Найти тему
Петр Власов

Русско-японская война: крейсеры, миноносцы и «вспомогачи» 2-й Тихоокеанской эскадры

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Основную ударную силу 2-й Тихоокеанской эскадры составляли броненосцы, сведенные в три броненосных отряда (описанных в предыдущей статье). Для поддержки этих тяжелых кораблей в бою эскадре были приданы и легкие силы, состоявшие из двух крейсерских отрядов и отряда истребителей (миноносцев). В задачи крейсеров входила разведка пути, по которому двигалась эскадра (для чего из наиболее слабых крейсеров был сформирован разведывательный отряд). Второй важной задачей этого типа кораблей было отражение нападений торпедоносных истребителей противника (в этот отряд вошли крейсеры, имевшие более сильное вооружение). Истребительный отряд скоростных миноносцев предназначался для торпедных атак на японские броненосцы, что могло бы оказать серьезное влияние на ход предстоящего сражения.

Однако командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой накануне боя отказался от выполнения своими легкими силами предписанных им задач, поручив миноносцам несвойственные этим кораблям функции спасательных судов, а крейсера бросив на прикрытие плетущихся за эскадрой тихоходных снабженческих транспортов…

Отряд крейсеров

Флагман крейсерского отряда крейсер 1-го ранга «Олег»
Флагман крейсерского отряда крейсер 1-го ранга «Олег»

Отрядом крейсеров 2-й Тихоокеанской эскадры руководил адмирал О.А. Энквист (держал свой флаг на «Олеге»). Отряд включал в себя 2 новейших бронепалубных крейсера 1 ранга «Олег» и «Аврора» (вступивших в строй в 1904 и 1903 гг. соответственно) и 2 старых броненосных крейсера «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской» (1883 и 1885 гг.). И опять в один строй были поставлены скоростные корабли («Олег» - 21,8 узла, «Аврора» - 19,2 узла) и тихоходы (изношенные «Мономах» и «Донской» в 1905 году способны были только на 15-узловую скорость). В результате крейсерский отряд сравнялся в скорости с отрядами устаревших броненосцев и оказался малопригоден к выполнению крейсерских функций.

Крейсера «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской» закладывались как однотипные, а потому их основные характеристики были схожи (дальность плавания 3.500 миль, броня компаунд - пояс 114-152 мм, палуба 13 мм). Но в ходе строительства проект был пересмотрен, и в результате «однотипники» получили разный состав вооружения и различающуюся схему расположения пушек. «Мономах» нес 5х6-дм (152-мм) и 6х120-мм орудий в казематах (+ 20 пушек малых калибров); «Донской» имел 6х6-дм и 10х120-мм орудий, часть из которых располагалась на открытой палубе (+16 «мелких» пушек).

Что касается новых скоростных крейсеров, то они принадлежали к совершенно разным сериям. Крейсер «Аврора» строился 6 лет; поэтому, когда он вошел в строй, его проект считался уже устаревшим. Корабль имел дальность плавания 4.000 миль, броню палубы 38-63 мм и рубки 152 мм. Артиллерия «Авроры» состояла из 8х6-дм (152-мм), 24х75-мм и 8 мелкокалиберных пушек, в большинстве своем расположенных открыто на палубе. «Олег» же строился чуть больше года, и к моменту вступления в строй относился к наиболее совершенным крейсерам того времени. Правда, для выигрыша веса он принимал меньше угля, и потому его дальность составляла только 3.000 миль. Зато «Олег» имел более мощное артиллерийское вооружение и был лучше защищен. Артиллерия этого новейшего крейсера состояла из 12х6-дм орудий, 4 из которых находились в носовой и кормовой поворотных бронированных башнях; ради увеличения числа пушек главного калибра количество более слабых 75-мм сократили до 12 (+10 оказавшихся в бою бесполезными «мелкашек»). Защищенность артиллерийских расчетов была увеличена установкой на пушках бронированных щитов (на «Авроре» щит имела только носовая пушка, все остальные оставались «голыми»); но лучше всего были защищены артиллеристы, находившиеся в полностью закрытых поворотных двуствольных башнях (броня 89-127 мм) на носу и на корме. Бронирования палубы составляло 35-70 мм, рубки – 152 мм.

