Острое чувство ненормальности нет-нет, да и накрывает многих из нас.
⠀
Признаюсь, что для меня «нормальное» — это всего лишь про доминирующие дискурсы.
⠀
Нормальность — та еще химера, которая всегда зависит от контекстов. Как-то Маша Арзамасова рассказывала о своей поездке в одно африканское племя, чьи члены регулярно моют голову коровьей мочой. Это их традиция, их повседневная практика. Это их норма.
⠀
Нарративный подход в психологии стоит на опоре — «человек — всегда окей», хоть проблема и пытается внушить ему чувство собственной ненормальности.
⠀
Норма — всегда про некоторое усреднение в некотором контексте. Не выделяться — вот основная примета нормы.
⠀
Норма — про единые стандарты. И порой они игнорируют слишком многое и слишком важное в нас.
⠀
Например, частая ситуация, когда человек ощущает, что он как-то не так, как-то неправильно переживает горевание утраты. Или что-то не то, что-то неправильное чувствует по отношению к своим родителям. Или к детям. В эти моменты на переживания натягиваются жесткие обручи нормы. Но любые чувства нормальны и валидны. То, как человек чувствует, — его переживание. А оно априори нормально.
⠀
Частый, средний, соответствующий, оптимальный — эти приметы нормального отсекают любого из нас в каком-либо аспекте. Невозможно быть нормальным тотально, и не нужно. Потому что нормальность — она про статистику, а не про живых людей.
Лена Низеенко