Найти тему
Татьяна Корчма

"Ад на каблуках. Битва Мэри Кэй" - загадки истории противостояния двух косметических компаний

Почему на основе журнальной статьи была снята гротескная комедия, а не криминальная драма, и что осталось за кадром

DVD "Ад на каблуках. Битва Mary Kay" из моей коллекции
DVD "Ад на каблуках. Битва Mary Kay" из моей коллекции

"Битва Мэри Кэй", которая не стала событием в американском кино

7 октября 2002 года на канале CBS состоялась премьера американо-канадского телевизионного фильма "Ад на каблуках. Битва Мэри Кэй", который был номинирован на премию "Золотой глобус" для Ширли Маклейн (роль Мэри Кэй Эш) и Паркер Поузи (роль Джинджер Хит). Ожидалось, что фильм станет событием года, но что-то пошло не так - его заметили только Директора и консультанты двух косметических компаний - им фильм не понравился, потому что реальная история вовсе не похожа на карикатуру.

Журнал "Texas Monthly" за ноябрь 1995 г. , из моей коллекции
Журнал "Texas Monthly" за ноябрь 1995 г. , из моей коллекции

В основу сценария Патрисии Резник легло журналистское расследование об истории противостояния двух косметических компаний из Далласа, опубликованное в ноябре 1995 года в журнале "Ежемесячник Техаса". Его автор, Скип Холландсворт, опытная журналистка, чаще всего она пишет на криминальные темы - о маньяках, расстрелах детей в школах, домашнем насилии. Каких-то других статей про компании прямых продаж и косметику у Скип мне найти не удалось, что является первой загадкой в этой истории.

На обложке "Ежемесячника Техаса" изображена 77-летняя Мэри Кэй Эш и написано: "Мэри Кэй на войне. Королева косметики Далласа ожесточенно борется со стильной молодой соперницей и всё становится уродливым..." О чём это?

На 1995-й год самой крупной компанией прямых продаж в мире была "Эйвон" с объёмом продаж 4,3 миллиарда долларов в год.

У компании "Мэри Кэй" годовой объём продаж 866 миллионов долларов в оптовых ценах и её косметика продаётся в четырёх десятках стран мира.

У компании "БьютиКонтрол" продажи всего 80 миллионов долларов и отделения в Пуэрто-Рико, Канаде и Великобритании.

Компания "Мэри Кэй" не считает обе эти компании своими конкурентами, Мэри Кэй говорит, что видит в этой роли компанию Эсти Лаудер - по уровню косметики и целевой аудитории. "БьютиКонтрол" она называет "комаром"...

В реальности противостояние "Мэри Кэй" и "БьютиКонтрол" началось задолго до 1995 года, в нём участвовали самые разные люди - учредители компаний, независимый торговый штат, дети и внуки консультантов и Директоров. Было и то, о чём обычно писала Скип Холландсворт - криминал - драки, разбитые окна и носы, самоубийство - об этом написала в книге "Спросите меня о Мэри Кэй: Честная история наклейки с бампера розового Кадиллака" Джеки Браун, инициатор этой войны, владелица компании "БьютиКонтрол" и её Президент с 1966 по 1981 год. Но Скип не стала брать у неё интервью, расспросила только Мардж Слейтен, которую Джеки вытеснила из учредителей "БьютиКонтрол" и она вернулась к работе школьного учителя. Почему Скип не стала развивать криминальную линию истории - это вторая загадка.

Джинджер и Дик Хит, владельцы "BeautiControl" до 2001 года, фото из журнала "Texas Monthly" за ноябрь 1995, из моей коллекции
Джинджер и Дик Хит, владельцы "BeautiControl" до 2001 года, фото из журнала "Texas Monthly" за ноябрь 1995, из моей коллекции

Журналистка Скип Холландсворт, а за ней и создатели фильма "Ад на каблуках. Битва Мэри Кэй" решили разработать идею конфликта поколений: 42-летняя Джинджер против 77-летней Мэри Кэй.

Это одна из самых ярких битв в американском бизнесе, которая ведётся между двумя богатыми королевами косметики Далласа из двух совершенно разных поколений "БьютиКонтрол" готовится к тотальной атаке на империю "Мэри Кэй" в тот неизбежный день, когда Мэри Кэй Эш наконец уйдёт из созданной ею компании.
Скип Холландсворт

В фильме Ширли Маклейн играет роль Мэри Кэй - яркую эксцентричную старушку, у которой всегда наготове ласковые слова и для сотрудников в офисе, и для покупательниц в супермаркете, и для журналистки, для всех. Это очень непривычно, а где пафос и дистанция получается легко. Соперница пытается копировать всё то, что делает Мэри Кэй, и у неё не получается. Может быть, дело не в конфликте поколений? Загадка...

