Найти в Дзене
pensivekato

Гум-гам - играющий гуманоид. Часть вторая.

Продолжаю рассмотрение произведения Евгения Серафимовича Велтистова "Гум-гам". Прошу не принимать это multiplicatio de significatione*, за потуги отыскать глубинный смысл в обыкновенной детской повести-сказке. Р-РАЗ! Игра начинается! Игра.. . Что нам в это слове? Какие воспоминания оно пробуждает в глубинах нашей памяти? Какие картины разворачиваются перед нашим мысленным взором? Звуки, запахи, зрительные детали проявляющегося в детском сознании окружающего мира.... В слове "игра" много детства, и слово это ассоциируется прежде всего с нашим детским времяпрепровождением; чем более мы были детьми, тем больше времени мы уделяли играм. За играми мы забывали есть, из-за игр мы не хотели ложиться спать, наспех делали уроки, избегали домашних обязанностей - мы не желали у игр отнимать время! Жмурки, прятки, казаки-разбойники - беспечная возня, но, - и это главное - эти игры помогали нам познавать мир. И, во время своих игр, каких только чувств мы не переживали: было волнение, и был восторг
Оглавление

Продолжаю рассмотрение произведения Евгения Серафимовича Велтистова "Гум-гам". Прошу не принимать это multiplicatio de significatione*, за потуги отыскать глубинный смысл в обыкновенной детской повести-сказке.

Р-РАЗ! Игра начинается!

Игра.. . Что нам в это слове? Какие воспоминания оно пробуждает в глубинах нашей памяти? Какие картины разворачиваются перед нашим мысленным взором? Звуки, запахи, зрительные детали проявляющегося в детском сознании окружающего мира.... В слове "игра" много детства, и слово это ассоциируется прежде всего с нашим детским времяпрепровождением; чем более мы были детьми, тем больше времени мы уделяли играм. За играми мы забывали есть, из-за игр мы не хотели ложиться спать, наспех делали уроки, избегали домашних обязанностей - мы не желали у игр отнимать время! Жмурки, прятки, казаки-разбойники - беспечная возня, но, - и это главное - эти игры помогали нам познавать мир. И, во время своих игр, каких только чувств мы не переживали: было волнение, и был восторг, и были радость и страх, и чем больше был страх, тем сильнее жажда познания гнала вперёд - в неизведанное. И сколько раз, испугавшись возможного разоблачения ищущим игроком, или понимая, что сейчас будешь настигнут и замаен, жалел об отсутствии на голове шапки невидимки, или хитрого заклинания, убыстряющего твой бег до скорости автомобиля, - игра пробуждала безудержное воображение. Посредством игр мир познавался стремительно. Хотелось бы, чтобы процесс познания шёл помедленней, не спеша, размеренно и внимательно. Но увы, детство проходит слишком быстро, и, для кого-то, процесс познания из игры становится рутинной работой, для кого-то процесс познания совсем прекращается, и остаётся лишь опостылевшая работа, а кто-то играет всю жизнь, не познавая и не работая. Иногда, чтобы вновь погрузиться в игровое самозабвение, мы смачно оттягиваемся за компьютером или игровой приставкой, но всё равно это не то: большинство из нас испытывает некоторые угрызения совести за бесцельно потраченное время.

В детстве всё было не так, всё было по настоящему, сама игра была смыслом жизни, а жизнь представлялась весёлой игрой, потому и была столь желанной. Игра была захватывающей реальностью. Понарошку не замечалось; всё было взаправду. Я здесь пишу о реальности, - детской реальности, несколько отдалённой от жёсткой действительности.

Хочу вновь пояснить, что в этом эссе, и далее, я придерживаюсь философского разделения реальности (идеальное, ноуменальное) и действительности (материальное, феноменальное).

