Конфликт лета 1939 года, который японцы называют «Номонгамским инцидентом», а русские «событиями на Халхин-Голе», был одним из самых ожесточенных столкновений в воздухе со времен 1-й мировой войны; даже в 30-е годы, во время гражданской войны в Испании и в японо-китайской войне не было таких интенсивных воздушных боев. Это сражение стало «предупредительным звонком» советскому военному руководству перед началом Великой Отечественной; оно показало, что боевая подготовка и технический уровень ВВС СССР не соответствует требованиям времени. И многочисленные поражения наших авиаторов в боях на Халхин-Голе явились предупреждением о грядущих кровавых потерях, которые впоследствии, в 1941 году, понесла советская авиация после нападения на СССР гитлеровской Германии.
САМОЛЕТЫ ЯПОНСКОЙ АВИАЦИИ
Истребители
Основным и самым опасным противником советских летчиков в небе Халхин-Гола был японский истребитель Ki-27. Он представлял собой цельнометаллический моноплан с низким расположением крыла, закрытой кабиной и неубирающимися шасси.
Проходивший в документах о заказе на разработку и производство как «армейский истребитель тип 97», этот самолет при поступлении в авиачасти получил официальное наименование в соответствии с войсковой маркировкой: «Накадзима Ki-27». Однако первоначальное «заказное» наименование стало причиной того, что в нашей литературе советского периода довольно часто встречается обозначение этой машины как Ki-97. Но такое наименование в корне неверно: цифры «97» являются последними цифрами летоисчисления от основания японского государства, и обозначают год заказа техники (2597 г.; по христианскому летоисчислению – 1937 г.); соответственно, под обозначением «97» проходили все заказанные в том году самолеты – и истребители, и разведчики, и бомбардировщики.
Моноплан Накадзима Ki-27 стал первым современным истребителем, поступившим на вооружение ВВС Императорской Японии. Он пришел на смену биплану Кавасаки Ki-10 (в советской литературе этот самолет часто обозначался, как Ki-95). Об этом биплане тоже требуется сказать несколько слов. Ведь хотя все японские истребительные авиачасти, сражавшиеся на Халхин-Голе, были уже оснащены монопланами Ki-27, в финальной фазе Номонганского инцидента, им на помощь из Китая перебросили и ряд устаревших бипланов Ki-10.
Биплан Кавасаки Ki-10 не был старым самолетом: он начал поступать в войска с декабря 1935 года; просто к концу 30-х годов сама концепция истребителя-биплана устарела, что и послужило причиной перевооружения японской авиации на моноплан Ki-27. Но для своего класса Ki-10 был очень хорошей машиной. Он имел двигатель жидкостного охлаждения мощностью 850 л.с., взлетный вес 1.740 кг и высокую для биплана с открытой кабиной и неубирающимися шасси скорость в 400 км/ч. На высоту 5.000 м Ki-10 вскарабкивался за 5 минут; потолок биплана составлял 11.500 м, а дальность полета – 1.100 км. Вооружен Ki-10 был двумя 7,7-мм синхронными пулеметами. Главным достоинством этого самолета стала его выдающаяся даже для биплана маневренность, дававшая «японцу» хорошие преимущества в классической «карусели» воздушного боя (полный вираж выполнялся всего за 10 секунд). Именно незаурядная «верткость» этого биплана оказала серьезное влияние на взгляды японских пилотов, которые, привыкнув к данному достоинству Ki-10, требовали подобной же маневренности и от своих монопланов – даже в годы 2-й мировой войны!