-3

УЧАСТИЕ В СРАЖЕНИИ:

В Цусимском сражении русское командование использовало крейсерский отряд не для борьбы с легкими силами противника, для чего и предназначены крейсера, а для охранения шедших в конце русской колонны транспортных судов (большинство моряков считало решение Рожественского взять тихоходные транспорты в сражение большой ошибкой). Японцы же применили свои легкие крейсера по назначению: понимая, что транспорты набиты запасами угля и снарядов для снабжения эскадры, они бросили на транспортную колонну сразу два крейсерских отряда, а потом усилили атаку еще двумя отрядами. В результате русским крейсерам пришлось вести бой с вдвое, а затем - вчетверо превосходящим их по силе противником. В артиллерийской дуэли русские крейсера нанесли серьезные повреждения крейсерам «Идзуми», «Кассаги» и «Наниве», которым пришлось выйти из боя. Однако по десятку вражеских снарядов получили так же «Олег» (убито 13, ранено 37 человек) и «Аврора» (убито 15, в том числе командир крейсера, 45 ранено). «Мономах» и «Донской» попаданий избежали. В ночной темноте потерявшие скорость из-за повреждений «Олег» и «Аврора» отстали от эскадры и для ремонта ушли в нейтральный порт Манилу, где они были интернированы.

«Владимир Мономах», в дневном бою повредивший своим огнем крейсер «Идзуми», ночью отражал атаки японских миноносцев так усердно, что по ошибке обстрелял свои же эсминцы «Бедовый» и «Громкий». Узнав по сигналам этих истребителей об ошибке, «Мономах» стал опасаться потопить свои же корабли, и в результате подпустил к себе японский эсминец, который тут же всадил торпеду в правый борт крейсера. Утром уже сильно погрузившийся в море корабль обнаружили японские вспомогательные крейсера, и открыли по «Мономаху» огонь. Не имея возможности сопротивляться, командир дал экипажу приказ открыть кингстоны и спасаться (погиб 1, ранено 16 человек).

«Дмитрий Донской» утром потопил артиллерийским огнем оставшийся без угля миноносец «Буйный» (приняв на борт его экипаж), и направился во Владивосток. Около 16 часов его нагнали 6 японских крейсеров и 5 миноносцев; на их сообщение о сдаче кораблей Небогатова и предложение спустить флаг «Донской» ответил выстрелами. Крейсер сражался до темноты, нанеся серьезные повреждения крейсерам «Отава» и «Ниитака», но и сам получил 15 попаданий. Расстрелявший почти весь боезапас и потерявший артиллерию верхней палубы, «Донской» сумел за ночь отбить еще и все атаки миноносцев; а на рассвете, полностью исчерпав свои боевые возможности, крейсер был затоплен своим экипажем (в бою погибло 79 человек, ранено 150). Экипаж «Донского» и находившиеся на крейсере моряки с «Буйного» и «Осляби» попали в плен.

Разведывательный отряд

Флагман разведывательного отряда крейсер 1 ранга «Светлана»
Флагман разведывательного отряда крейсер 1 ранга «Светлана»

В разведывательный отряд были выделены корабли, малопригодные для эскадренного боя. Самым сильным из них был крейсер 1 ранга «Светлана», вступивший в строй в 1898 году. Этот крейсер строился для использования в роли яхты главы Морского министерства - великого князя Алексея Александровича; поэтому боевые качества корабля были в значительной степени принесены в жертву комфорту. Из-за этого крейсер 1 ранга имел на вооружении всего 6х6-дм (152-мм) орудий и 10 малокалиберных (по сути «салютных») пушек; лишь в 1904 году, когда корабль уже готовили к походу на Дальний Восток, часть «мелкоты» заменили на 4 более мощных 75-мм орудия. Скорость «Светланы» - 20,2 узла, дальность плавания – 3.500 миль 10 узловым ходом; броня палубы 37-63 мм, рубки – 102 мм.

Изначально яхтой являлся и крейсер 2 ранга «Алмаз», строившийся для наместника на Дальнем Востоке, адмирала Е.А. Алексеева (вероятного внебрачного сына императора Александра III ). «Яхтенное» назначение и стремление к комфорту сказалось на боевых качествах и этого корабля. В результате крейсер имел артиллерийское вооружение, по калибру соответствовавшее более слабому классу кораблей - миноносцев: 4х75-мм и 8х47-мм пушек. Бронирование на «Алмазе» полностью отсутствовало; оставляли желать лучшего и скоростные данные корабля: 19,2 узла – маловато для легкого крейсера.

