Здравствуйте. Это «Чайные параферналии» — новостной и немного развлекательный проект сайта teatips.ru. Если вам больше нравится смотреть и слушать, чем читать, то вот видео-версия выпуска. Ну а если вы не против читать, то листайте!
Нечайный неклипер из Гонолулу
Дэн Болтон (Dan Bolton) — известный чайный журналист — опубликовал материал о красивом шотландском проекте, в котором пересеклись чай и парусники. Задумка у шотландских энтузиастов такая. Они реставрируют парусник Falls of Clyde, превращают его в образец экологичности и наглядное пособие, в 2025 году запускают его по классическому чайному маршруту из какого-либо исторического китайского порта в Лондон, возрождают гонки чайных клиперов, это мероприятие всем нравится и становится массовым, все это дело привлекает внимание к потреблению чая и чайные компании обретают счастье. Для того, чтобы это счастье наступило, нужно просто вложиться в ремонт парусника (там нужны копейки, миллионов тридцать долларов) и организацию гонок. Ну и еще, понятное дело, будут небольшие расходы на телеграммы — ну или на что там брал деньги у васюкинцев Бендер.
Забавно, что возрождение гонок чайных клиперов предполагается начать с парусника, который не является ни чайным, ни клипером. Винджаммер (а это несколько другой класс судов) Falls of Clyde был построен в Глазго в 1878 году, возил разные грузы по всему белому свету, но при этом неизвестно, возил ли он чай. А в 1907 году парусник и вовсе был переделан в танкер. В 1968 году он стал судном-музеем, постепенно пришел в аварийное состояние и сейчас медленно разрушается в Гонолулу. Впрочем, неклиперность и нечайность Falls of Clyde — это не беда. В конце концов, самый знаменитый чайный парусник — Cutty Sark — на чайных маршрутах и в чайных гонках проявил себя не очень. Но все равно стал одним из символов чайно-парусной торговли, будоражил умы нескольких поколений мальчишек всех возрастов, изображен на этикетке виски, его именем одно время называлась регата больших парусников, он успел сгореть и восстановиться и вообще красавец.
Что же касается шотландского проекта, то ему, конечно, можно пожелать всяческих успехов. И обратиться пока к реальным парусным гонкам.
Чайный парусный маршрут
Чайный маршрут (Tea Route) — это морской маршрут из Гонконга в Лондон вокруг Африки. Он немного короче знаменитого чайного гоночного маршрута из Фучжоу в Лондон, но парусных гонщиков это особо не волнует. Время от времени очередная команда на очередном скоростном паруснике берет и ставит рекорд прохождения этого маршрута. С небольшой командой (5-6 человек) и без груза чая, конечно, — хотя чай на борту парусников, наверняка, присутствует.
В 2018 году команда тримарана Maserati Multi 70 под руководством Джованни Сольдини (Giovanni Soldini) прошла чайный маршрут за 36 дней. В февраля 2020 года этот рекорд был побит командой тримарана IDEC Sport под руководством Франсиса Жуайёна (Francis Joyon), они прошли маршрут за 32 дня. Интересно, что современные парусники проходят чайный маршрут в три раза быстрее чайных клиперов — хотя, конечно, такое сравнение совершенно некорректно. И маршрут немного короче, и груза нет, и современные парусники совсем другие, чисто спортивные. Но они тоже, конечно, очень красивые.
Boba Hot Pot
Когда мы собирали информацию о разных вариантах молочного чая (Bubble Tea, Boba Tea), то совершенно упустили из виду такое странное явление как Boba Hot Pot. Это такая вариация на тему хого, сябу-сябу или фондю, только готовятся прямо на столе не овощи или что-то там в расплавленном сыре, а молочный чай со всякими добавками. В каноническом варианте Boba Hot Pot готовится в хого, трепанированном китайском самоваре, куда вываливаются всякие разные наполнители — желе, кусочки фруктов, тапиоковые шарики — и все это дело заливается чаем с молоком. Ну а потом каждый участник застолья специальным черпачком набирает себе в миску «чайного супчика» с предпочитаемыми наполнителями. Выглядит страшновато, конечно, но если к миске с таким Boba Hot Pot добавить овершейк в качестве десерта, то чаепитие получится стилистически безупречным.
Бутерброд с чаем и чайные машины
Ну и раз уж речь зашла о чайных перверсиях, грех не вспомнить проект Teabrary, который работает в Сингапуре, Китае, Мьянме, Камбодже и на Тайване. Нас этот проект привлек чайными сэндвичами — они называются Toasteas и включают в себя какой-либо чайный компонент. Горчицу с зеленым чаем, васаби с улуном или там майонез с ассамом. Но оказалось, что чайные бутерброды — не единственная любопытная фишка Teabrary. У них форматная чайная карта — ну то есть в ней представлено несколько серий чайных напитков, а каждая серия, в свою очередь, состоит из нескольких конкретных позиций. Ну так вот, у них там есть серия Teapresso и серия Specialty. Teapresso — чаи с молоком, заваренных по эспрессо-принципу в специальной рожковой чайной машине. А чаи Specialty завариваются-выжимаются в специальной центрифуге, которая делает 28500 оборотов в минуту.
