Самый любимый вопрос со стороны детских тренеров. Каким образом нужно разбирать выступления детей на соревнованиях? Обычно они даже накидывают свои варианты при разговоре со мной.
Они предлагают три линии поведения:
1. Выловить спортсмена сразу после соревновательной игры/поединка. И тут же объяснить ему – где и какие ошибки он допустил.
2. Провести такой же разбор, но чуть погодя. Пусть он отойдет и выдохнет.
3. Подождать пока соревнования закончатся и уже затем разобрать ошибки.
Главное правило состоит в следующем. Если есть импульс поговорить со спортсменом сразу после, то первым делом нужно поблагодарить его за работу. Причем, при любом результате.
Вы вспомните себя. Наверняка сразу после неудачной игры критический анализ ваших действий воспринимался вами негативно. Критика не приводила к успеху. В этой связи, делаем вывод – по горячим следам только позитив.
А вот уже на следующий день нужно сделать так называемый дебрифинг. Спортсмен и тренер спокойно проговаривают – как вести себя в конкретной ситуации. При регулярном и последовательном разборе это будет играть в плюс.
Какие вопросы нужно обсудить обязательно?
1. Доволен или недоволен спортсмен своими действиями. Если речь идет о команде, то довольна команда или нет. Пусть придут к общему мнению.
2. Что получилось. Называем как минимум два вещи, которые удались.
3. Что не получилось. Здесь такая же схема: нужно назвать два аспекта, которые не вышли.
У дебрифинга тоже есть правило. Оценивая свое выступление, нужно называть ровное количество того, что получилось и что не получилось. Позитивных и негативных аспектов должно быть одинаково.
Разница будет способствовать накоплению в памяти спортсмена – в ту или иную сторону. Так или иначе будет влиять на будущую успешность в соревновании – либо мешать, либо помогать.
Соблюдая эти нехитрые принципы, вы будете корректно с точки зрения психологии разбирать действия команды или отдельного игрока. На дистанции спортсмен будет расти, его спортивные показатели будут улучшаться.
Если вам понравилась статья, поставьте лайк. В прошлый раз мы рассказывали, как работает спортивный психолог в конкретном кейсе с фигуристкой.