Последним кораблем разведывательного отряда был вспомогательный крейсер «Урал» - купленный российским Морским ведомством австрийский пассажирский лайнер «Кайзерин Мария Терезия» (бывший лайнер «Шпрее», так же перекупленный австрийцами у немцев). Этот огромный пароход, по водоизмещению втрое превосходивший и «Светлану», и «Алмаз», имел скорость 19 узлов и дальность плавания 10.300 миль; его вооружили 2х120-мм, 4х75-мм и 8х47-мм орудиями и включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.

-5

УЧАСТИЕ В СРАЖЕНИИ:

Корабли разведывательного отряда, двигавшиеся впереди эскадры, при встрече с противником получили приказ перейти в самый конец колонны и идти в кильватере транспортов, прикрывая их с кормовых ракурсов. В ходе артиллерийского боя внимание противника привлек огромный небронированный «Урал»; он был очень удобной целью, и японцы накрыли его практически первым залпом. После ряда попаданий бывший лайнер получил повреждения, которые экипаж уже не мог исправить, и командир приказал команде покинуть тонущий корабль (на «Урале» погибло 22 и ранено 8 моряков). Экипаж перебрался на другие суда; однако полузатопленный «Урал», несмотря на открытые кингстоны, все еще держался на плаву. Его добили в 17.40 артиллерией и торпедами японцы, не подозревавшие, что на «Урале» нет команды.

В дневном бою крейсеров крупный снаряд в ватерлинию получил и «Светлана»; на следующий день израсходовавший накануне весь свой небогатый боезапас крейсер-яхта отказался сдаваться противнику, и около 11 часов был расстрелян практически в упор крейсерами «Оттова» и «Ниитака» (погибло 170 и ранено 36 человек).

Крейсеру «Алмаз» повезло: в дневном бою он избежал попаданий, а ночью командир принял решение прорываться самостоятельно. Пройдя вдоль побережья Японии, «Алмаз» избежал встреч с кораблями противника и 16 (29) мая прибыл во Владивосток.

Отряд истребителей (миноносцев)

Миноносец «Буйный», доблестно действовавший в Цусимском сражении
Миноносец «Буйный», доблестно действовавший в Цусимском сражении

Из 9 имевшихся в эскадре миноносцев 7 принадлежали к одному типу, а 2 – к тому же, но несколько измененному проекту (разница заключалась в отсутствии носового торпедного аппарата и иной конструкции мостика). По техническим же и ходовым характеристикам и те, и другие истребители были абсолютно идентичны, и способны действовать в одном строю. Все эти миноносцы имели скорость 27,7 узла, дальность плавания 1.200 миль; артиллерийское вооружение: 1х75-мм и 5х47-мм пушек. Торпедное вооружение состояло из одного неподвижного носового и двух палубных поворотных 381-мм торпедных аппаратов (на «Громком» и «Грозном» носовые аппараты отсутствовали).

Состав отряда истребителей

-7

УЧАСТИЕ В СРАЖЕНИИ:

В начале Цусимского сражения 4 миноносца получили приказ держаться вблизи флагманов отрядов («Бедовый» и «Быстрый» при «Князе Суворове», «Буйный» при «Ослябе», «Бравый» при «Императоре Николае I »); это было сделано для эвакуации штабов на случай возможной гибели броненосцев. Таким образом, данным приказом почти половина имевшихся истребителей была превращена из боевых кораблей в спасательные суда и оказалась фактически выключенной из боя. Остальные миноносцы выполняли распоряжение командования прикрывать с флангов транспорты. Такое распределение адмиралом Рожественским своих легких сил сделало невозможным их использование для торпедных атак на броненосцы противника. В результате русские миноносцы непосредственно в бою не участвовали, занимаясь в основном спасательными операциями. Правда, и при этом их моряки проявили доблесть. Так, поврежденный попаданием снаряда «Блестящий» спасал моряков с тонущего «Осляби», хотя при этом получил второе попадание и был уже полузатоплен. Отличился и «Буйный», так же спасавший под огнем моряков «Осляби», а затем (так же под снарядами) снявший с избитого «Суворова» раненого адмирала Рожественского с его штабом. Но выявились среди миноносных командиров и трусы. «Бедовый» и «Быстрый», имевшие приказ спасать руководство эскадры, задания не выполнили: бросили горящего «Суворова» и ушли под защиту других броненосцев. Остальные миноносцы следовали, как и было им предписано, за крейсерами, прикрывая транспортную колонну с флангов. А когда артиллерийская дуэль русских и японских крейсеров достигла максимума, истребители отошли под защиту броненосцев, укрывшись за их не стреляющими бортами от шквала снарядов.

