Найти тему
Smapse News: Образование и наука

Советская школа: от чего отказаться, а что сохранить: Часть 2

Оглавление

В словах «Советская школа» для многих кроется истинная ностальгия. Что же было в ней хорошего, а что плохого и неподходящего к современным реалиям? Сегодня разберем недостатки советской школьной системы.

Приоритет коллектива над личностью

Взаимопомощь внутри класса, шефство над отстающими и гуманизация образования были направлены на сплачивание, однако и этот принцип имел свои недостатки. И эти недостатки проступали в тот момент, когда индивидуальность ребенка требовала дополнительных усилий и времени. Поэтому, несмотря на помощь отстающим, индивидуальность развивать никому не помогали. Коллективизм ставился во главу угла, а личное мнение поощрялось лишь в том случае, если оно не противоречило общественному. И именно в этом был недостаток коллективизма – хвалили и поощряли группу, класс, школу, а вот ругали и отчитывали конкретного человека, который совершил тот или иной поступок, отчего «вывалился» из общего потока. Вся общественная жизнь и активность проходили в коллективе и выделяться было нельзя.

Сегодня от коллективизма почти ничего не осталось, поскольку не только дети, но и родители активно протестуют против подведения всех детей под одну гребенку. Активно развиваются индивидуальные навыки и способности. Однако воспитывать общество радикальных индивидуалистов тоже тупиковый вариант, поскольку мы живем в мире людей и необходимо уметь договариваться, и поддерживать коммуникацию. Но коллективную ответственность точно можно заменить индивидуальной.

Отсутствие критического мышления

-2

Несмотря на то, что детям старались дать широкий круг знаний и познакомить с окружающим миром как можно разнообразнее, в советских школах не учили критическому мышлению. Даже так – ему просто не давали возможности проявиться. Все знания и всю правду выдавали сразу, поэтому и сомневаться в учителях, а далее – в родителях, преподавателях, работодателях, - было не положено. Спорить с учителем было равносильно личному оскорблению, а потому было запрещено.

Сейчас всё совсем иначе и грамотный человек должен уметь самостоятельно анализировать поступающую к нему информацию. И это то, чего не могли позволить себе советские школьники.

Ученик – это винтик большой системы

Сегодня подобная фраза могла бы стать искрой в пороховой бочке родительского чата, однако несколько десятков лет назад это считалось нормальным. Вся жизнь школьника от длины волос и цвета школьной формы до учебной программы и режима дня была полностью регламентирована. Каждый мог сказать, что делает ребенок вечером, что - днём, а что утром. Выбирать было не из чего, а потому приходилось кататься по накатанным рельсам. Советский учитель же представлялся настоящим командиром, чей авторитет безграничен и не поддается сомнению и критике.

Учитель точно знал, что и как правильно делать и ученикам, и учителям. Зато советский учитель был и воспитателем, и нянькой, и педагогом в одно время. К нему всегда можно было обратиться за помощью не только по «теме урока». Сегодня же учительство перешло в разряд строго регламентированной услуги, где учитель выдает оплаченные родителями знания и не задерживается после оговоренного времени. Авторитет учителя сегодня тоже не такой незыблемый, однако это позволяет современным детям и родителям возможность выбирать и строить собственную траекторию обучения.

Бальная система оценок

-3

Именно эта черта советской школы никуда не исчезла даже спустя десятилетия. Если раньше дети старались ради пятёрки, золотой медали и пионерского галстука, теряя значимость знаний и умений, то сегодня современные дети учатся также ради баллов на ОГЭ и ЕГЭ. А это совсем неправильно. Но из-за этого классы разделялись и разделяются на отличников и двоечников. И сегодня пропасть между этими двумя группами детей только растет, поскольку шефство над отстающими осталось в далеком прошлом.

Вместе с пропастью между отличниками и двоечниками растет и социальное напряжение внутри классов. Ведь балл за ЕГЭ чаще всего не имеет ничего общего со знаниями и умениями ребенка, однако и родители, и учителя твердят, что эта ненавистная цифра и определяет судьбу человека. В результате дети начинают работать не на знания, а на заветную цифру.

Как можно это исправить? Вариантов можно придумать несколько. Например, оценивать не знания, а умения, по шкале «умеет – не умеет», или же вводить накопительную систему баллов, когда итоговая оценка выставляется на основе работы в течении всего учебного года. Кроме того, можно вообще не оценивать ребенка, а просто давать ему обратную связь по его работе, выстраивать её по его навыкам, знаниям и умениям.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Не все мозги утекли: 6 современных российских ученых, меняющих мир

Сколько зарабатывают в Газпроме: примеры реальных зарплат

Куда из школ исчезли двоечники?