Найти тему

Малые голландцы — это маленькие люди? А вот и нет! Почему голландцы малые, и что они такого сделали.

Оглавление

Голландия, XVII век. Золотой век голландской живописи. Почему золотой? Потому что именно в XVII веке голландское искусство достигло пика своего совершенства, популярности и непревзойденного мастерства. И именно в это время наивысшего расцвета в своих небольших домах мастера живописи создавали свои большие шедевры.

Малые голландцы — название условное, которое применимо в российском искусствоведении. И малые они не из-за своего низкого роста или небольшого вклада в развитие искусства, а из-за того, что картины голландские художники рисовали небольшие, в основном для домов обычных горожан. А жанры живописи, которые были популярны в Голландии XVII века были «маленькие», незаметные для всей остальной Европы, — бытовые сценки, натюрморты, пейзажи.

Понимаете, в Голландии происходила простая жизнь обычных бюргеров. Отделение от Нидерландов и создание своей республики, а также принятие протестантизма и уход от католицизма кардинально изменило жизнь и привычки людей. Менялся быт, интерьер, экстерьер, появились новые ценности, уходили старые нормы. И такая перестройка внутреннего и внешнего мира человека не обошла стороной и искусство.

В отличие от всей Европы, где господствовало барокко — а это роскошь, величие, чувственность и помпезность, — Голландия была тихой и скромной в своем собственном мире.

Адриан ван Остаде. «Скрипач», 1673
Адриан ван Остаде. «Скрипач», 1673

Быт и дом были важной частью жизни для бюргера. Да и погодные условия — жутко холодные зимы и дождливая осень вынуждали подолгу сидеть дома. Поэтому предметная живопись была важна и популярна среди голландцев: необходимо было создавать что-то красивое вокруг себя. Любовь к деталям складывалась из-за любви к собственному дому: мелкие предметы, удивительные узоры, даже прорисованный до совершенства дощатый пол иллюстрируют нам внимание к внутреннему, домашнему, а не открытому и кричащему. Золотой век голландской живописи — уютное искусство.

Самюэл ван Хогстранен. Коридор, 1662
Самюэл ван Хогстранен. Коридор, 1662

Умеренность. Слово, которое идеально описывает творчество малых голландцев. Причем, умеренность проявлялась во всем: в одежде, обстановке дома, в интерьере церквей. Даже в художественной работе многих художников присутствовало довольство малым, не было желания достичь чего-то такого, что было недоступно. Например, если художник специализировался на пейзажной живописи, то он и создавал только пейзажи. Он не прыгал выше своей головы, не пытался изобразить что-то другое, что популярно, но в его исполнении получается не так гениально, как пейзажи. Им хватало той тихой славы, которая развивала творчество.

Адриан ван Остаде. «Мастерская художника (Автопортрет)», 1663
Адриан ван Остаде. «Мастерская художника (Автопортрет)», 1663

Жанры

Пока остальная Европа создавала монументальные библейские и мифологические произведения искусства с толпами людей и всеобщей театральностью, малые голландцы выбрали для себя три основных жанра. Они считались «низшими», так как были не о чем-то высоком и возвышенном, а о реальном и не всегда красивым. Но голландцев это не остановило: им было все равно на весь остальной мир, когда мир их собственный, домашний и уютный, раскрывался с каждой новой картиной.

Натюрморт

Натюрморт встречается нам еще со времен античности. Но именно с голландского искусства XVII века натюрморт выделяется как отдельный жанр, становится самостоятельным и от этого получает шанс на развитие. Появляются новые сюжеты и идеи, поджанры. Теперь это не просто изображение праздничного стола или же вазы с цветами, это целая история, рассказанная через предметы.

В Голландии натюрморт получил название «stilleven » — тихая жизнь. И это не только про людей, это и про предметы. Голландские художники очень трепетно относились к предметному миру, вырисовывая каждую деталь, замечая то, что обычно обходят стороной.

Натюрморты бывают разные. И вот те поджанры натюрморта, которые были особо популярны в творчестве малых голландцев.

