Данный̆ метод не требует никакого аппаратурного оснащения и доступен отоларингологам, педиатрам, невропатологам, а также родителям ребенка.
Для обследования необходимы четыре пластмассовые баночки, например
из-под «киндер-сюрприза» или фотопленки. Три баночки на одну треть заполняются:
- первая – налущенным горохом, сотрясение которого создает звук интен- сивностью 70 – 80 дБ;
- вторая – гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50 – 60 дБ;
- третья – манкой, сотрясение которой создает звук интенсивностью 30 – 40 дБ.
Поскольку безусловные ориентировочные реакции при повторных предъявлениях быстро угасают, то есть ребенок перестает реагировать на звуки, доступные его слуху, то обследование следует начинать с более тихих звуков: первая – баночка, заполненная манкой, затем – гречкой и только потом – горохом.
Посадите ребенка на руки. Проверяющий̆ располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он одновременно встряхивает две баночки на расстоянии 20 – 30 см от правого и левого уха малыша.
При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем – с греч- кой и последняя – с горохом), а в другой руке – такая же пустая баночка. Движения рук, встряхивающих баночки, должны быть симметричными.
При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается, просто чтобы рассмотреть новый̆ незнакомый предмет.
Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять. Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально.
Кроме того, дети в таком возрасте еще не могут определять и направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука.
Родителям необходимо иметь в виду, что многократное повторение звуковых сигналов приводит к привыканию и, как следствие, торможению реакции на звук, что может затруднять дальнейшее обследование слуха.
Что может помешать получить правильные результаты?
Помните, что ребенок может реагировать на движения губ, движение воз- духа (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей̆ игрушки, когда вы трясете ею, а не на само звучание.
По материалам книги П.Л. Жирянова Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна (пособие для родителей).