(Mк. 9:30-50)
Каждому из нас хотелось бы, чтобы нас знали или хотя бы помнили как великого человека. При слове “величие" у каждого из нас возникают разные мысли. Все мы имеем мысленное представление о том, что такое для нас величие, и мы отчаянно пытаемся двигаться к этой цели. Целью может быть подсознательное желание, но от этого оно не перестает быть целью. Величие для нас - это сочетание наших ценностей, надежд, ожиданий и самых заветных желаний.
Христианин формирует свое представление о величии, увязывая его с учениями Иисуса, нашего Господа. Мы позволяем Ему определять наше представление о величии. Иисуса не трогали человеческие мерки величия, так как Его мысли о величии шли в совершенно другом направлении. Эта истина давалась ученикам Иисуса нелегко. Они никак не могли понять, какое царство Иисус пришел установить. Их мысли все еще вертелись вокруг установления земного царства в Иерусалиме во главе с Иисусом в качестве величайшего руководителя в мире, который поведет Израиль к триумфу и победе над всеми его противниками и врагами. Казалось, их волновал единственный вопрос: какое положение займут они в том царстве. Вновь и вновь Иисус пытается объяснить им, что Он будет Мессией на кресте, а Его победой будет победа над смертью. В Mк. 9 Он говорит со Своими учениками о Своей смерти и воскресении:
«Вышедши оттуда, проходили чрез Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись» (ст. 30-32).
Этот отрывок со всей очевидностью показывает, что Иисус, возвращаясь через Галилею в Капернаум, преднамеренно избегал скоплений народа. Причиной было то, что Он хотел побыть наедине со Своими учениками: “...И Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им...” Эти двенадцать человек были объектом пристального внимания Иисуса на протяжении всех Евангелий. Прежде всего Он хотел передать истину им.
Заявление о кресте в Mк. 9 содержит новый элемент, которого раньше не было в словах Иисуса, обращенных к Его ученикам. Во второй части стиха 31 Он говорит, что “Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет". Здесь апостолам дается явный намек на то, что Иисус попадет в руки Своих врагов в результате предательства человека. Я не знаю, как сказанное воспринял Иуда, который все это слышал, так как в Библии об этом ничего не сказано. Но нам-то известно, что Иисус с самого начала знал, что произойдет.
Марк отмечает реакцию апостолов: “Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись" (ст. 32). Когда мы впервые читаем этот стих, то обычно думаем, что апостолы боялись спросить Иисуса об этом потому, что опасались упреков и выговора за такой вопрос. Но поразительная истина заключается в том, что Иисус никогда никого не ругал за то, что они спрашивали. Иисус упрекал учеников за отсутствие у них веры. Он упрекал их в том, что они продолжали не верить несмотря на все то, что сами видели и переживали. Но ни разу ни в одном Евангелии Христос никого не укорил за искренний вопрос. Такого страха не могло быть у апостолов.
Правильнее понять этот стих так: ученики не выспрашивали Иисуса о предательстве Его и смерти в Иерусалиме потому, что не хотели знать об этом больше. Они боялись того, что могли узнать об этом предсказании, которое они считали слишком ужасным, чтобы даже думать о нем.
А как часто мы бываем похожими на апостолов! Когда кто-либо поднимает вопрос, который нам не нравится, мы иногда говорим: "Давайте об этом не будем больше говорить". Порой мы прячем голову в песок и думаем, что, если мы не будем смотреть на что-то и не будем об этом говорить, это каким-то образом пройдет само собой. Но Иисус постоянно обращал внимание апостолов на неизбежный факт креста, хотя они этого и не понимали, хотя они не хотели этого видеть и боялись расспрашивать Его о том, какой смысл Он вкладывал в Свои слова.
Апостолы не хотели докапываться до смысла сказанного Иисусом потому, что в то время их мысли были заняты совершенно другим. Марк пишет:
«Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали, потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (ст. 33, 34).
