Детективы издавна считаются низким жанром. Ну, правда, это же всего способ занять время. То ли дело драмы или трагедии! А детективы - так, развлекалочка. Но иногда режиссерам удавалось поднять этот жанр на недосягаемую высоту. Фильм Сиднея Люмета "12 разгневанных мужчин" недаром считается одним из лучших фильмов всех времен и народов. Это детектив? Да, безусловно, по жанру - чистый детектив.
Сюжет заключается в том, что однажды летом 12 присяжных должны вынести свой вердикт. Казалось бы, все ясно. Улики и свидетели четко указывают на то, что парнишка убил своего отца. Собственно, каждому должно быть ясно что это вообще криминальный тип, в 18 лет у него за спиной и приводы в полицию, и колония. Но один человек голосует против, не потому что он уверен в невиновности подсудимого, но потому что он сомневается в виновности. Остальные 11 человек этому отнюдь не рады. Жарко, в комнате душно, вентилятор не работает. Все хотят поскорее покончить с этим делом и разойтись по домам, тем более, что у одного пропадают билеты на бейсбольный матч, другой простужен и т.д. И вот из-за одного, прости господи, козла, они должны мучиться.
Но архитектор Дэвис (кстати, его имя мы узнает только в самом конце фильма) упрям. Он упорно стоит на своем, пытаясь разобраться в этом деле, он снова и снова разбирает улики. И... вот уже два человека против. Вот четыре...
Этот фильм поставлен по радиопьесе Р. Роуза и она на 100 процентов соответствует канонам классицизма (единство места, времени и содержания). В наше время так пишут редко, нынче другие вещи в
моде, на дворе ж не XVIII век. Тем не менее, пьеса нисколько не кажется устаревшей, более того, ее можно поставить хоть сейчас и она будет вполне актуальной. Почему? Потому что форма здесь - не главное. Главное - содержание. Потому что в ней подняты вопросы, которые будут актуальными вечно. В первую очередь это ксенофобия (подсудимый явно не принадлежит к wasp`ам), ценность человеческой жизни, гуманизм.
Поначалу кажется, что будет сложно разобраться в героях. Все 12 человек - белые мужчины среднего и пожилого возраста. Но уже через полчаса вы никак не спутаете уравновешенного Дэвиса (Г. Фонда) и вспыльчивого садиста (Л. Д. Кобб), мягкого и неуверенного в себе клерка (Д. Фидлер) и сотрудника рекламного агентства привыкшего играть на публику (Р. Веббер). Тем более, что художники по костюмам и гримеры поработали на славу и вскоре ты начинаешь замечать детали одежды и внешности, которые много говорят о персонажах: спортивная рубашка тренера (М. Болсам), модные очки в тяжелой роговой оправе рекламщика, подтяжки и усы часовщика-иммигранта (Д. Восковец) и пр.
Фильм не устарел не на секунду. Искренне рекомендую.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/
P.S. Я не смотрела и не собираюсь ремейк Михалкова.