Чем обеспечивалась эта отдалённость? Она поддерживалась повседневной деятельностью наших родителей. Именно наши взрослые родные и близкие, вплотную соприкасаясь с суровой действительностью, оберегая от неё, гарантировали нашу детскую реальность, обеспечивали нам время для игр. У нас была крыша над головой, мы были накормлены, мы были одеты, мы были отдалены от взрослых забот и серьёзных обязанностей. Мы были захвачены становлением собственной реальности, которая, с каждым попавшим в её лоно впечатлением, становилась всё более наполненной и интересной, становилась неотъемлемой частью нашего сознания, с которой мы, потом, вступали во взрослую жизнь, - самой лучшей его частью! Так значит игра не только познание, но и творчество? Да какое творчество! - создающее миры! Можно возразить мне тем, что привести примеры несчастливого детства, в котором дети прямо соприкасались с жёсткой действительностью, но я уверен, что большинство взрослых с теплотой вспоминают о своём прошедшем детстве, - таково очарование его неповторимой реальности! Не являлось ли наше детство более совершенным существованием человека, чем взрослое его бытие? И не являлось ли оно таковым, именно благодаря творчеству? Но, как мне кажется, основным мотивом нашего ностальгирования по детству, является радость познания, - чистого, непредвзятого познания!

Игра начинается два!

Игра - это основное, вокруг чего выстроен сюжет второй повести-сказки Е.С. Велтистова, из сборника "Миллион и один день каникул". Эта вторая повесть носит название "Гум-гам". В повести рассказывается о маленьком голубокожем волшебнике по имени Гум-гам, прилетевшем из неведомых глубин космоса, со своей планеты вечного детства, на Землю, с одной целью - поиграть.

Графика В. Роганова.
Графика В. Роганова.

Здесь он встречает мальчика Максима, который становится его близким другом и изобретателем новых игр. Через него он знакомится с другими детьми и показывает на что он способен в игре. Как оказалось его возможности практически бесконечны. Но главное: он подарил её юным обитателям несколько счастливых дней всемогущества. "Я всё могу", - это ли не заветная мечта всех земных детишек? Именно земных, ибо прибывшие за Гум-гамом другие внеземные дети, подобно юным богам могут всё. Могут всё именно по детски, именно в игре. То есть - это всё та же игровая реальность, только абсолютная, не имеющая познающей стороны. Гум-гам лишён любопытства, его не интересует даже его собственная планета. Он, и его инопланетные друзья, посвящают всю свою жизнь только одному - игре.

Какова же та абсолютная игровая реальность, создаваемая этим всесильным магом и волшебником, умеющим всё. Она совершенна как мечта. Все желания в этой реальности актуальны, они тут же проявляются в действительности. Лестница поднимающая до небес? Пожалуйста! Летающий теплоход? И это не проблема! Покататься на игрушечном деревянном грузовике?

Графика В. Роганова.
Графика В. Роганова.

Проще простого! Несъедаемый пряник, дающий всеумение? Нате! Абсолютно бесплатно. Но главное - интересные, фантастические игры! Какой ребёнок не мечтал о таких играх: парить в небе как птица, кататься на облаке, сделать себе лето, посреди зимней стужи, или покататься на санках летом. Всесилие в играх - мечта каждого земного мальчишки. Именно чудеса, демонстрируемые Гум-Гамом, восхищают детей и толкают их на дружбу с ним. Мало того, он предоставляет им возможность самим совершать чудеса посредством чудо-лакомства "Лунад". "Я всё могу" - написано на этом угощении и съевший его действительно может практически всё. Надо только сказать: - р-раз. Единственно чего ты не можешь, так это знать. Знать почему каждый день встаёт солнце, почему распускаются цветы и идёт дождь, почему иногда бывает грустно, а иногда очень весело, почему...

Почему? Но ведь планета Гум-гама так и называется: "планета без почему". От вопросов у Гум-гама начинает болеть голова. Гум-Гам не терпит вопросов и, особенно, вопросов "почему". Просто - игра без познания, такова реальность Гум-гама. А ведь "почему" самая основная составляющего нашего детства!

Но самый главный вопрос, который приходит в голову его друзьям: почему он так умеет?

Ответ прост, о нём очень скоро узнаёт Максим, он заключается в следующем: у Гум-гама есть прекрасный инструмент преобразования действительности в его реальность - АВТУК.

Графика В.Роганова.
Графика В.Роганова.

АВТУК - автоматический универсальный конструктор. Именно он обеспечивает игровую реальность Гум-гама, исполняя почти любое его желание. Возможности Автука безграничны! Он может сделать все, даже остановить время! Он, а вовсе не Гум-гам, совершает все чудеса. Кстати, АВТУК тоже не любит вопрос "почему". Он, как идеальный "черный ящик", просто не знает ответа на этот вопрос, он - машина. Его задача - обеспечить беспечное вечновремяпрепровождение никогда не взрослеющего живого существа. Потому он и останавливает время, так как запрограммирован только на изменение пространства и времени. И ещё: АВТУК не делает живых существ!