К радости японских летчиков поступивший в войска новый истребитель-моноплан Накадзима Ki-27 при значительно более высокой скорости полета оказался достаточно вертким: его маневренность была близка к маневренности биплана! Авиастроители добились этого путем максимального облегчения конструкции и созданием удлиненного профиля крыла. Хотя для облегчения машины на нее пришлось поставить двигатель более легкий, но менее мощный, чем на Ki-10 («лобастый» радиальный мотор Ха-1в, мощностью только 780 л.с.), новый самолет при взлетном весе 1.547 кг развивал максимальную скорость до 470 км/ч. На высоту 3.000 м он поднимался за 2 минуты 59 секунд, на 5.000 м – за 5,6 минут; дальность полета Ki-27 составляла 627 км, потолок – 12.250 метров. Полный вираж самолет выполнял за 11-12 секунд. Вооружен истребитель был двумя синхронными 7,7-мм пулеметами «тип 89», размещавшимися в фюзеляже. Скорострельность пулеметов составляла 900 выстрелов в минуту, дальность прицельной стрельбы – до 600 метров; боезапас – по 500 патронов на ствол. Вес 3-секундного залпа обоих пулеметов Ki-27 был равен залпу предшественника - Ki-10, и составлял 0,66 кг металла.
Ki-27 в 1937 году стал победителем в конкурсе на основной армейский истребитель ВВС Японии, преодолев при этом весьма серьезную конкуренцию. Серийное производство нового истребителя началось в декабре 1937 г, а в марте 1938 г первые Ki-27 стали поступать в авиачасти. Появление в войсках этого скоростного, и в то же время верткого моноплана значительно усилило армейскую авиацию Японии. А уже вскоре Ki-27 блестяще продемонстрировал свои превосходные летные характеристики в воздушных боях над Китаем и Халхин-Голом.
Боевой дебют Ki-27 состоялся 10 апреля 1938 г в Китае, где три экспериментальных самолета этого типа вместе с двенадцатью истребителями-бипланами Ki-10 атаковали над Гиду (провинция Шанси) группу из 30 китайских истребителей советского производства И-15 и И-15бис. После ожесточенной «собачьей свалки» японцы заявили об уничтожении 14 китайских самолетов ценой потери двух своих. При этом особо отличился командир 1-го Чутая капитан Татео Като, совершавший свой первый в жизни вылет на Ki-27; он заявил, что на новом истребителе ему удалось сбить в том бою сразу три китайских И-15бис. Став горячим поклонником Ki-27, Като в дальнейшем довел свой счет до девяти побед, добившись титула ведущего аса японской армейской авиации на этом этапе войны с Китаем (июль 1937 - август 1938 года).
Ещё один крупный воздушный бой с участием Ki-27 состоялся 20 мая 1938 года над Ланфенгом. Тогда Ki-27 и Ki-10 из 1-го Чутая сбили (по японским данным) двенадцать китайских истребителей. Но настоящая возможность для Ki-27 показать свои превосходные качества представилась лишь год спустя после его дебюта – во время так называемого «Номонганского инцидента» в районе реки Халхин-Гол (об этом будет рассказано во 2-й части цикла статей).
Бомбардировщики и разведчики
Кроме истребителей типа Ki-27 (а на заключительном этапе еще и Ki-10) с японской стороны в Номонганском конфликте так же активно участвовали: одномоторные легкие бомбардировщики Ki-30 и разведчики Ki-15. Впоследствии к ним присоединились двухмоторные бомбардировщики Ki-21 (эти самолеты по европейским меркам фактически являлись средними бомбардировщиками, но по японской классификации они считались тяжелыми).
Самым многочисленным из этих самолетов был легкий одномоторный трехместный бомбардировщик Мицубиси Ki-30 . Он представлял собой новейший (запущен в производство весной 1938 г) цельнометаллический моноплан со срединным расположением крыльев, закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Радиальный двигатель на 950 л.с., монопланная конструкция и закрытая кабина сделали этот самолет очень скоростным для своего времени – бомбардировщик Ki-30 развивал скорость до 432 км/ч, обгоняя даже истребитель-биплан Ki-10. На высоту 5.000 м имевший взлетный вес 3.322 кг Ki-30 поднимался за 10,5 минут; его потолок составлял 8.570 м, а дальность - 1.700 км. Вооружение Ki-30: 1х7,7-мм пулемет в крыле (направлен вперед), и 1х7,7-мм подвижный пулемет в кабине (стрелял назад). Бомбовая нагрузка от 300 кг (нормальная) до 450 кг (максимальная). Самолет был приспособлен к бомбометанию с пикирования (под углом 60 градусов ). В боях над Китаем и Халхин-Голом Ki-30 показал себя очень надежным самолетом; в этих войнах он нес малые потери благодаря своей скорости и прикрытию истребителей Ki-27.