  • Монохромный натюрморт

Все началось в Харлеме, городе на западе Нидерландов. Питер Класс и Виллем Клас Хеда, талантливые голландские живописцы, начинают писать нетипичные для того времени натюрморты. Они не изображают роскошные банкеты, званные вечера и торжественные собрания: подобного рода картины буквально давят своей пестротой и изобилием, ими невозможно наслаждаться, а предельная точность и безукоризненный порядок создают впечатление нереальности и искусственности. Вместо этого художники начинают изображать скромные завтраки обычных людей. Завтраки – потому что это самый уютный, интимный и важный прием пищи.

Отличительная особенность, кроме сюжета и предметов на картине, — серебристо-серые тона, небольшая дымка, отблеск света на металлических кухонных предметов. Ощущение, что как-то будто картины «пахнут» чем-то мистическим.

Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом», 1645. Посмотрите на этот легкий беспорядок, который настолько гармонично вписался в картину, что кажется, без него уже было бы не то.
Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом», 1645. Посмотрите на этот легкий беспорядок, который настолько гармонично вписался в картину, что кажется, без него уже было бы не то.

Кстати, казалось бы, художник просто изобразили лимон. А вот и нет. Еще одна отличительная черта голландского искусства XVII века — символизм. Эти символы были известны образованным голландцам: так они передавали некие тайные смыслы между собой или же говорили на христианские темы, ведь церковных заказов у них не было. Например, лимон символизировал умеренность, свойственную голландцам.

  • «Суета сует»

Питер Клас (1597-1661) был мастером натюрморта. До того, как тема завтраков полностью захватила его внимание, он изображал натюрморты «суета сует» или vanitas (философский натюрморт).

Все, что было изображено на картине, связано с бренностью жизни, с ее быстротечностью и законченностью. Такие натюрморты призывали вспомнить о ценности жизни, о том, что не стоит растрачивать свое время понапрасну, так как этого времени не так уж и много.

Питер Клас. Vanitas, 1630
Питер Клас. Vanitas, 1630
Мария ван Остервейк. Суетный натюрморт.
Мария ван Остервейк. Суетный натюрморт.

Каждый предмет имел свое символическое значение. Изображали курительные трубки — символ земных наслаждений, игральные кости – ошибки жизненных целей, свечи — человеческая душа, опрокинутые кубки — ошибки жизненных целей, увядшие цветы, гнилые фрукты и черепа. Череп — главный символ смерти. Как вы видите, vanitas это скорее нравоучительные натюрморты, серьезные, заставляющие задуматься о жизни. Поэтому и краски в таких картинах были соответствующие: темные серо-коричневые или черные.

Давид Байи. Автопортрет с символами «суеты сует», 1651. Художник изобразил множество предметов, присущих vanitas .
Давид Байи. Автопортрет с символами «суеты сует», 1651. Художник изобразил множество предметов, присущих vanitas .
  • «Обманка»

Голландцы, о чем уже было написано выше, очень трепетно относились к дому и к предметам быта, создающим уют. Любовь к вещам и деталям привело к распространению натюрмортов – обманок. Картина имитировала оконную раму или же какое-то другое ограничивающее пространство (дверной проем, дверцы, часть стенки), а внутри помещались предметы, обычно приклеенные булавками, лентами, тесемками. Получается обман зрения: кажется, что вот подойдешь и возьмешь предмет, который висит на стене. Удивительные картинки, на самом деле.

Самюэл ван Хогстратен. «Trompe l’œil», 1664
Самюэл ван Хогстратен. «Trompe l’œil», 1664
Корнелис Бризе, 1656
Корнелис Бризе, 1656
  • Цветочный натюрморт

Голландцы трепетно относились как к своему дому, так и к саду. Занимались цветоводством и садоводством. Поэтому один из самых первых поджанров натюрморта стали цветочные изображения. Выбирали только самые красивые и необычные цветы, поставляли яркие букетные композиции, соединяли растения, которые цветут в разное время, —сколько разнообразия может быть в одном цветочном натюрморте! Вариантов великое множество. И самое главное – заказы поступали от обычных людей, которые хотели украсить свои скромные жилища. Вряд ли они хотели бы повесить себе в прихожую мифологическую сцену или же распятие: слишком для них вычурно и пафосно.