Этот отрывок показывает нам, насколько далеки были апостолы от понимания того Мессии, каким был Иисус. В тот самый момент Он уже прямым ходом шел к кресту. Апостолы же в это время спорили о том, кто будет самым великим в новом, славном Божьем царстве. Когда Он спросил их, о чем они спорят, им нечего было сказать. Они молчали, потому что им было стыдно. Они не нашли, что сказать в свое оправдание.
Иисус подошел к этому разговору очень серьезно. Марк говорит, что Он отозвал двенадцать Своих учеников в сторону, сел и стал учить их истине о величии. Начиная со следующего стиха и до конца Mк. 9, Иисус рисует перед ними (и нами) очень ясную картину того, как они могут стать великими.
Я могу назвать, по крайней мере, пять вполне отчетливых особенностей величия, упомянутых Иисусом. Давайте рассмотрим каждую из них и попытаемся применить их к нашей собственной жизни.
I. СЛУЖЕНИЕ
Во-первых, Иисус сказал, что великий человек - тот, кто служит людям: “И сев призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою” (ст. 35). Кто-то сказал: “Расписание великой жизни пишется нуждами других людей”. Задумайтесь на мгновение над этими словами. Еще кто-то сказал, что служение другим - это проценты, которые мы платим с жизни, которую Бог дал нам взаймы. Одна из Христовых оценок величия - это то, что происходит с другими благодаря нам.
Иисус не оставил эти слова истины без объяснения. В следующих стихах Он дает нам живой пример, живую притчу, чтобы пояснить то, что Он имеет в виду. Он взял ребенка (ст. 36). По-видимому, в то время они были в доме Петра в Капернауме. Иисус взял ребенка и, поставив его среди апостолов, сказал: “Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня” (ст. 37).
Преднамеренно выбрав ребенка для иллюстрации Своей мысли, Иисус указал на самую незначительную личность: ни титулов, ни известности, ни богатства, ни влияния, ни клочка земли в частной собственности. Малыш стоял среди апостолов, они смотрели на ребенка, а Иисус со всей серьезностью говорил им: “Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня”.
Это глубокая, но тревожащая истина. Иисус, как вы знаете, часто использовал детей в качестве иллюстрации к тому, каким должен быть человек для того, чтобы войти в царство небесное. Он использовал маленьких детей в качестве примера того, что происходит с нашими ценностями и стандартами, когда мы начинаем серьезно воспринимать Божье царство. Этот ребенок символизировал всех маленьких людей, которые нуждаются в нас и от кого мы не можем ожидать в ответ абсолютно ничего, кроме заверения в том, что все, что мы делаем для них, мы делаем ради Христа. Если вдуматься, неплохое обещание, а?
Марк отмечает, что в этот момент Иоанн прервал Иисуса. Мы могли бы подумать, что это мог сделать только Петр. Но в данном случае это был не он. Хотите - верьте, хотите - нет, но это сделал Иоанн, впечатлительный, склонный к созерцанию Иоанн. В Mк. 9:38-40 говорится:
«При сем Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас».
Трудно сказать, какие именно слова Иисуса заставили Иоанна перебить Его и рассказать об этом прошлом случае. Некоторые считают, что это были слова Иисуса “...кто примет одно из таких детей во имя Мое". Но как бы там ни было, Иоанн перебил Иисуса и рассказал о том случае. Иоанн сказал: “Учитель, когда мы увидели, что этот человек изгоняет бесов Твоим именем, мы велели ему прекратить, потому что он не из нашей команды. Он не один из нас. Он не один из тех, кто путешествует с апостолами. Он член какой-то группы или какого-то движения, о которых мы ничего не знаем. Мы велели ему больше этого не делать".
Чувствуется явная ревность со стороны апостолов. Иисус, по-видимому, ничего не знал о том человеке, но Он не проявил никакой ревности. Он не созвал апостолов на специальное заседание, чтобы выработать определенную стратегию, с помощью которой апостолы могли бы остановить этого человека. Казалось, Иисуса совсем не беспокоило, что этот человек мог завоевать популярность и обойти Его по числу последователей. Напротив, Он сказал: “Не запрещайте Ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас” (ст. 39, 40).
Апостолы пытались пропустить все хорошее, что делалось, через свои руки. Но Своим ответом Иисус показал, что не наше дело руководить работой других. Это дело Бога, и Он позаботится об этом по Своему усмотрению.
