго говоря потеря слуха композитором, которая началась еще в 1796 году, была постепенной. Композитор жертвовал ради музыки всем, и даже - прекратил общение с людьми, чтобы не напрягать слух.
- Во-вторых, особенность и природа снижения слуха у Бетховена изучена не до конца.
- Но кое-какой свет на это проливает экспозиция в его Музее. Там собраны особые трубки, которые, как утверждается, Бетховен прикладывал к височной кости, и уже таким образом, колебаниями получал звук к улитке.
А еще так слушали в ранних театрах
На самом деле проведение звука через кость - явление не чистой воды медицинское. Такое давно применяется в армии, спорте, дайвинге. Но сперва - это стало некоторой "оптимизацией" развлечений.
И вот, как это было. Ранние театры, спроектированные с недостатками акустики, без микрофонов лишали дальних зрителей некоторых возможностей. Проще говоря, не все, что говорил актер, слышали на галерке.
Тогда появились первые патенты особых "вееров". Такие вееры закусывались зубами, затем прикладывались к деревянным перилам, и звук от актера, колебаниями через зубы был слышен даже на дальних рядах.
И поныне
Используется костная проводимость и сейчас, в большей степени для безопасности. Например, известны наушники, построенные на базе этой технологии.
Их особенность в том, что они не закрывают уши, а звук отправляют через кость, к внутреннему уху (улитке). Делают они это для безопасности. Например, вы слушаете музыку по пути на работу, едете на велике, и в таких наушниках вам будет легче расслышать сигнал автомобиля или другие окружающие звуки.
Узнать больше
Об этих наушниках и о том, как они применяются, вы можете на официальном сайте производителя таких устройств: пролистайте страницу вниз еще раз!