Найти тему
Вижу красоту

Фарфор ко Дню Космонавтики

Карточка почтовая «12 апреля День космонавтики». 1963
Карточка почтовая «12 апреля День космонавтики». 1963

Друзья, ко Дню Космонавтики и 60-летию полёта в космос Юрия Гагарина – на новом месте моей работы в экспозиционно-мемориальном отделе «Пресня» Государственного центрального музея современной истории России – я с коллегами подготовил выставку «Космос становится ближе». Дублирую сегодня здесь три заметки про особенно интересные экспонаты, ранее уже опубликованные на официальных страницах facebook.com/museumpresnya и instagram.com/museum_presnya/ Заглядывайте, следите за новостями и приходите в музей!

-2

В постоянной экспозиции Государственного центрального музея современной истории России – по адресу ул. Тверская,21 –представлена монументальная, высотой 55 см, фарфоровая ваза с портретом и текстовым посвящением: «Первому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину от коллектива Дулёвского фарфорового завода. 1961 год».

Над этим знаковым подарком работал творческий квартет выдающихся художников. Автор проекта – главный художник Дулёвского фарфорового завода имени Газеты «Правда» Пётр Васильевич Леонов (1910–1982). Автор формы вазы – Рене О'Коннель-Михайловская (1890–1981). Роспись выполняли Донат Петрович Рождественский (1918–1992) и Сергей Евстигнеевич Медведев (1928–2000).

Момент личного вручения подарка зафиксирован на фотографии: «Художник Пётр Васильевич Леонов и дулёвский журналист Афанисий Дмитриевич Коновалов в телестудии «Шаболовка» вручают вазу Юрию Алексеевичу Гагарину (1934–1968)».

До открытия телецентра в Останкине в 1967 году телецентр по адресу ул. Шаболовка, 53 был главным в СССР. С начала 1961 года появились получасовые приложения к субботним выпускам новостей, в дальнейшем выделившиеся в самостоятельную информационную программу «Эстафета новостей». Её звездным часом стала встреча с Гагариным, состоявшаяся 17 апреля 1961 года в прямом эфире и длившаяся около четырёх часов.

Эта передача, ставшая прототипом всех последующих «Звёздных эстафет», вызвала широкий общественный резонанс. Критики единодушно отмечали, что успех встречи в решающей степени зависел от личных качеств её героя. Острый и гибкий ум, огромное личное обаяние и природное чувство юмора прекрасно раскрылись во время рассказа Юрия Алексеевича о полёте, а затем в ходе интервью с ним ведущих. И самое впечатляющее – полное непосредственности, скромности и такта общение Гагарина с людьми, которые приехали отовсюду, чтобы приветствовать своего соотечественника, совершившего подвиг.

-3

В собрании ГЦМСИР представлен чайный сервиз «По заветам В.И. Ленина» 1970 года. Роспись к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина (1870–1970) выполнена старейшим и потомственным художником подмосковного Дулёвского фарфорового завода имени Газеты «Правда» – Валентином Александровичем Городничевым (1922–2014). Он пришёл на завод в 1937 году и первой его самостоятельной работой стала агитационная кружка, выполненная к выборам 1938 года. В это же время он осваивает двухгодичные курсы Дулёвского художественно-керамического техникума, без отрыва от производства. Фронтовик Великой отечественной войны, дошедший до Берлина, получивший ранения и контузию, сохранил веру в красоту и любовь к жизни. Благодаря преданности профессии в 1951 году был переведён живописцем в Художественную лабораторию завода.

Безусловно, этой росписью фарфора Городничев выражал благодарность Ленину за возможность гордиться достижениями своей Родины. На сахарнице и чашке изображены ракета и спутник, а серп с молотом на чайнике словно подсекают заветную звезду.

Форма сервиза «Салют» разработана Виктором Алексеевичем Бобровым. Искусствоведы отмечали что, в своих работах скульптор стремился создать новый тип сервиза, соответствующего особенностям современного интерьера.

-4
Ежемесячный информационный бюллетень «Новые товары» Всесоюзного постоянного павильона лучших образцов товаров народного потребления Министерства торговли СССР за 1965 год
№ 5 отмечал:

Можно смело сказать, что последние 3–4 года на крупнейшем в стране фарфоровом заводе – Дулёвском вёлся большой поиск. Художники предприятия упорно работали над созданием новых форм, искали красивые по очертаниям и пластическому решению чайные и столовые сервизы, отдельные предметы сервировки стола, а технологи в содружестве с ними стремились найти лучшие варианты производства изделий на поточных линиях.

И вот в январе 1965 года завод представил на рассмотрение Экспертного совета семь новых чайных и два столовых сервиза и ряд других новинок. Совет единодушно признал, что поиски увенчались успехом. К числу лучших принадлежит и сервиз «Салют». Детали в этом сервизе энергичны и пластически уточняют декоративный образ изделий.

-5

Мы давно привыкли, что живём в космическую эру. Немногие в повседневной стремительной жизни осознают, что первый выход за земные пределы состоялся сравнительно недавно, 60 лет назад – 12 апреля 1961 года. А первый запуск космического аппарата состоялся всего 64 года назад – 4 октября 1957 года. Эти события произвели небывалый подъём гордости за родное Отечество и его науку, инженеров и конструкторов, героев освоения Вселенной.

В собрании ГЦМСИР представлен чайный сервиз «СССР» 1967 года, созданного на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В Ломоносова к юбилейной выставке в честь 50-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции. Форма была создана в 1966 году Владимиром Лаврентьевичем Семёновым (1914–1978). Торжественный декор разработан Людмилой Викторовной Протопоповой (1906–1981).

Предметы декорированы символами советской государственности – от красного знамени с серпом и молотом, карты СССР до Крейсера «Автора» в Ленинграде и красной звезды Спасской башни Московского кремля к цитадели отечественной науки – здания Московского университета на Воробьёвых горах, над которыми пролетает первый в мире искусственный спутник земли. Эта выдающаяся победа советской науки и техники в образе «космического аппарата» по задумке художника должна была свидетельствовать о гигантских успехах первого в мире социалистического государства. Советская наука приоткрыла тайную завесу Вселенной и проложила дорогу в космос.

Название формы сервиза «Русь» включает дополнительные смыслы. Можно вспомнить, что пионер теории космонавтики, русский и советский учёный-ракетчик Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) ещё в 1895 году писал:

«…мы залетели за пределы атмосферы… Теперь мы подобны Луне, потому что превратились в спутник Земли» («Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения»).

-6

Космос становится ближе

В год 60-летия первого полёта человека в космос и мирового триумфа отечественной науки и техники Музей «Пресня» представляет выставку вещевых, документальных и художественных коллекций Государственного центрального музея современной истории России. Выставка демонстрирует связь между значительным историческим событием — орбитальным полётом Юрия Алексеевича Гагарина — и реальным улучшением обыденной жизни на фоне всеобщего подъёма и энтузиазма.

Выставка состоит из четырёх разделов:

  • Наступление космической эры. Агитационный и патриотический плакат на тему «Советский космос»;
  • Событие вселенского масштаба. Жизнь до и после полёта;
  • Начало космической эры в повседневной жизни;
  • «Я хочу быть космонавтом». Воспитание нового прогрессивного поколения советских граждан.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив