Найти тему
Елена Канавина

«Когнитивная зрелость», или что отличает умных людей от неумных🧐

Как бы много человек не разговаривал, он не всегда говорит глубоко и по делу. Чтобы действительно «шевелить» мозгами, нужно развивать свои когнитивные способности, задаваясь все более глубокими и системными вопросами. Тут, конечно, сразу поагитирую за коучинг как за лучшее средство борьбы с деменцией)) Но еще и расскажу про Отто Ласке.

Отто сделал классный фреймворк на основе теорий своих профессоров в Гарварде Роберта Кигана и Майкла Бассече (а еще учел туда же Пиаже, который занимался исследованием способностей детей), и расписал для нас стадии когнитивной зрелости нашего мышления. Предлагаю посмотреть на них и проходить по всем этим стадиям при решении своих вопросов почаще.

1️⃣ Стадия «логического мышления». Что есть?

На этой стадии человек в состоянии обозначить точно предмет беседы (point), поисследовать его (explore) и сделать какие-то выводы (link). Типа «это вода, она мокрая, текучая, ее можно налить в стакан».

2️⃣ Стадии «критического мышления».

а. Чего нет и что вообще может быть? Первая стадия «критического мышления» задается вопросом, что из себя НЕ представляет предмет сейчас или чем он может быть вообще (например, в будущем), потом надо поисследовать и снова сделать выводы. Типа «сейчас у меня вода, а не лед и не пар, но вода может быть льдом или паром, значит ее можно нагреть или охладить».

б. Какие отношения и связи есть? Вторая стадия критического мышления начинает увязывать воедино все то, чем является предмет и чем не является, исследует связи и отношения, и снова делает выводы. Типа «вода может переходить в разные состояния при определенных условиях, если поисследовать эффекты от изменения состояния воды, то можно придумать паровой двигатель».

3️⃣ Стадия «системного мышления». Что это как система?

Максимально широкий взгляд на предмет как на часть большой системы, как микросистемы внутри макросистемы. Типа «Вода - часть природы, составная часть человеческого тела и других живых существ, источник жизни, часть системы круговорота воды в природе». Дальше, конечно, нужно подумать над пределами существования системы и над возможностями эволюции этой системы.

Вот так при осмыслении всего четырех блоков вопросов мы можем реализовать полноценно свои когнитивные способности. Кто-то только так и обдумывает свои идеи, а кому-то стоит помочь погрузиться, наконец, в глубину.

А еще представьте, что по этим вопросам можно двигаться не только самому, но и предлагать это делать своей команде. Растить когнитивную зрелость на уровне всей организации.

Как вам?🤍