Ночные атаки японцев русские миноносцы пережили благополучно; но на рассвете «Безупречный» был обнаружен и около 5.00 утра расстрелян крейсером «Читосе» (погибли все 73 человека экипажа). В 11.50 выбросился на прибрежную отмель Кореи миноносец «Быстрый», которому не удалось оторваться от преследования крейсера «Ниитака» (2 человека погибли, остальные попали в плен). С 8 часов утра и до полудня миноносец «Громкий» вел ожесточенный артиллерийский бой с миноносцем «Сирануи», добившись около 20 попаданий в японца; когда же снаряды на полузатопленном русском истребителе закончились, моряки в 12.45 открыли кингстоны и не сдали корабль врагу (23 человека погибли, 28 ранены). В четвертом часу по полудни без боя сдался всего одному японскому миноносцу «Бедовый», на котором находился штаб эскадры вместе с лежавшим без сознания командующим адмиралом Рожественским (штаб перешел на «Бедовый» с «Буйного», на котором закончился уголь). «Буйный» же сразу после пересадки штабистов около 7 часов утра был потоплен снарядами крейсера «Дмитрий Донской». Миноносец «Грозный» после ожесточенной перестрелки с миноносцем «Кагеро» сумел оторваться от преследования и на следующий день пришел во Владивосток. Добрался до Владивостока и «Бравый», на котором после израсходования всего угля топили котлы деревянными частями корпуса, личными вещами, машинным маслом и т.п. Получивший тяжелые повреждения еще при спасении экипажа «Осляби» миноносец «Блестящий» к утру 15 мая уже еле держался на воде; спасти его было невозможно, и чтобы ускорить затопление, экипаж открыл кингстоны, перебравшись на истребитель «Бодрый». «Бодрый» после этого направился в Шанхай, но 16 мая на нем кончилось топливо, и корабль дрейфовал в море четыре дня, пока проходивший мимо английский пароход не взял его на буксир и не привел в Шанхай, где миноносец был интернирован.

Вспомогательные суда

-8

Кроме перечисленных выше боевых кораблей в состав 2-й Тихоокеанской эскадры входили еще и 8 вспомогательных судов: транспорт-мастерская, 3 угольных транспорта, 2 буксирных парохода и два госпитальных судна. Они сопровождали русский флот на всем протяжении похода, снабжая его всем необходимым – углем, водой, продовольствием, боезапасом. Однако на заключительном этапе похода, вблизи вражеских берегов, эти тихоходные суда стали для эскадры обузой. Большинство моряков считало, что после последней дозаправки углем транспорты нужно отправить назад в Россию; однако командующий принял решение взять «снабженцев» в бой. Для защиты транспортов адмирал Рожественский выделил почти все свои легкие силы; однако это не спасло транспорты, но лишило боевой состав русской эскадры эффективной поддержки крейсерами и миноносцами.

Мастерская «Камчатка» и буксир «Русь» погибли под японскими снарядами еще в дневном бою; транспорт «Иртыш» на следующий день был затоплен своим экипажем, не желавшим сдать судно врагу. Госпитальные суда «Орел» и «Кострома» в тот же день 15 (28) мая захватили японцы; буксир «Свирь» и транспорт «Корея» добрались до иностранных портов и были там интернированы; а транспорт «Анадырь» повернул назад и вернулся в Россию.

Миноносец «Буйный» спасает штаб Рожественского с погибающего «Суворова»
Миноносец «Буйный» спасает штаб Рожественского с погибающего «Суворова»

Русско-японская война: состояние флотов

Русско-японская война: создание и поход 2-й Тихоокеанской эскадры

Русско-японская война: броненосные отряды 2-й Тихоокеанской эскадры

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.