У Ширли Маклейн, на мой взгляд, это лучшая роль. Позже она сыграет Коко Шанель в одноимённом фильме и американскую тёщу английского графа Грэнтома в третьей части сериала "Аббатство Даунтон" - и там она повторит рисунок роли Мэри Кэй

Вспомним заголовок: "и всё становится уродливым" - о чём это? Промышленный шпионаж и кража идей, переманивание сотрудников и консультантов, что-то ещё?

Третья загадка - как далеко могут зайти в противостоянии учредители компаний и консультанты, могут ли они развиваться не замечая друг друга, быть независимыми?..

Участница мастер-класса по красоте компании "Mary Kay", фото из журнала "Texas Monthly" за ноябрь 1995, из моей коллекции
Участница мастер-класса по красоте компании "Mary Kay", фото из журнала "Texas Monthly" за ноябрь 1995, из моей коллекции

Консультант по красоте Лекси Уилкокс в исполнении Шеннон Доэрти мечтает стать Королевой, надеть корону и норковую шубку - за такую мечту она борется, отказывается от многого неважного и своего добивается - она на троне Национального Семинара, но без Мэри Кэй...

Про консультантов в фильме есть эпизод в Москве: на Красной площади стоит деревенская изба "а-ля рюс" и странного вида женщины, "ужаленные шмелём" - выглядит очень комично, кто-то обижается. На самом деле, к 1995 году Мэри Кэй сказала Скип, что в России работают 7 тысяч женщин и продают косметики на 10 миллионов долларов в оптовых ценах. Ещё она с гордостью рассказывает о 28-летней бывшей учительнице, которая в 1995 году заработает комиссионных более 300 тысяч долларов (её фамилии в статье нет, может только догадаться о ком идёт речь и что спустя 26 лет она по-прежнему самый высокооплачиваемый Национальный Директор России и в первой 5-ке Европы) - это четвёртая загадка)

Какую цену заплатила Мэри Кэй - уже по фото в журнале 1995 года видно, что возраст и волнения не проходят для неё даром - год спустя, в 1996-м случится инсульт и она до самой смерти в ноябре 2001 года будет обречена на молчание - потеряет способность говорить. Стало ли это печальное событие козырем в войне "БьютиКонтрол"? Вовсе нет - компания "Мэри Кэй" вышла на два самых больших рынка в мире - открыла отделения в Китае и Индии, её объёмы продаж косметики близки к 4 миллиардам долларов. Её позиции в рейтингах DSA только улучшились и упрочились. Косметика и парфюмерия регулярно получают награды в разных странах мира.

Какова дальнейшая история "БьютиКонтрол" - Джинджер и Дик Хит в 2001-м году продали свою компанию Tupperware, которая решила расширить свой ассортимент косметикой. Дик вышел на пенсию в 2003-м, Джинджер - в 2004-м. Они несколько раз пытались развивать "БьютиКонтрол", пытались открыть отделение в России, но их стартовый взнос в 500 долларов был самым высоким в компаниях прямых продаж и желающих продавать здесь их косметику не нашлось. В США они выкупили компанию у Джеки Браун, когда с ней сотрудничали 8 Директоров и 650 консультантов. Когда летом 2017-го "Tupperware" объявила о закрытии "БьютиКонтрол", с ней сотрудничали 400 Директоров и 50 тысяч консультантов (для сравнения: в компании "Мэри Кэй" только Национальных Директоров более 700 человек и несколько миллионов консультантов и Директоров - масштаб так и остался несопоставимым, "комар" не стал "слоном"). В конце 2017-го активы компании "БьютиКонтрол" всё-таки сумели продать молодой компании "Youngevite" и сейчас она продаёт косметику марки "БьютиКонтрол".

Почему фильм о противостоянии был снят не в 1995-м или годом позже, а только в конце 2002-го, уже после смерти Мэри Кэй Эш - это была та самая "тотальная атака", о которой написала Скип Холландсворт? Загадка...

Ссылка на статью Скип Холландсворт в журнале "Texas Monthly"

Посмотрите 🎥 и найдите свои ответы на загадки фильма

Сколько комиссионных платит Mary Kay Национальным Директорам в Европе

60-летняя дама, которой платят больше всех в Mary Kay, о коллекции неудач и рецепте успеха