Легкий одномоторный двухместный моноплан-разведчик Мицубиси Ki-15 был единственным японским самолетом, известным европейским авиаспециалистам. Дело в том, что в апреле 1937 года одна из первых машин этого типа совершила рекордный перелет (в невооруженном состоянии) по маршруту «Япония – Англия». За 94 часа 18 минут (чистое полетное время – 51 час 17 минут) Ki-15 пролетел более 15.300 км и совершил посадку на лондонском аэродроме. Перелет показал, что Япония обладает вполне современной авиацией (впрочем, самоуверенные европейцы из этого выводов не сделали, за что впоследствии, после начала боевых действий на Дальнем Востоке, жестоко поплатились).
А Ki-15 действительно для своего времени был выдающейся машиной. При взлетной мощности мотора всего в 640 л.с. разведчик весом 2.033 кг развивал скорость до 480 км/ч. Он оказался более скоростным, чем даже вступивший в строй позже него новейший истребитель Ki-27! На высоту 5.000 м Ki-15 поднимался за 8,5 мин., его потолок составлял 11.400 м, а дальность - 2.400 км. Вооружение Ki-15 состояло из 1х7,7-мм подвижного пулемета в кабине, стрелявшего назад. К недостаткам самолета нужно отнести неудовлетворительный обзор вперед и резкую потерю скорости при виражах. Но, несмотря на эти недостатки, японские летчики были довольны своим самолетом. Отправленные воевать в Китай, разведчики Ki-15 оказались почти неуязвимы: они превосходили по скорости все истребители, находившиеся на вооружении китайской авиации. Не только бипланы - британские «Гладиаторы» и советские И-152, но даже монопланы - советские И-16 и американские «Хоки» - не могли угнаться за Ki-15. Японский разведчик практически почти безнаказанно действовал в глубине китайской территории, а затем – и на Халхин-Голе, регулярно обеспечивая свою армию точными данными о передвижении войск противника.
Вступивший в боевые действия уже в разгар событий на Халхин-Голе двухмоторный пятиместный бомбардировщик Мицубиси Ki-21 представлял собой цельнометаллический моноплан со срединным расположением крыльев. Он разрабатывался специально для того, чтобы с японских баз в Манчжурии наносить удары по отдаленным целям на территории СССР. Поэтому Ki-21 считался в Японии тяжелым дальним бомбардировщиком (хотя в действительности по своим характеристикам он был равен средним европейским самолетам такого назначения). Имея взлетный вес 7.492 кг, ранняя версия этого самолета Ki-21- Ia при помощи двух радиальных двигателей по 950 л.с. развивала скорость 432 км/ч. На высоту 5.000 м самолет поднимался за 13,9 мин., а его потолок составлял 8.600 м. Дальность полета с бомбовой нагрузкой - 1.500 км, без бомб – 2.700 км. Вооружение Ki-21- Ia состояло из 3х7,7-мм подвижных пулеметов в носовой, верхней и нижней установках; бомбовая нагрузка была для такого типа небольшой – всего 750 кг.
В боевых вылетах первые Ki-21 стали участвовать во второй половине 1938 г в Китае; там они, несмотря на отсутствие бронеспинок у пилотов и протекторов на бензобаках, показали себя более надежными и живучими самолетами, чем итальянские бомбардировщики Fiat BR .20, так же состоявшие на вооружении японской авиации. А на рубеже мая - июня 1939 года оснащенный Ki-21 61-й Сентай был переброшен из Китая на Халхин-Гол (первый боевой вылет на этом фронте Ki-21 провели 27 июня). Ki-21 очень активно действовали в боях при Номонгане, почти не неся потерь (за все время было сбито всего лишь три таких бомбардировщика); однако в конце августа - еще до окончания конфликта – 61-й Сентай был отведен в тыл на отдых. Из-за неудачной конструкции высотного оборудования экипажи бомбардировщиков постоянно страдали от кислородного голодания, и смертельно устали от полетов на больших высотах (ниже им спуститься не давали пушки ПВО советско-монгольских войск). Заменить же летчиков было не кем – из-за малого количества только начавших поступать в части Ki-21 в японской авиации еще не было других пилотов, освоивших этот самолет.