Так что, Гум-гам живёт в закапсулированной, идеальной детской реальности, антураж которой наполняет он сам, в силу своей фантазии. Её, кстати, частенько не хватает, в результате чего он вынужден прибегать к помощи своего земного друга Максима. Причина этого проста: Гум-Гам не познаёт и, тем самым, не расширяет пространство приложения ума.

Игра продолжается.

Итак, я попробовал описать особый мир, - мир детства. Мир, основной частью которого является игра, и, сфокусировавшись на этой части, я прихожу к выводу, что мир то, в рассматриваемой повести, один, а вот реальности, всё же две .

Рассмотрим первую реальность,- реальность Гум-гама. Это абсолютная игровая реальность, я уже указал на это. Она абсолютно отстранена от окружающей действительности. АВТУК эффективно поддерживает эту реальность.

Реальность вторая, - реальность земных детей. Это относительная игровая реальность. Основная причина этой относительности - время! В реальности Гум-гама время не имеет решающего значения, - оно отсутствует. Вернее будет сказать: оно относительно реальности Гум-гама. В относительной игровой реальности земных детей наоборот: время - абсолютно.

У земных детишек по мере подчинённого времени взросления, беззаботная игровая реальность так и остаётся в детстве. А у Гум-гама:

"- Я тебе говорил: у нас всегда утро, - напомнил Гум-гам. - И на каких цифрах стоят стрелки часов - всё равно. Часы могут идти, а время не движется. Время делает круг и превращается в ветер. А ветер несёт с собой дома, деревья, клумбы, и нас с тобой... Это верно, Максим, что ночью люди растут?...
В моей стране никогда не бывает ночи, - печально сказал голуболицый мальчик."

Гум-гам застрял в детстве; он не представляет как можно ощущать мир не по детски, не как десятилетний ребёнок. Для земного мальчика Максима такое состояние вызывает скуку.

"Что это такое - время? - спросил себя мальчик (Максим). - Секунды, минуты, часы? У нас время идёт спокойно, без остановки. Стрелки часов движутся по кругу, время течёт, как река: день за днём. А в этом круге времени, как в пустой бочке: ничего не видишь и не знаешь. Может быть, круг вертится на одном месте, тогда просидишь целый день, или год, или всю жизнь?"

Возможности земных детей в реализации своей фантазии ограничены; возможности опекающих их родителей ограничены тоже, потому, однообразие повторяющихся игр вызывает скуку. Откуда берётся эта скука? Как мне кажется, от вшитой в наше сознание жажде познания нового. Кроме того, ограниченность актуальных возможностей, вызывает стойкое желание их преодолеть, а преодоление вновь требует знаний. У Гум-гама скука снимается материальным всемогуществом: АВТУК создаст любую материальную вещь, и осуществит любое пространственное действие, но подобное всемогущество полностью снимает потребность в познании мира, в желании познать истинную природу окружающего мира. А без этого, в случае исчезновения механизма создания благоприятственной среды, человек становится беспомощным. Так и случилось в конце повести, когда у Гум-гама сломался АВТУК.

Жажда познания толкает Почемука, - ещё одного персонажа повести, - на немыслимое, с точки зрения Гум-гама: на разборку АВТУКА, с целью узнать как он устроен, а затем вообще спрыгнуть вниз, на, манящую неизвестностью, землю.

На планете Гум-гама явлен ещё один, жаждущий познания, персонаж:

- Что это за глупые шутки!-прохрипел кто-то.
Голова и плечи Максима торчали из белого облака, на котором сидел старик с подзорной трубой в руке.
- Неужели так мало свободного места, что нужно толкать это спокойное облако? - говорил старик, вздымая косматые брови. - Что ты тут делаешь?
- Я гуляю, - ответил Максим, чувствуя себя не совсем удобно в таком странном положении. - А вы что делаете?
- Я стараюсь узнать, как устроен мир, - ответил старик.
- Значит , вы смотрите с облака в подзорную трубу? - подумал вслух Максим.
- Я изучаю все, что вокруг меня.
- А как устроен мир?
- Я не могу ответить на твой вопрос.
Старик приложил к глазу трубу.
- Что вы видите? - быстро спросил Максим.
- Я вижу лишь голубое пространство и нигде не вижу земли, - бросил через плечо наблюдатель.
- Желаю вам открыть Землю! - крикнул мальчик, выныривая из облака.
- Я его спрашивал, - начал рассказывать Максим, стараясь сесть в воздухе и застегнуть сандалии, я его спрашивал, а он смотрел в подзорную трубу.
- И он ответил на твои вопросы?
- Нет. Он никак не может найти Землю.
- Так я и думал! - сказал Гум-гам. - Даже мудрый учёный всё забыл и ничего не знает.
"Так вот какая она - СТРАНА БЕЗ ПОЧЕМУ, - подумал Максим. - Здесь никто ничего не знает. Может быть, они всё давным-давно забыли. А может они всё знают, но не хотят говорить? Я играю вместе с Гум-гамом, вижу его страну и никак не пойму, почему она БЕЗ ПОЧЕМУ?"

Вот такое вот общество с утерянным знанием: летать к далёким планетам и, одновременно, не знать где находится собственная земля. В целом, на планете Гум-гама, жажда познания подавлена. Подавлена тем, что жаждущий знаний, может в любой момент быть отключен от всемогущества. Сам же житель этой планеты ничего делать не умеет, а не умеет, потому что не знает как что-либо делать.

Собственно, в этом и заключается смысл, который Евгений Серафимович Велтистов вложил в рассматриваемую мной повесть-сказку.

Игра не кончается.

Намёк, который оставил писатель в этой повести, ясен: нельзя всё время жить игрой. Это касается не только детей, но и всего, сильно помолодевшего, человечества. Мир без забот и хлопот, я имею в виду мир победившего научно-технического прогресса, катится в пропасть инфантилизации. И, именно благодаря научно-техническому прогрессу. Современная индустрия потребления, - своего рода всё умеющий АВТУК, - способна удовлетворить самые взыскательные требования потребителя. Она выдаёт на гора миллионы вещей, порой абсолютно ненужных, но, благодаря особой индустрии внушения, делает их востребованными, и даже необходимыми. Сейчас, например, невообразимо как это раньше люди обходились без смартфонов. Как вообще была возможна какая-либо деятельность без плотного информационного обмена? Говорят, благодаря смартфону всё стало чрезвычайно легче и быстрее: договариваться, контролировать, общаться, отчитываться, развлекаться, умственно развиваться... Но ведь люди умели это делать и раньше, даже не помышляя о каких-то ни было смартфонах, и качество деятельности от этого не страдало. И на всё хватало времени. А если и не хватало, то, теряя в количестве, выигрывали в качестве; здесь я намекаю на область культуры.

У меня возникает вопрос: а не попались ли мы на уловку научно-технического АВТУКА? Некоторые попались основательно, и, как жалкая пародия Гум-гама, живут в иллюзорных виртуальных мирах, очень мало контактируя с действительностью. А подавляющее большинство загипнотизировано всё увеличивающимся валом быстроменяющихся вещей и событий. И в этом мельтешении проходит жизнь, унося с собою какую-то неуловимую тайну, какой-то, слабо осязаемый сознанием, ключ от двери, отворяющейся в вечность. В конце этой безумной гонки (это осознаётся каждым человеком, и каждым эта мысль отгоняется по своему) за резко ускорившимся бытием, в конце жизненного пути, маячит невыносимое "напрасно".

И действительно, последние полвека весь учёный полусвет кричит о деградации образования и наступлении новой эпохи варварства (Ортега-и-Гассет об этом сигнализировал ещё в 30-х годах 20-го века). Возникает ощущение, что современная мировая техносфера, - по сути дела мировой АВТУК, - тоже не выносит слова "почему". Жажду человеческого познания он утоляет виртуальной (в широком смысле) реальностью, имеющей мало общего с действительностью. Что же мы теряем в результате этого? Как мне кажется, то человечество теряет как раз способность творчески относиться к жизни. Творчество существует, но пока в рамках одной парадигмы, - стяжательно- потребительской. Мы познаём, но направление нашего познания нам задано другими. Нам уже указали где копать: в этом единственном материальном мире. Как копать? Быстро! Пока мы, пока наше смертное сознание ещё способно управлять бренным, год от года увядающим, телом.

