Найти тему
Тесткадастр.РФ

Когда госпошлина за регистрацию прав не уплачивается?

Итак, постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя, поскольку уплата государственной пошлины за такую услугу органа регистрации прав не предусмотрена статьей 333.25 Налогового кодекса РФ.

При этом в соответствии с той же статьей Налогового кодекса РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий (государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Многие граждане России до сих пор не представляют, что за отдельные юридически значимые действия в сфере регистрации прав в соответствии с налоговым законодательством РФ государственная пошлина не уплачивается.

Квитанция на оплату госпошлины
Квитанция на оплату госпошлины

Рассмотрим такие случаи.

1. Регистрация прав собственности на объект недвижимости в случае, если такие права возникли до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31.01.1998 г.)

С 01.01.2021 г. указанное положение внесено в подпункт 8 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ.

2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, которые не направлены своевременно в орган регистрации прав органами власти и судом в порядке межведомственного взаимодействия

Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в порядке межведомственного взаимодействия в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Перечень передаваемых документов (содержащихся в них сведений), а также сроки направления установлены ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации прав).

Право на непосредственное обращение заинтересованного лица закреплено в ст. 33 Закона о регистрации.

Например, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении следующих сведений в ЕГРН (*):

  • об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;
  • об установлении или изменении границ населенного пункта;
  • об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий;
  • об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
  • об установлении или прекращении публичных сервитутов;
  • о признании жилого дома садовым домом или садового дома жилым домом;
  • сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации;
  • об изменении паспортных данных;
  • об изменении сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе;
  • о признании гражданина ограниченным в дееспособности или признанным недееспособным копию на основании вступившего в законную силу судебного акта;
  • о запрете на совершение определенных действий с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства на основании решения суда.

(*) Полный перечень таких случаев установлен в ч. 1 ст. 33 Закона о регистрации.

При обращении заинтересованному лицу рекомендуется прилагать к заявлению акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, заверенное решение суда, содержащие необходимые для внесения в ЕГРН сведения. В случае, если такие документы не будут приложены, орган регистрации прав запрашивает указанные документы в соответствующих органах власти или суде. Указанные действия выполняются без уплаты государственой пошлины.

3. Отдельно следует выделить случай, который не подпадает под рассмотренные варианты бесплатного внесения сведений в ЕГРН.

Данное разъяснение дано Минфином России в письме от 01.09.2020 N 03-05-04-03/76493 по запросу ФНС России от 07.08.2020 N БС-4-21/12705@.

В соответствии с законодательством РФ предусматриваться случаи, при которых представитель правообладателя вправе действовать не на основании нотариально удостоверенной доверенности, а в силу прямого указания федерального закона.

Так, на основании пункта 5 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены правом на подачу в орган регистрации прав от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.

Не смотря на то, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий освобождаются от уплаты государственной пошлины, это не освобождает плательщиков (граждан) от уплаты государственной пошлины за осуществление указанных юридически значимых действий.

Дополнительно можете ознакомиться с размером государственной пошлины за совершение регистрационных действий, на основе информации Росреестра.

Не забывайте поставить царский лайк

и оформить подписку на канал