Любопытный, на самом деле, подход к чайной механизации. Основная проблема которой, как известно, состоит в том, что руками чай заварить легче. Если заваривать чай обычным способом. А вот если чайные машины изначально использовать не для обычного заваривания чая, а для приготовления разных чайных напитков, может получиться интересно.
Самоварная чайная пыль
Примерно треть участников опроса сахарной «Чайной пыли» категорически не приемлют сахара в чае — что вполне понятно и предсказуемо. Наш новый опрос посвящен, пожалуй, самому яркому русскому чайному символу — самовару. И мы будем признательны вам за ваше чайно-самоварное мнение. Вот ссылка.
Ранний сбор чая в Южной Корее
Установившаяся в чайной Южной Корее теплая погода позволила в этом году начать сбор чая раньше обычного. Обычно первый сбор чая в Корее (он называется у-чон, ujeon, 우전) начинается в середине апреля. В некоторых регионах, в Хадоне, например, иногда собирают чай так, чтобы успеть до 4-5 апреля, как и в некоторых областях Китая. Но в общем и целом основная чайная работа начинается в районе 20 апреля. А в этом году вот начали пораньше, и в Хадоне, и на острове Чеджу… Мы лет пять назад написали статью и сняли ролик про феномен корейского чая — и они почти не потеряли актуальности. Но и свежая корейская чайная информация нам тоже время от времени попадает в руки.
Корейские чайные тенденции и частности
Корейский журнал Hotel&Restaurant опубликовал серию материалов о состоянии чайного рынка и чайной индустрии в Южной Корее (раз, два , три ). Сразу отметим, что чая в Корее, с одной стороны, потребляется достаточно много и его потребление стабильно растет — доля чая в общем потреблении напитков составляет в Корее 13% (30% — кофе, 19% — газировки). А с другой стороны, чая в Корее потребляется очень мало и его потребление постоянно падает.
Тут вот какая заковыка. Как и во многих других культурах, в Корее под чаем понимаются любые безалкогольные напитки из растительного сырья, не получившие самостоятельной идентичности. И в статистику попадают все эти напитки, включая чай в бутылочках, потребление которого растет особенно быстро и тянет вверх общую статистику. При этом в Корее разные травяные, фруктовые и прочие чаи тотально доминируют над напитками, приготовленными из камелии китайской. Потребление же классического чая (большей частью — зеленого) ничтожно, часто привязано к ритуалам и в среднем составляет одну-две чашки в неделю на человека. И еще оно постоянно снижается — за последние годы оно упало примерно в два раза.
Тотальное доминирование нечайного чая над чайным стало причиной любопытного нюанса корейского чайного потребления. Практически вся оздоровительная репутация чая проходит мимо чая из камелии и тянет вверх потребление травяных и фруктовых чаев. Что, в принципе, даже разумно — совокупное оздоровительное действие всего множества травяных чаев всегда будет более выраженным и широким, чем оздоровительное действие классического чая. Интересно также, что среди корейцев до 30 лет зеленого чая больше пьют женщины, а среди корейцев старше 30 лет — мужчины, причем с увеличением возраста разрыв в пользу мужчин увеличивается. С учетом очень небольших объемов потребления зеленого чая в Корее такой любопытный гендерно-возрастной расклад может быть связан даже с совершенно незначительными особенностями корейской жизни. Например, с тем, что среди монахов больше мужчин — а многие монастыри в Корее работают с чаем. Но это так, гипотеза, конечно.
Что касается производства чая в Корее, то там тоже есть две любопытных тенденции. Во-первых, корейское чаеводство проникает в новые регионы страны, например в Ульсан и в провинцию Кёнсан-Пукто. Во-вторых, общая площадь занятых под чайные плантации земель в Корее в последние годы постоянно снижается, снижается и количество фермерских хозяйств, занимающихся чаем. При этом производство чая постоянно растет, в 2019 году объем производства чая в Корее достиг 5000 тонн. Это много для Кореи, много по сравнению, например, с Россией (у нас в год производится примерно 400 тонн чая) — но вообще конечно, слезы. Даже меньше, чем в Зимбабве.
Проникновение корейского чая (именно чая и в виде напитка) на международный рынок носит точечный характер — но иногда эти точки бывают очень заметными. Так, например, корейские чаи были одними из флагманов проекта Teavana в тот короткий период, когда эта сеть магазинов уже принадлежала Starbucks, но еще занималась полноценной чайной торговлей, а не превратилась в бренд бутилированного чая. В настоящее время корейские чаи по-прежнему можно найти в Starbucks — но, похоже, только в самой Корее. Зато там у них все хорошо. В корейских кафешках Starbucks потребление чая растет примерно на 20% в год.
