Найти тему
Книга или фильм

«Общество мёртвых поэтов»: фильм (1989г) или книга по сценарию?

Когда речь заходит о кино с историей, первое о чём всегда стоит помнить — это контекст. Много фильмов просматривается нами, как нечто лёгкое и необременительное. Но стоит выйти за рамки повествования, узнать в какое время происходит действие, и вся история предстаёт перед нами совсем в ином свете.

Прежде, чем браться за просмотр данной киноленты, стоит хотя бы по верхам знать историю США. Не всю, но небольшой промежуток.

В конце 1929 года началась Великая депрессия. До этого развитие страны шло очень бурно. Правительство приняло решение печатать деньги без реального обеспечения. То есть официально под купюрами было золото, но… не под всеми. В этом и проблема. Когда обрушился фондовый рынок, деньги потеряли стоимость. Товаров много, но покупать их не на что. Бизнес приходит в упадок, работы нет. Не успела страна выйти из всего этого в 1940-ом (по официальным данным), как началась Вторая мировая война.

Честно говоря, думаю многие сейчас легко представят себе похожую ситуацию. Как говорится, движемся мы по спирали. Вопрос только в том: вверх или вниз.

Когда после 1940-го начались хоть какие-то улучшения, семьи кинулись зарабатывать, лишь бы дети не жили так, как родители. Такие мысли привели к ещё одной проблеме: родители ожидали, что их отпрыски станут успешными. А это колоссальное психологическое давление на ребёнка, в котором бушуют и мечты, и гормоны.

И вот нас перемещают в закрытую школу для мальчиков…
Я как-то слышала в нескольких интервью от разных актёров США и Великобритании, что «это был настоящий ад». Трудно не согласиться.
Закрытая школа — это строгая иерархия и точное соблюдение правил.

«Традиция, честь, дисциплина, совершенство» — великолепные слова. В них нет ничего плохого. Но не в контексте того времени и места. Этот девиз школы из фильма «Общества мёртвых поэтов» больше похож на тугую смирительную рубашку, чем на что-то положительное и достойное.

К слову, сами ученики дают иное определение столпам своей, как они её называют, школы «Hellton» вместо "Wellton" (дословно — «адская»): «Традиция», «Честь», «Дисциплина» и «Совершенство» «Tradition», «Honor», «Discipline» и «Excellence» превращаются в «Пародия», «Ужас», «Упадничество» и «Отстой» («Travesty», «Horror», «Decadence » и «Excrement»).

Дети здесь постоянно конкурируют между собой, постоянно учатся.

-2

Это есть в книге, но данные сцены вырезаны из фильма (то есть они были отсняты), где директор распределяет учеников по внеклассовым занятиям. Только представьте себе: забитую юношами школу, постоянные уроки, домашняя работа, гребля, школьная газета, футбол, клуб соц.помощи, клуб химии, математический, дедовщина, телесные наказания…

У каждого ученика не одно внеклассовое занятие, а по три-четыре (в среднем). Где тут найти время отдышаться и подумать: «чего хочу именно я? мне нравится то, что я делаю?»

Школа должна в кратчайшие сроки выплюнуть в мир наштампованных покладистых членов общества. Всех под копирку. Раз посчастливилось разбогатеть, чтобы учиться в таком заведении, значит станешь либо юристом, либо политиком, либо врачом. У детей, к слову, никто не спрашивал чего же они сами хотят.
А если очень внимательно послушать всех учителей школы «Уэлтон» (кроме Джона Китинга), отчётливо поймёте, что любой проступок, любая ошибка обойдётся этим мальчикам очень дорого. Их заведомо ставят в тупик, ведь учиться, не совершая ошибок, невозможно. Что в таком случае от психики и личности остаётся — сложно сказать.

И тут Джон Китинг говорит: «Лови мгновение»… Понимаете? Жизнь одна. Мы смертны. Всё, что у нас есть — это наше «сейчас». Ни больше, ни меньше. Только то самое мгновение, в котором мы находимся в данный момент.

-3

«Carpe diem» — «пользуйся днём». Эти два слова взяты из поэмы Горация Флакка:
«Мы говорим, время ж завистное. Мчится. Пользуйся днем, меньше всего веря грядущему.»

Удивительно, что Джон Китинг уже во время своего обучения в том же «Уэлтоне» понимал о жизни больше других. В выпускном альбоме рядом с его фото помимо «Общества мёртвых поэтов» в списке секций значится: «Человек, который, скорее всего, сделает что-нибудь» и… как бы так перевести… «Любитель бёдер»? А прозвище в школе у него было — Китс (это от Джона Китса).

-4

Ученики собирают своё «Общество мёртвых поэтов», проводя встречи в Индейской пещере. Истоки Америки… Ребята хоть ненадолго возвращаются туда, где не было давления со стороны родителей, школы и других учеников. Свобода… Возможность дышать и говорить то, что хочется. Творить, созидать, создавать, но не копировать чужую модель поведение. Быть собой. Бесценно…

Есть в киноленте и действительно существовавший человек. Тот самый Эванс Притчард, который предлагает оценивать стихотворение через математический график. Если искать имя именно так, вы выйдете на другого человека. Псевдоним Эванс Притчард принадлежит Лоуренсу Перрину. Текст, прозвучавший в фильме, без изменения был взят из его книги «Звук и смысл»: «Введение в поэзию».

-5

Ещё одна любопытная отсылка: одного из студентов — члена «Общества мёртвых поэтов» исключают. И всё бы ничего, но именно он читал в пещере стихотворение Абрахама Коули.
Абрахам Коули — английский поэт, которого исключили из Кембриджа за… протестантские взгляды. Коули был одним из инициаторов создания Королевского общества, которое полагалось только на научные свидетельства. Получается, что в XVII веке данное общество боролось против слепой религии. В то время как «Общество мёртвых поэтов» борется против религии денег, карьеризма, слепой веры в материальные блага.

-6

Так как в заголовке указано сравнение, пожалуй, следует сказать, что я бы рекомендовала сначала посмотреть фильм, а потом обязательно читать!

По причине того, что книга написана по сценарию, её сложно назвать художественным произведением в полном смысле слова. Герои толком не прописаны, об их внешности вообще ни слова. Но все те кадры, что вырезали из фильма, здесь бережно сохранены. Поэтому книга — лишь дополнение, но не основа. Смотрите и читайте. Только в таком порядке.

После просмотра и прочтения произведений на подобную тематику невольно вспоминаешь собственные годы обучения. А был ли «Китинг» в мою бытность учеником? Отчасти здесь, отчасти там. Но да, был. Собирательный образ, говорил: «переверни книгу вверх тормашками и попробуй прочесть её иначе».

Есть ли правила на самом деле? Есть ли границы? В чём заключается свобода? Что вы будете вспоминать, готовясь в последний раз вдохнуть воздуха?

«О, капитан, мой капитан», я учусь ходить сама, ищу свой ритм, создаю свою походку, чтобы на звук моих шагов оборачивались другие и тоже… учились ходить, искали свой ритм, создавали свою походку…

-7