В школе мы с трудом запоминали стихотворения, путались в событиях, когда рассказывали историю России, а теперь по несколько раз повторяем важную дату, чтобы не забыть о ней, или не можем прожить и дня без ежедневника, в котором были бы записаны все важные дела. Почему так? Что сложного в том, чтобы запомнить действительно нужные вещи, а не песню, которую последний раз слушали несколько лет назад?
Немного теории
В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз провел эксперименты на памяти, в ходе которых пытался изучить так называемую чистую память, на которую бы никакие другие мыслительные процессы не влияли. В ходе исследования психолог просил испытуемых заучить короткие слоги, состоящие из двух согласных и гласных между ними. По большому счету это были совершенно случайные буквы, которые предположительно не должны были вызывать никаких смысловых ассоциаций, чем бы упростили процесс запоминания и испортили результаты исследования.
Эксперимент в итоге показал, что в течение первого часа после заучивания люди забывают 60% информации, а через еще 9 часов в памяти остается только 35%. Примерно через 6 дней этот показатель снижается до 20% и на этом же уровне остается в течение еще 6 месяцев. Получается, что основная часть материала теряется в первый час после изучения , и именно в это время требует дополнительного повторения. К слову, именно поэтому одно из недавних исследований показало, что те, кто смотрят сериалы и читают книги за один заход, хуже запоминают сюжет, в отличие от тех, кто разбивает этот процесс на несколько этапов.
Герман Эббингауз в соответствии с результатами исследования пришел к идее, что лучше всего запоминать информацию, если ее несколько раз повторить, оставив между заходами определенный промежуток времени, который бы с каждым разом увеличивался. По его мнению, сначала нужно повторить материал через 5 секунд после заучивания, затем — через 25 секунд, потом — через минуту, 10 минут, 1 час, 5 часов, 1 день, 5 дней и так далее. Можно сказать, что этой тактики мы неосознанно придерживаемся, когда из раза в раз крутим в наушниках любимую песню, ставим ее на повтор, а потом переслушиваем вечером, через неделю или месяц. Вот и итог: песни 2015 года мы помним, а важные события по-прежнему испаряются из головы, как будто их там вовсе не было.
Тактикой Эббингауза можно также пользоваться, когда вы, например, пытаетесь запомнить конспект лекции перед экзаменом, но она вряд ли повлияет на вашу память в долгосрочной перспективе. Да и университет далеко не первое место, где хорошая память может пригодиться. Поэтому: теория теорией, но что делать-то?
5 упражнений для развития памяти
Как бы мы ни хотели иметь хорошую память здесь и сейчас, это, к сожалению, не тот навык, который можно освоить хотя бы на базовом уровне за несколько часов активной тренировки. В основе любого развития лежат дисциплина и длительный процесс формирования привычки. Какие действия можно и нужно предпринять, чтобы улучшить свою память?
- Кроссворды, сканворды, скрабл — это игры, которые помогут вытащить из вашей памяти даже то, чего бы вы просто так ни за что не вспомнили. Таким образом вы освежите определенные ассоциации и в дальнейшем будете лучше запоминать слова.
- Учите стихотворения, цитаты, абзацы текста . В школе многие из нас не любили рассказывать стихотворения классу, и не столько из-за плохой памяти, сколько из-за общей неуверенности и страха публичных выступлений. Сейчас вам не обязательно кому-либо рассказывать стихотворения — учите их для себя, повторяйте периодически шепотом и тем самым развивайте свою память.
- Используйте таблицы Шульте: задача в том, чтобы некоторое время смотреть на набор случайных цифр, а затем по памяти воспроизвести содержимое каждой ячейки. Упражнение развивает зрительную и периферическую память, которая, ко всему прочему, улучшит ваши читательские способности.
- Считайте в голове . Арифметические задачки заставляют мозг напрячься и начать производить в голове быстрые математические вычисления, которые помогают развить память.
- Создавайте ассоциации . К счастью, это не так сложно, так как наш мозг по природе своей ищет взаимосвязи даже там, где их по факту нет. Направьте этот навык в полезное русло, и каждый раз, когда будете что-то учить, находите, с чем эту информацию можно связать. Восстановив ассоциативную цепочку, можно вспомнить все что угодно.
Читайте также нашу подборку, в которой представлены самые лучшие книги о том, как работает наша память, с множеством практических и простых в исполнении советов.