Страх перед изменениями – это нормально. Древний защитный механизм давным-давно выработал такую цепочку: если я лежу на полянке, значит, мне не нужно убегать или драться, спасая свою жизнь. Следовательно, если я лежу, значит, я в безопасности. И наоборот. Если мне стало тесно на этой полянке, или на ней кончилась пища, то я пойду искать другую полянку, но вместо нее легко могу найти неприятности на свою голову. Отсюда другая логическая цепочка: что-либо менять всегда опасно. Одна логическая цепочка поддерживает другую, и на всякий случай мы продолжаем лежать на условной полянке, потому что не хотим неприятностей. Инстинкт самосохранения в действии.
Современные люди далеко ушли от природы, и поверх инстинкта наслоили другие причины не любить перемены:
Мы настраиваемся на определенный ход событий, и когда он вдруг нарушается, обижаемся, что кто-то посмел сбить наши планы. Обидно вдвойне, когда этого «кого-то» невозможно найти и наказать. Получается, как в «Служебном романе»: «Как умер? Почему умер? Я не давала такого указания!»
Другой вариант. Мы с большим трудом освоили какую-то новую работу. Старались, вкладывали душу и силы, а оно вдруг – раз! – и все изменилось, и выстраданная работа оказалась не нужна. До слез жаль собственных усилий, и, конечно же, возникает отторжение новшеств, отменивших такую важную для нас самих работу.
Или так: все было тихо и спокойно, все вокруг было привычным, было понятно, что и как нужно делать, получалось хорошо, результаты доказуемы и проверяемы. И вдруг изменение. И сразу страх: а справлюсь ли я с новыми задачами? Хватит ли сил, знаний, навыков? А что будет, если не справлюсь? А если уволят?
Еще один источник для беспокойства – возраст. Совершенно очевидно, что ребенок способен изучить новое быстрее и эффективнее, чем взрослый, а уж тем более чем пожилой человек. И вырастают сразу две линии сопротивления: первая – сопротивление технологиям, которые с таким трудом, продираясь через иностранные термины, приходится осваивать. Вторая – сопротивление самим функциям, для которых эти технологии предназначены.
И это вообще отдельная тема для размышления. Люди старшего возраста не привыкли громко кричать о своих достижениях, в эпоху их молодости это расценивалось как хвастовство и считалось неприличным. Люди, привыкшие жить в тесных коммуналках, старались соблюдать «правила социалистического общежития» и не мешать своим присутствием окружающим. Обратное поведение осуждалось или высмеивалось, в этом отношении одна Воронья Слободка у Ильфа и Петрова чего стоила! А новая жизнь диктует совершенно противоположные правила: теперь весь мир должен знать, что я съел на завтрак и какие смешные уши у моего котика. Непонятно, не всегда приятно, а потому неприемлемо. А раз неприемлема форма – то неприемлемо и содержание, а значит, все эти соцсети, электронные рассылки, электронный документооборот и вообще все, идущее через интернет, вызывают только обобщенный стон «куда катится этот мир!» и стойкое нежелание осваивать цифровые технологии.
Мир, правда, продолжает катиться, хотим мы того или нет. И подкидывает одно изменение за другим. Не успел автомобиль из роскоши стать средством передвижения, как уже объявлен вселенским злом, главным источником глобального потепления. Не успела одноразовая посуда облегчить организацию питания на пикниках и дачных вечеринках – экологи требуют ее уничтожения… Каждое новшество сопровождается стоном сопротивления и мощной рекламной шумихой, чтобы это сопротивление преодолеть.
И все это, одно за другим, валится на голову любого из нас: изменения большие, маленькие, глобальные, микроскопические, стратегические, сиюминутные, и все требуют осознания, определения, что из этого является фактом, а что – истеричными домыслами вокруг него, что основано на объективной необходимости, а что – лишь мода или «жареные газетные утки». Еще к первому изменению не успели приспособиться, а уже второе, от второго не оправились – третье в зените, и уже на подходе четвертое, и все говорят о пятом. Где взять время, чтобы освоить новые навыки? Где найти силы, чтобы их приложить для получения нового результата? Конечно, хочется взвыть «Хватит с меня изменений!»
Хорошая новость состоит в том, что даже к лавинообразным изменениям можно адаптироваться.