Якоб Ваутерс Восмар. «Натюрморт из цветов с перламутром в каменной нише», 1613
Якоб Ваутерс Восмар. «Натюрморт из цветов с перламутром в каменной нише», 1613
Бальтазар ван дер Аст. «Цветочная ваза с улиткой и ящерицей», 1632-1657
Бальтазар ван дер Аст. «Цветочная ваза с улиткой и ящерицей», 1632-1657
Бальтазар ван дер Аст. «Корзина с цветами», 1622
Бальтазар ван дер Аст. «Корзина с цветами», 1622
Рулант Северей. Натюрморт, 1624
Рулант Северей. Натюрморт, 1624

Охотничьи натюрморты, рыбные, банкетные, кухонные, натюрморты с животными… Обо всех разновидностях жанра можно писать до бесконечности, потому что такой красоты и детальности мало где увидишь. Начинаешь сразу чувствовать момент, окружение, интерьер, буквально слышишь запах цветов или же сидишь за завтраком в скромной столовой. Своим мастерством голландцы вывели жанр натюрморта из разряда «низший». Они доказали, что из незначительных бытовых ситуаций и непримечательных ежедневных ритуалов можно создать искусство.

Ян Баптист Веникс. «Битая куропатка», 1650
Ян Баптист Веникс. «Битая куропатка», 1650

Пейзаж

Пейзаж для голландца — способ показать свою искреннюю любовь к родной земле. В итальянском искусстве пейзаж обычно выступал как фон, идеально красивый, но незначительный. Художники не заостряли свое внимание на разнообразие природы вокруг, фокус был на сюжете и действии. С голландскими художниками все было по-другому: пейзаж выступал и как сюжет, и как действие. Это был главный и единственный фон. Он был разнообразен, красочен, индивидуален. В пейзаж часто вписывали какие-то промышленные здания, мануфактуры, чего раньше не делал никто. Нарисовать мельницу в поле? Изобразить мануфактуру по переработке китового жира? Да где вы это видели, это недопустимо!

А на самом деле все органично вписывается и нереально красиво смотрится.

Якоб ван Рёйсдал. «Мельница около Дюрстеде», 1670
Якоб ван Рёйсдал. «Мельница около Дюрстеде», 1670
Корнелис де Ман. «Мануфактура по переработке китового жира»
Корнелис де Ман. «Мануфактура по переработке китового жира»
Якоб ван Рейсдал. «Пшеничные поля», ок. 1670.
Якоб ван Рейсдал. «Пшеничные поля», ок. 1670.
Филипс Конинг. «Речной пейзаж с песчаным холмом», 1664
Филипс Конинг. «Речной пейзаж с песчаным холмом», 1664

Бытовой жанр

Чувство меры и довольство малым, отсутствие переполненности в чем-либо, уют, теплота родного дома, ежедневные ритуалы и обыкновенная жизнь простого человека, — это и многое другое такое же незначительное и каждодневное изображали голландские художники в бытовых сценках. Искусство было предельно понятное, знакомое. «Низший» бытовой жанр был максимально приближен к реальной жизни.

Самюэл Дирк ван Хогстранен. «Коридор», 1662
Самюэл Дирк ван Хогстранен. «Коридор», 1662

Что же еще рисовать, если заказов от церквей нет, монументальные картины не влезут в обычные дома, а государственных заказов не было и нет? То, что видишь вокруг.

Бытовой жанр – это сцены городской и крестьянской жизни.

Адриан ван Остаде. «Учитель», 1662. Остаде писал жанровые сценки небольшого размера о жизни крестьян и горожан.
Адриан ван Остаде. «Учитель», 1662. Остаде писал жанровые сценки небольшого размера о жизни крестьян и горожан.

Ян Стен (1626-1679) остроумно и по-доброму изображал действительность обычных горожан. Все его картины про то, что жизнь не всегда благоразумна и добродетельна, но при этом, несомненно, заслуживает внимания. Несмотря на подшучивание или же острую сатиру над обществом, в картинах Яна Стена чувствуется та самая любовь к деталям, к дому и окружению, которая присуща всем «малым голландцам».