Ну и, конечно, главной фишкой корейской чайной культуры является нетрадиционное использование чая. Который добавляют в разные продукты питания, из которого делают всякую еду и необычные напитки (например, спиртные) и который активно используется в косметической индустрии. Например в ассортименте компании Osulloc, которая работает с промышленными плантациями острова Чеджу (Jeju), более двухсот разных чайных продуктов. Среди них, конечно, есть и обычный чай и всякая посуда — но и разных чайных спредов, масок, кремов для рук и прочих намазок на кожу и хлебушек тоже хватает. Кроме того, Osulloc поставляет чай куче корейских косметических компаний (продукцию некоторых и у нас можно купить ), у них есть чайный музей — и вообще эта компания сделала чай одной из главных фишек острова Чеджу.
Использованием чая нетрадиционными способами очень любят заниматься небольшие корейские чайные проекты. Берем, навскидку, проект DA’O Tea Food, который работает в Хадоне. Его владелец ведет радостный чайный инстаграм, у проекта есть ресторан «Магия чайного листа», в котором охотно подают разную чайную всячину. Ну и магазин, конечно. В котором можно купить экстракт из цветков чая, чайные мыло и шампунь, соусы, уксусы, ликеры и разные прочие съедобные жидкости из чайных листьев и чайных цветков, чай сам по себе и конечно, масло из чайных семян. Причем именно из камелии китайской, а не камелии масляничной (Camellia oleifera ), масло из семян которой чаще всего продается в бутылках с надписью «чайное масло».
Короче говоря, корейский чай — эта такая замечательная штука, которой можно помыться, почистить зубы, заправить салат и немного подлечиться. Ну и как напиток он тоже вполне себе хорош. Очень жаль, что его так мало.
Двойная обжарка против запаха водорослей
Кстати, об острове Чеджу. Это вообще очень интересное с чайной точки зрения место. Сам остров небольшой и вулканический. Поэтому чайные кусты там растут на вулканических почвах и на воде, которая набирается в этих почвах разных минеральных веществ — ну то есть изначально неслабо нагружены интересной терруарностью. Так их еще и влажный морской воздух обдувает. Вода, почва, морской ветер и прочие терруарные факторы приводят к тому, что в чае с Чеджу может проявляться заметный тон водорослей. Чайные ценители и коллекционеры его ценят, а вот продуктам, рассчитанным на массового потребителя, этот тон водорослей мешает. Вот не так давно наши корейские коллеги задумали выпустить линейку зеленого бутилированного чая с Чеджу, причем высокого уровня, способного конкурировать с японскими зелеными чаями в бутылочках — и вынуждены были придумывать способ, как от этого тона водорослей избавиться. Помогла двойная обжарка чайных листьев. Тон водорослей трансформировался в пикантные вкусовые нотки, вкус продукта стал приемлемым для массового рынка, но сохранил оригинальность. «Все счастливы, никто не виноват».
Эпический чайный мюзикл
12 апреля в Китае состоялась премьера мюзикла «Чайная церемония: Вселенная одного листа» (茶道:一叶乾坤 ), который в китайских новостях называют «эпическим». Главный герой мюзикла видит сон, в котором переживает всю историю чая, начиная с его возникновения как растения и заканчивая распространение чая по всему белому свету. И осознает все аспекты чая, начиная от его вкуса и аромата и заканчивая той ролью, которую он уже сыграл и еще может сыграть в жизни отдельных людей и целых цивилизаций. Вот пара роликов (раз, два ), в которых есть фрагменты мюзикла — получить по ним сколько-либо адекватное представление о мюзикле невозможно, но посмотреть интересно.
В этом году, кстати, в китайском культурном и информационном пространстве чайным месяцем, судя по всему, будет не только апрель, но и май. Китайцы активно готовятся к 21 мая, к Международному дню чая, который в этом году планируют на всю катушку использовать для продвижения китайского чая и чайной культуры. Если в ходе этого продвижения появится что-то особенно интересное, мы об этом интересном обязательно расскажем.
Чайный попкорн
В генмайче — чае с рисом — как известно, иногда попадаются «взорвавшиеся» зернышки риса, этакий «поп», но не «корн». Ну, собственно, если попкорн, хоть и рисовый, может быть в чае, то почему бы не добавить чай в попкорн. Для этого, правда, попкорн нужно будет приготовить самому, во-первых потому, что готовый чаще всего продается уже с вкусовыми добавками. Во-вторых, потому что к свежему попкорну все лучше пристает.
Техника приготовления очень простая. Нужный чай смешивается с солью, смалывается в кофемолке и полученный порошок, в свою очередь, смешивается с свежеприготовленным попкорном. Просто протряхивается в стакане. Мы пробовали Лунцзин, шу-пуэр, шэн-пуэр, Сяочжун, матчу и Цзинь Цзюнь Мэй. Ключевой момент в рецепте — подбор дозировки чая, важно не переборщить, будет невкусно и пыльно. Подбирать, конечно, нужно самостоятельно, здесь все по вкусу. На фотографиях, кстати, чая перебор — это наши первые опыты. Такой «попкорн с перебором» можно просто разбавить чистым — получится и красиво, на вкус помягче.
Получается простая и забавная штука, черные чаи нам понравились больше всего. И да, если решитесь наш опыт повторить, делайте сразу несколько видов чайной попкорна, так интереснее. Ну и надо будет с чагой попробовать, конечно.