Наша цивилизация достигла, как мне кажется, той черты материальной культуры, когда уже нечего желать. Основные базовые потребности человека сейчас легко удовлетворяются; легко удовлетворяются и не базовые. В познании мы достигли того же: вселенная удовлетворяет нас своим антропным принципом; все её основные материальные законы открыты. Материалистическая космогония ограничилась "Big Bang-ом", и её адепты считают его для объяснения бытия достаточным, так как не знают, что явилось его запалом и что, или кто, этот запал инициировал. Знаний накоплено столько, что не хватит несколько жизней одного человека, чтобы познать уже познанное человечеством. Так зачем же ещё познавать? И чем это плохо?

На мой взгляд - это плохо тем, что цивилизация капсулируется в своей замкнутой реальности. Исчерпав все свои варианты смыслового разнообразия она просто деградирует и исчезнет.

Но где же выход?

Велтистов предлагает детский (книга-то детская) выход-наставление в топике "делу - время, потехе - час", и это наставление правильное, но оно, к моему вышенаписанному опасению, сбоку-припёка, поскольку опять призывает к познанию. То есть спасаться предлагают тем, от чего воротит. Я сомневаюсь, что Гум-гам долго протянет на таком скудном игровом пайке.

Я сделаю парадоксальный вывод: может игровая реальность Гум-гама и является выходом? Выходом из тупика, в который загнала себя материалистическая цивилизация? Цивилизация, представителем которой является Гум-гам. Хотя бы временным выходом, ступенькой на пути дальнейшего развития. Может познание на этом этапе развития уже и не нужно? Цивилизация его материалистическая, ибо он не упоминает никаких богов. Она и техническая, так как сумела создать АВТУК и парящие в небесах дома-шары. Также она является и продвинуто- космической, поскольку мальчик спокойно летает меж звёзд, как будто переходит из комнаты в комнату своей квартиры. Что же делать разуму, когда вся вселенная у его ног?

Наверное, играть, а что ещё остаётся?

Я рискну эскизно, широкими мазками, пофантазировать, уже без помощи Евгения Серафимовича, а как бы дальше развивался материально-технический мир, достигший пика своего развития.

1. Основной характеристикой такого мира является - "духовный".

2. Актуальными становятся игра и общение. Это явлено нам в повести. В нашем (человеческом) мире Гум-гам является образцовым бездельником и фантазёром. В мире "духовном", именно благодаря своему второму качеству, он великий труженик. Кстати, в современном мире игровая самоактуализация с каждым годом захватывает всё больше и больше людей, особенно молодых людей.

3. В повести как-то кратко говорится о родителях Гум-гама: мол они занимаются своими взрослыми делами. На самом деле в его мире взрослые будут заниматься тем же, чем занимаются и дети: - играми. Потому, его родители должны бы были также присутствовать в доме, рядом со своим сыном, придумывая для семьи всё новые и новые игры. Они бы и по уровню мышления недалеко бы ушли от своего отпрыска. Задачи-то для ума ставятся одни и те же: что у него, что у них. И это бы была на редкость дружная семья, ибо для ребёнка родители бы не ставили никаких высоких планок образования, - школы-то нет. Никакого принуждения, никаких порок, подзатыльников, постановок в угол и укоряющих бесед. Ссоры и обиды несильные, - в рамках игры. Обучение - также игровое.

4. Велтистов иронично подаёт малограмотность Гум-гама как что-то стыдное, но ничего стыдного тут нет, ибо мальчик мастер речевого общения. Науки, в нашем понимании, в мире Гум-гама тоже нет, так как незачем познавать, всё и так известно, но и то что известно знать не обязательно. Даже странный старик с подзорной трубой на облаке (что он там разглядывал? такие же облака?) видно тоже играет. В мире, где ты можешь получить любую вещь бесплатно и в нужном количестве; где ты можешь в мгновение ока безопасно пересекать гигантские космические пространства, абсолютно не задумываясь как это происходит, в таком мире и наука не нужна.

5. Зато, как мне кажется, в мире Гум-гама, пышно расцвели бы искусство и религия. Почему? Это требует написания уже другой статьи.

* - Умножение смыслов.

Гум-гам - играющий гуманоид. Часть первая.