А думаем о них 24 часа в сутки 7 дней в неделю. На самом деле нет, и наша мудрая Совушка тому свидетель. Иначе бы вместо Совушки аватаром проекта была бы какая-нибудь жаба с монеткой во рту, дракон Фафнир или стивенсоновский попугай, хрипло кричащий «Пиастры, пиастры!!!»
Кстати, а это идея...
Но, кроме шуток, прямо сейчас мы хотели бы поговорить с вами о предмете, связанном с деньгами весьма опосредованно. То есть... снова о лингвистике. Точнее, о том, как правильно поставить ударение в словах «средам» и «деньгах». Вопросы не праздные, можно даже сказать, одни из вечных орфоэпических вопросов. Колебания в произношении этих слов фиксируются постоянно, почему же, наконец-то, не дать на этот вопрос окончательный (или снова нет?) ответ?
Деньги-деньги, дребеденьги...
Итак, начнем с «денег». Собирательное существительное, некогда имевшее форму единственного числа женского рода («деньга́», в значении старинной монеты — «де́ньга»). Кстати, напомним, что собирательные существительные примечательны тем, что не могут употребляться с количественными числительными. Сейчас уже нельзя сказать «пять денег» или что-то в этом духе (в выражении «одни деньги на уме» числительное «одни» выступает в роли частицы).
К тому же слово «деньги» — исключение из ряда собирательных существительных, наряду, например, с «джинсами», «хлопотами» и «финансами». Обычно у таких существительные есть только форма единственного числа («листва», «родня», «комарьё»). «Деньга» как собирательное существительное — это просторечие.
То, что у слова «деньги» есть только форма множественного числа, казалось бы, облегчает задачу постановки ударения. Да, с родительным падежом проблем не возникает: «нет (чего?) де́нег». Или как в приснопамятном: «де́нег нет, но...». Но в остальных косвенных падежах (исключая винительный) как раз и фиксируются колебания в ударении: в потоке речи его ставят то на основу, то на окончание.
Давайте просто запомним: ударение на основе во всех падежах, кроме родительного — «де́ньгам», «де́ньгами», «о де́ньгах» — это устаревшая форма. Да, она сохраняется в таких поговорках как «не в де́ньгах счастье». Ее можно употреблять, говоря, например, о комедии А. Н. Островского «Бешеные деньги» («В «Бешеных де́ньгах» все пускают друг другу пыль в глаза»). Но других исключений нет.
Современная литературная норма произношение слова «деньги» сформировалась в результате характерной для русского языка тенденции к смещению ударения к концу слова:
Среда заела
Вокруг правильной постановки ударения в разных падежах множественного числа слова «среда» тоже сломано немало копий. И здесь дело не только в тенденции к смещению ударения к концу слова. Все гораздо серьезнее, потому что зависит от значения слова «среда».
«Среда» — омонимичное слово. Под «средой» может пониматься как «день недели», так и «вещество, окружение, социально-бытовые или природные условия». И разница в ударениях в зависимости от значения слова, как говорится, налицо уже в единственном числе. В одном из самых коварных падежей — винительном. Но запомнить можно. Например:
Гораздо больше придется удерживать в памяти при употреблении слова «среда» в косвенных падежах множественного числа. Тенденция к смещению ударения к концу слова срабатывает только в отношении слова «среда» в значении «дня недели» (за исключением родительного падежа). Так что здесь поможет только практика. Или словари.
А хотите вишенку на торте? В дательном падеже множественного числа слова «среда» в значении «дня недели»... возможны варианты. То есть можно говорить не только «по среда́м», имея в виду, допустим, периодичность посещения какого-то мероприятия, но и «по сре́дам». Правда, эта норма фиксируется только в «Орфоэпическом словаре» И. Л. Резниченко и «Словаре трудностей» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой. В консервативном «Русском словесном ударении» М. Я. Зарва все ударения остаются на своих местах.
Может показаться, что это сближает слово «среда» в значении «день недели» со словами, относящимися к четвертому типу существительных с подвижным ударением. Но на самом деле «среда» относится к пятому типу: ударение в винительном падеже единственного числа переходит на основу, а во множественном числе может перемещаться к окончанию, как в четвертом типе (в дательном, творительном и предложном падежах), но, как видим, не все составители словарей с этим согласны.
Подведем итоги. О чем бишь мы хотели поговорить в день недели, следующий за вторником и предшествующий четвергу? Ах, да... «По среда́м мы говорим о деньга́х»! Хотя насчет постановки ударения в форме «по средам» мы не настолько категоричны...
Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!