Найти тему
Строительный мир

Появилась в Финляндии, исчезла в России: железная дорога, которой больше нет

Оглавление

В 1870 году была построена первая железная дорога на Карельском перешейке — от Санкт-Петербурга до Выборга, которая поспособствовала дальнейшему экономическому развитию последнего; город стал вторым по численности во всем Княжестве Финляндском.

Добраться до него из столицы Российской империи можно было менее чем за пять часов. Благодаря новой дороге на территории Карелии тогда появились многочисленные дачи зажиточных петербуржцев.

© public domain (Финляндский вокзал в Петербурге, начало XX в.)
© public domain (Финляндский вокзал в Петербурге, начало XX в.)

После революции 1917-го Финляндия приобрела независимость, закрепив свой статус Тартуским мирным договором в 1920 году. Виипури (финское название Выборга), как и большая часть Карельского перешейка, оказался в составе нового государственного образования, граница которого с Советской Россией проходила буквально в 35 км от Петрограда.

Рождение новой дороги

Финны практически сразу же, еще в ходе Гражданской войны, задумались о строительстве новой железной дороги, пролегающей от Выборга на восток, до побережья Ладожского озера, чтобы проще было перебрасывать воинские части, технику и оружие. К тому же считалось, что в мирное время этот путь укрепит экономику региона.

© public domain (Здание ж/д вокзала в Выборге в 1930-е годы)
© public domain (Здание ж/д вокзала в Выборге в 1930-е годы)

Сам проект разработали уже после окончания боевых действий — в 1921 году. Но не все во власти поддерживали эту идею, поэтому ее реализация затянулась на несколько лет. В 1924 году президент Каарло Юхо Стольберг распустил парламент, и уже при новом его составе карельскими депутатами вновь был поднят вопрос о железной дороге.

В 1925 году принимается положительное решение, и, спустя несколько месяцев, начинаются изыскательские работы. А уже через три года участок от нынешней станции Лазаревка, расположенной в 5 км к югу от Выборга, до поселка Барышево сдается в эксплуатацию. На следующий год линию дотянули до Красноозерного, а к 1930 году — до поселка Мичуринское (в то время эти населенные пункты имели финские названия).

© Svetlov Artem / CC BY-SA 2.0 (Схема линии Выборг - Мичуринское)
© Svetlov Artem / CC BY-SA 2.0 (Схема линии Выборг - Мичуринское)

Общая протяженность дороги, по которой сразу же начали курсировать как грузовые, так и пассажирские поезда, составила 70 км. Были построены разъезды, три больших моста, два путепровода, станции, депо, водонапорные башни...

Позже рассматривались варианты продолжения пути. В частности в 1936 году от Барышево было предложено вести дорогу через Вуоксу в северо-восточном направлении до поселка Коммунары (ст. Мюллюпельто), соединив ее тем самым с другой линией, построенной еще до революции — Санкт-Петербург — Хийтола.

© Никич / CC BY-SA 3.0 (Восточная горловина ст. Вещево, 2010 год)
© Никич / CC BY-SA 3.0 (Восточная горловина ст. Вещево, 2010 год)

Выйти на этот маршрут предполагалось и у Сосново, для чего от Мичуринского нужно было построить всего чуть более 20 км дороги (в некоторых источниках упоминается, что этот отрезок все-таки был закончен, но данный вопрос остается спорным). Для полного завершения проекта необходимы были немалые средства, которых на тот момент не нашлось.

Разрушение и восстановление

В дальнейшем эти планы так и не были реализованы из-за начавшегося в 1939 году вооруженного конфликта с Советским Союзом и продлившегося 3,5 месяца. В 1941-1944 годах бои в Карелии продолжились уже в ходе Великой Отечественной; финны выступали на стороне Германии. После того как в 1944 году Финляндия вышла из войны, она открыто выступила против Гитлера. Карельский перешеек тогда вместе с построенной железной дорогой после заключения Московского перемирия отошли СССР.

© Никич / CC BY-SA 3.0 (Пути и платформа ст. Вещево, 2010 год)
© Никич / CC BY-SA 3.0 (Пути и платформа ст. Вещево, 2010 год)

Линия от Выборга до Мичуринского серьезно пострадала за годы боевых действий, и в результате железная дорога была восстановлена лишь частично — в рабочее состояние вернули отрезок до Житково. Для Москвы эта линия не имела такого стратегического значения, как в свое время для Финляндии, поэтому большого смысла в полной реализации проекта не видели.

© Zindox / CC BY-SA 3.0 (Бывшая станция Житково, 2002 год)
© Zindox / CC BY-SA 3.0 (Бывшая станция Житково, 2002 год)

В советское время по этому направлению активно ходили и грузовые, и пассажирские составы. А в 1990-х дорога медленно начала умирать, но уже без бомбежек.

Линии больше нет

Состояние пути оставляло желать лучшего, требовался ремонт, но денег на эти цели не выделяли. Поэтому к концу 20 столетия движение по маршруту полностью прекратилось. Однако к весне 2000-го восстановили линию до Вещево — это около 20 км. Все, что восточнее, начали потихоньку разбирать, а что-то — и разворовывать.

© Евгений Адаев / public domain (Разобранная железнодорожная линия Выборг - Вещево между пл. Перово и пл. Осиновка, 2012 год)
© Евгений Адаев / public domain (Разобранная железнодорожная линия Выборг - Вещево между пл. Перово и пл. Осиновка, 2012 год)

В 2009 году закрыли и постепенно начали демонтировать оставшуюся часть дороги, посчитав направление убыточным. В отдельных населенных пунктах, например, Осиновке, разобрали деревянный вокзал, возведенный еще до революции, и растащили на дрова.

Так от некогда 70-километровой стальной магистрали, построенной финнами и восстановленной частично СССР, остался лишь след. Дорога, которая по первоначальной задумке должна была стать частью более масштабного проекта — теперь лишь история.

Читайте: Дорога через весь континент: крупные железнодорожные проекты Африки и участие России