Каждый человек периодически сталкивается с критикой в свой адрес. Критикующей личностью может быть начальник, кто-то из супругов, сосед, коллега или родственник. Если критика от них исходит постоянно, то, скорее всего, она не обоснованная и нужна для самоутверждения и психологического подавления собеседника. Можно привести множество примеров, но все источники критики обладают общими качествами. Чаще всего это личности, имеющие внутренние противоречия, нерешенные проблемы и недостаток самореализации.
Нередко начальник использует критику с целью оказания положительного влияния на рабочий процесс. Только вот результат получает противоположный.
Но все же, существует большая доля вероятности, что повод для критики существует и вам на это нужно обратить внимание. Но почему огромное количество людей не может адекватно реагировать даже на конструктивную критику, высказанную в самом дружелюбном тоне? Потому что критика задевает уже имеющуюся душевную рану, нанесенную значимым человеком или самим собой, и вызывает чувство боли. Если критикой попытаются задеть здоровое место, то никакой реакции не будет, даже от самых высокочувствительных людей. Например, ваша коллега с кривыми ногами будет критиковать ваши, а вы при этом знаете, что с ногами то уж точно повезло. Реакции скорее всего не будет, по крайней мере болезненной.
Причины болезненной реакции на критику
- Низкая самооценка. Если вы постоянно чувствуете себя хуже всех, внутри вас развита привычка к самоедству. Внешняя критика подтверждает ваши негативные мысли о себе, усиливает их, доводя до самоуничижения и обесценивания. Дружелюбный тон никакой роли не играет. Важна суть процесса:” Ну точно, я ничтожество, ни на что не способное”. Самоуважение падает еще ниже, и это катастрофично.
- Психологическая травма. Это какое-то событие из прошлого, с которым психика была не в состоянии справиться самостоятельно. Это может довольно сильно влиять на ваше восприятие критики.Она расценивается как опасность и угроза психологическому здоровью.
- Нарциссизм. Люди с нарциссическими наклонностями не способны воспринимать критику. Они считают себя лучше, умнее, красивее всех остальных. Для них чрезвычайно важно, как они выглядят в глазах других людей. А выглядеть они должны безукоризненно. Одно неосторожное слово может разрушить их раздутое самомнение как карточный домик.
- Критика в грубой форме. Если критиковать некорректно, дерзко и не по существу, то человек даже с самой адекватной самооценкой, естественно, будет противиться.
Как правильно критиковать
Правильно критиковать-целая наука, которую освоили коммуникабельные люди.
- Критику лучше начать с похвалы. Если вашему другу или коллеге совершенно необходимо сделать замечание, то это можно сделать так: “ Влад, у тебя новый костюм? Всегда восхищался твоим чувством вкуса. Слушай, тут проблемка небольшая…”
- Говорить серьезно, доброжелательно, по существу. Чем меньше лишних слов, тем легче и быстрее понять, что требуется и где ошибся, не успев себя накрутить.
- Критиковать только при необходимости. Возможно, вам просто не нравится человек, и вас раздражает все, что он делает. Личное мнение-не повод для критики и если есть возможность, то лучше воздержаться от нее совсем.
Как реагировать на критику
- Попытайтесь понять, является ли критика обоснованной. Подумайте, с какой целью собеседник высказал вам претензии и постарайтесь определить, он действительно желает Вам помочь или просто является «токсичной личностью». В этом может помочь взгляд со стороны человека, которому вы доверяете.
- Не спорьте и не оправдывайтесь при необоснованной критике. Ох как хочетсятыкнуть носом критикана в его глупость! Ответить так, чтоб почувствовал свою никчемность. Но стоит ли это делать? Безразличие-ваше лучшее оружие. Оставьте критикана с этой “победой”, когда он яд выпрыснул, а в ответ получил тишину. Помните, это неуверенные, обделенные любовью люди, как результат, озлобленные. Можно просто спокойно ответить что-то типа:“А вы точно компетентны в этом вопросе?”
- Сохранять спокойствие при конструктивной критике. Такая критика-шанс поработать над своими ошибками и стать лучше. Лучше всего ответить ”вы правы, спасибо” или “я подумаю над этим”. В случае не очень деликатного, но справедливого замечания можно сказать:” Ты прав, но можно было сказать повежливее”.
Чтоб научиться спокойно реагировать на критику, нужно время. Решающее значение имеет ваше правильное внутреннее отношение к ситуации. Научитесь анализировать сказанное, делать правильные выводы и не принимать близко к сердцу слова окружающих.
Если при прочтении текста вам что-то откликнулось и кажется, что ситуация или симптомы, описанные в статье, похожи на ваш случай, и вы хотели бы решить эту проблему, вы можете связаться со мной по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о беспокоящей ситуации, требующей профессиональной помощи.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно). В ходе предварительной консультации я пойму, смогу ли я вам помочь. Если вам проще написать письмо, вы можете отправить его на почту.
Прошу описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма не ограничен, я обязательно прочитаю его и отвечу.