Ян Стен. «Клетка с попугаем»
Ян Стен. «Клетка с попугаем»
Ян Стен. «Семейство гуляк»
Ян Стен. «Семейство гуляк»
Ян Стен. «Гуляки». Это ходожник со своей женой. И несмотря на кажущийся хаос, семья по-своему счастлива. Это просто жизнь со всеми ее недостатками. Вот то, о чем хочет сказать нам художник.
Ян Стен. «Гуляки». Это ходожник со своей женой. И несмотря на кажущийся хаос, семья по-своему счастлива. Это просто жизнь со всеми ее недостатками. Вот то, о чем хочет сказать нам художник.

Ян Вермеер (1632-1675) — несомненно, гений. Иначе как можно настолько трепетно и бережно относится к окружающему тебя миру? Миру предметному. Тщательно прописанный интерьер, вплоть до дверных ручек, складок занавесок, небрежно положенной скатерти, невероятный свет из окон.

У Вермеера все настолько интимное, что кажется, что ты подглядываешь через замочную скважину в чужой дом; не хочется нарушать тишину и уединение героев.

Ян Вермеер. «Девушка, читающая письмо у открытого окна», 1657—1659
Ян Вермеер. «Девушка, читающая письмо у открытого окна», 1657—1659
Ян Вермеер. «Любовное письмо», 1668
Ян Вермеер. «Любовное письмо», 1668
Ян Вермеер. «Спящая девушка», 1657
Ян Вермеер. «Спящая девушка», 1657
Ян Вермеер. «Маленькая улица», ок. 1657-1661
Ян Вермеер. «Маленькая улица», ок. 1657-1661

Питер де Хох (1629-1684) создавал сценки городского быта, в основном, хозяек дома. Его картины часто сравнивают с произведениями Вермеера, и совершенно непонятно, кто с кого брал пример.

Питер де Хох. «Женщина с корзиной бобов в огороде», 1651
Питер де Хох. «Женщина с корзиной бобов в огороде», 1651
Питер де Хох. «Дворик в Делфте», 1658. Даже город становится интимным и домашним, старательно созданным и оберегаемым горожанами. И как же уютно вокруг!
Питер де Хох. «Дворик в Делфте», 1658. Даже город становится интимным и домашним, старательно созданным и оберегаемым горожанами. И как же уютно вокруг!
Питер де Хох. «Хозяйка передает служанке деньги», ок. 1668-1672
Питер де Хох. «Хозяйка передает служанке деньги», ок. 1668-1672

Герард Терборх (1617-1681). Именно после Терборха Вермеер и де Хох начали создавать жанровые сценки, так как он первым приоткрыл завесу между общественным и домашним, показав повседневную жизнь во всей ее полноте и красоте.

Герард Терборх. «Бокал лимонада»
Герард Терборх. «Бокал лимонада»
Герард Терборх. «A Maid Milking a Cow in a Barn», ок. 1652-1654
Герард Терборх. «A Maid Milking a Cow in a Barn», ок. 1652-1654
Герард Терборх. «Женщина, пишущая письмо», 1655
Герард Терборх. «Женщина, пишущая письмо», 1655
Герард Терборх. «Женщина, читающая письмо», ок. 1660-1662
Герард Терборх. «Женщина, читающая письмо», ок. 1660-1662
Герард Терборх. Портрет Елены ван дер Схалкке, 1648. Помимо жанровых сценок, Терборх писал портреты. Только посмотрите на эту маленькую девочку, насколько она живая и реальная. А темный фон для того, чтобы ничего не отвлекало от героя картины.
Герард Терборх. Портрет Елены ван дер Схалкке, 1648. Помимо жанровых сценок, Терборх писал портреты. Только посмотрите на эту маленькую девочку, насколько она живая и реальная. А темный фон для того, чтобы ничего не отвлекало от героя картины.

И что в итоге?

Малые голландцы — мастера, сумевшие вывести те жанры живописи, которые были недоступны для понимания целому миру. Красочные натюрморты, величественные пейзажи, детализированные бытовые сценки... Перечислять можно до бесконечности.

Удивительная их любовь ко всему близкому, интимному, тихому и семейному. Голландцы учат ценить то, что кажется неброским и не роскошным, прививают восхищение к обыденному. Реализм как течение в живописи во многом отталкивался от искусства голландцев, ведь их творчество как раз про реальность, открытую и неприукрашенную, тихую и невероятно уютную.

Ян Вермеер. «Вид Делфта», 1660/1661
Ян Вермеер. «Вид Делфта», 1660/1661