Ответив на реплику, Иисус вернулся к основной теме разговора, которая заключалась в том, что великий человек - тот, кто служит людям. В ст. 41 Он добавляет: “И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей”. Великий человек знает, что любое проявление доброты к Божьему человеку не останется без вознаграждения. Бог все замечает.
Обратите внимание, каким простым может быть дар. Например, стакан воды. От нас не требуется, чтобы делали для другого человека что-то большое, для чего у нас может просто не хватить способностей. Нас просят сделать простое дело - например, подать стакан воды. Таким образом, первое отличительное свойство величия - это служение великого человека другим людям.
II. ВЛИЯНИЕ
О следующей характерной черте величия говорится сразу же после этого, в стихе 42. Иисус сказал: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновой камень на шею и бросили его в море". Фраза “малых сих, верующих в Меня” предполагает не только детей, но также и новичков в вере. Таким образом, второе свойство величия заключается в том, что человек снисходителен к начинающим. То, что мы делаем, чтобы помочь или помешать молодым христианам, представляет исключительный интерес для Господа. Наше величие выражается в нашей способности нежно заботиться о тех, кто делает свои первые шаги в вере. Христос самым строгим образом накажет тех, кто не поддерживает начинающего или толкает его на грех. Он говорит, что лучше человеку привязать на шею жернов и броситься в море, чем толкнуть новичка в вере к согрешению.
Это сравнение напоминает нам об одном из видов смертной казни у римлян в первом веке. Преступнику на шею привязывали огромный камень и сталкивали его с корабля в морскую пучину. И мы улавливаем самую суть учения Иисуса. Он говорит, что лучше умереть, как обычному преступнику, чем плохо отнестись к новичку в вере или ввести его в заблуждение.
Мне это говорит о том, что христианина ждут очень серьезные последствия, если он обидит слабого, спотыкающегося, неопытного ученика. Никакие рвение, пыл или преданность не могут компенсировать и оправдать небрежное отношение и дух осуждения, которые могут послужить камнем преткновения на пути молодого христианина. Строгое предупреждение этого стиха должно заставить каждого из нас заботливо и нежно относиться к незрелым молодым христианам. Я вовсе не хочу сказать, что мы не должны учить молодых верующих всему, что они должны знать, чтобы быть угодными Богу. Их должно научать Божьей воле во всех вопросах. Если мы этого не делаем, мы не выполняем своего долга по отношению к нему. Суть сказанного Иисусом в том, что новичок в вере слаб, неопытен, незрел, и, обучая его, мы должны учить мягко и заботливо. Мы особенно должны подавать правильный пример, иначе наши поступки будут причиной ошибок в его жизни. Великий человек - тот, кто правильно относится к начинающим.
III. ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
Иисус продолжает ту же мысль, но теперь в преломлении к нам самим. Мы должны беспокоиться не только о духовном росте новообращенных во Христа, но также и о нашем личном духовном росте. Если на пути нашего собственного духовного роста возникает препятствие, мы должны его устранить, чтобы свободно расти и становиться такими, какими хочет нас видеть Бог. Таким образом, третья отличительная черта величия заключается в том, что великий человек должен научиться осуждать грех в своей собственной жизни. Марк передает нам слова Иисуса:
«И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (ст. 43-48).
Величие, таким образом, - это всецелая преданность. Это означает, что мы должны поставить наши взаимоотношения с Богом выше любой привычки, практики и особенностей нашей жизни. Если что-либо стоит на пути нашего действенного служения Ему, мы должны это отсечь, как говорит Иисус, и избавиться от этого.
Напрашивается вопрос: имеет ли Иисус в виду, что я должен в буквальном смысле отрубить свою руку, ногу или выколоть глаз? Мы приходим в ужас от такой мысли. Наш Господь хочет сказать лишь следующее: как ни трагично лишиться части моего физического тела - руки, ноги или глаза, эта трагедия не идет ни в какое сравнение с потерей моей души в аду. Чтобы наше служение Господу было результативным, мы должны избавиться от любых помех, убрать их из нашей жизни и со всей серьезностью отнестись к своему греху.
Эти слова заставляют меня задуматься о своей жизни. От какой привычки я не хочу отказаться? Какие мои поступки мешают мне быть верным Господней воле? Каким грехам я попустительствую в моей жизни? Насколько я серьезен? Насколько честно я отношусь к своему греху? Великий человек - тот, кто осуждает грех в себе самом и ставит свои взаимоотношения с Богом превыше всего.
IV. НАСТОЙЧИВОСТЬ
В-четвертых, великая личность проявляет настойчивость перед лицом трудностей. Об этой четвертой ступени величия говорится в одном из наиболее сложных высказываний Иисуса. Оно кратко и записано в стихе 49: “Ибо всякий огнем осолится”. Огонь в Писании часто олицетворяет гонения. Это представляется самым лучшим толкованием того, о чем говорил в данном случае Иисус, особенно если учесть контекст. Он имеет в виду гонения и трудности, которые будут неизбежны на пути учеников, христиан. “Ибо всякий огнем осолится”, - сказал Иисус. Когда мы начинаем со всей серьезностью следовать Иисусу, на нашем пути будут и гонения, и трудности, и неприятности. Можете не сомневаться. Апостол Павел во 2 Тим. 3:12 сказал: "Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”. Каждому предстоят страдания, поэтому мы можем подготовиться к ним и ожидать их. По-видимому, Иисус говорил, что Его последователей ждут гонения. Величие, таким образом, обычно закаляется в огне трудностей.
Думая о гонениях, мы представляем себе гонения, связанные с насилием. Большинство из нас их не познает. Надеюсь, дни жестоких гонений христиан, в основном, миновали. Но они могут вернуться. Они уже вернулись в некоторых странах, но, по крайней мере, для американских верующих это время навсегда, кажется, ушло в прошлое. Но мы можем страдать и от других гонений. В нашей жизни часто бывают трудные времена, и во многих случаях это происходит именно тогда, когда наши ценности, стандарты и преданность Иисусу вступают в конфликт с ценностями и стандартами мира. Подобный конфликт - настоящее гонение, хотя и не такое жестокое, как те несчастья, которые переживали христиане первого века. Но великий человек, говорит Иисус, знает, как справляться с трудностями, поскольку он уже решил для себя основной вопрос - быть Божьим человеком, и не отступает от своих убеждений, когда приходит огонь трудностей.
V. ПРЕДОХРАНЕНИЕ
Последняя характерная черта имеет отношение к соли. В последнем стихе девятой главы сказано: “Соль - добрая вещь; но, ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою". Великий человек облагораживает собой других. Ранее Иисус уже говорил Своим ученикам: “Вы - соль земли” (Мф. 5:13). Как соль служит консервантом и очистителем для всякого вещества, так и ученик Христа служит нравственным очистителем мира. Он предохраняет жизнь в этом мире от полного разложения. Он также очищает, или облагораживает, жизнь других посредством своего влияния на них. Как соль предохраняет от порчи и очищает, так и христианин своим влиянием предохраняет от разложения и очищает наше общество. Великий человек, таким образом, известен своим благородным, возвышающим влиянием, которое он оказывает на мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот таков рецепт величия, написанный Христом. Во-первых, великий человек служит людям. Во-вторых, великий человек снисходителен к начинающим. В-третьих, великий человек способен осудить грех в своей жизни и покончить с ним. В-четвертых, великий человек проявляет настойчивость перед лицом трудностей. И в-пятых, великий человек обладает облагораживающим, возвышающим влиянием на других людей.
Не очень-то все это похоже на ценности мира, как по-вашему? А нужно ли, чтобы они походили на них? Мир никогда не понимал настоящего в жизни.
Иисус начертал путь к величию, который доступен каждому из нас. Если в конце вашей земной жизни Бог сможет сказать: “Это был великий человек", - то вы получите награду наград - вечную жизнь на небесах вместе со всеми великими.
Я думаю, вы хотите быть в их числе. И вы можете быть среди них, если в своей жизни будете следовать Божьему пути.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