Бомбардировщики малочисленные и мало применявшиеся
Кроме описанных выше самолетов, которые являлись основными в ВВС Японии, в боях Номонганского конфликта в разное время и с разной интенсивностью участвовали еще несколько типов бомбардировщиков. Однако так как эти машины использовались спорадично и в небольших количествах, здесь не производится подробный разбор их качеств, а будет дана только краткая общая информация об этих самолетах.
Самолет непосредственного взаимодействия с наземными войсками Тачикава Ki- 36 состоял на вооружении с 1938 года и использовался в качестве легкого фронтового бомбардировщика. Некоторые исследователи называют его штурмовиком, хотя для самолета такого класса наступательное вооружение, состоящее из одного 7,7-мм пулемета винтовочного калибра и всего 150 кг бомб, выглядит, мягко говоря, слабовато. Внешне довольно похожий на Ki-30, из-за чего советские летчики их нередко путали, Ki- 36 проигрывал «тридцатому» во всех отношениях, кроме взлетно-посадочных характеристик. Численность этих машин на Халхин-Голе была невелика и не превышала 10-15 экземпляров. За время боев было потеряно 6 Ki- 36 (3 сбито и 3 списано из-за повреждений); еще 6 «штурмовиков» получили тяжелые повреждения, но были восстановлены. На заключительном этапе конфликта Ki- 36 в частях первой линии уже не числились.
Легкий бомбардировщик Кавасаки Ki- 32 появился одновременно с Ki- 30, однако из-за затянувшейся доводки двигателя эти самолеты стали поступать в войска на год позже. На Халхин-Гол Ki- 32 также прибыли намного позже «тридцаток» и фактически успели «отметиться» только в одной операции - последнем налете на советские аэродромы 15 сентября. Соответственно, благодаря участию всего в одном боевом вылете, самолеты этого типа потерь не понесли. В советских отчетах о боях этот самолет вообще не упоминается: похоже, что русские летчики даже не заметили, что против них применен какой-то новый бомбардировщик.
Купленные Японией для своих ВВС 85 итальянских средних бомбардировщиков Фиат BR.20 представляли собой двухмоторные пятиместные цельнометаллические монопланы с двухкилевым оперением и убирающимися шасси. С лета 1938 года «японские» BR.20 воевали в Китае, где вызвали неудовольствие командования: уже через три месяца из-за огромных потерь оба подразделения Фиатов отвели с фронта на переформирование. Правда, японцы использовали эти самолеты, и без того имевшие довольно посредственные летные характеристики, на пределе их тактического радиуса, да еще и без истребительного прикрытия. Тем не менее, командование не посчитало это оправданием, и сделало ставку на новые бомбардировщики японского производства Мицубиси Ki -21. Высокие потери в Китае, а так же нехватка запчастей для ремонта стали причиной того, что в номонганском инциденте на заключительном этапе участвовали всего 12 Фиатов BR.20. Боевых потерь они не имели; тем не менее, «итальянским японцам» все же «здорово досталось». По японским отчетам 1 BR.20 был списан из-за тяжелейших повреждений, а 20 машин этого типа прошли ремонтные работы (не совсем ясно: то ли число Фиатов в ходе боев было пополнено, то ли многие самолеты из-за повреждений в боях ремонтировались по несколько раз).
Советские истребители Халхин-Гола
Советские бомбардировщики и авиаразведчики Халхин-Гола
Воздушные бои над Халхин-Голом
"Крылатые самураи" Халхин-Гола
"Сталинские соколы" Халхин-Гола
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.