В статье о том, насколько опасны медведицы с медвежатами, я обещал рассказать о единственном в заповеднике случае нападения медведя на человека. Сначала несколько слов об этом человеке, с которым я был хорошо знаком, но, к сожалению, его уже нет среди нас.
Я познакомился с Николаем Васильевичем Москвиным во время своей работы в Костромской госохотинспекции. Он в то время был старшим охотоведом Костромского государственного лесоохотничьего хозяйства, мы не раз встречались по работе, и вспоминали Дарвинский заповедник, поскольку оба имели к нему отношение. Если мои воспоминания ограничивались тогда лишь одним сезоном студенческой практики в заповеднике после второго курса института, то Николай Васильевич работал в заповеднике 5 лет, с 1970 по 1975 год. В заповеднике он, как охотовед, занимался изучением самой сложной для наблюдения и изучения группы – крупными хищниками, то есть волком и медведем. Основной метод изучения волка – это тропление, отслеживание жизни зверей по их следам. Снегоходов в то время ещё не было, поэтому молодому сотруднику приходилось проходить десятки километров на лыжах по следам волчьих семей. Подробные тропления позволяют определить места волчьих охот, найти их добычу, места отдыха стаи и установить расположение логова. По результатам этих наблюдений Н.В. Москвин опубликовал статью «Волки Молого-Шекснинского междуречья» в журнале «Охота и охотничье хозяйство». Весной, после выхода медведей из берлог, Николай искал их, проходя по следу медведя «в пяту», то есть в обратную сторону. Ведь если обнаружить след медведя, недавно покинувшего берлогу, то тропление «в пяту» обязательно приведет к зимней квартире косолапого. Было у Москвина еще одно направление деятельности, связанное с дальними маршрутами, это поиск и картирование угольных ям. Дело в том, что заповедник расположен на низменном, плоском по рельефу полуострове с довольно высоким уровнем грунтовых вод. Поэтому такие звери как барсук, лисица и енотовидная собака, значительную часть жизни проводящие в земляных норах, выкопать их могут далеко не везде. Ведь нора должна быть не только глубокой и безопасной, но и сухой. А когда грунтовые воды стоят близко к поверхности, то на глубине около метра уже сыро. Поэтому наиболее подходящими местами для устройства нор этих зверей оказались угольные ямы. Они представляют собой искусственные земляные холмы с углублением в центре. Вот в этих холмах и устраивают у нас свои норы звери-норники. В задачи Н.В. Москвина входило картирование всех найденных угольных ям с расположенными в них норами, нанесение их на крупномасштабные карты, с тем, чтобы впоследствии можно было проверять их заселенность и, таким образом, проводить учёт норников. В дальнейшем угольные ямы были нанесены на рабочие планшеты лесников, которые ежегодно проводили этот учёт в заповеднике.
Поскольку Николай ходил по своим маршрутам в одиночку, а объектами его изучения были крупные и опасные животные, то администрация заповедника разрешила ему находиться на территории с личным охотничьим оружием. Николай Васильевич Москвин был грамотным, дисциплинированным сотрудником, которому можно было оказать такое доверие. Поэтому с собой у него было одноствольное ружье, которое, в конечном счете, и спасло ему жизнь.
Чрезвычайное происшествие случилось 6 марта 1972 года. В этот день Москвин тропил стаю из пяти волков в 189 квартале, расположенном примерно в 7 километрах к северу от центральной усадьбы заповедника, д. Борок и в километре от кордона Вауч. Волчий след был совершенно свежим, то есть звери здесь были ночью, ближе к утру. Волки прошли неподалеку от берлоги, в которой лежала небольшая медведица с двумя медвежатами, родившимися у неё два месяца назад. По следам было видно, что один из волков, причуяв медведя, подошёл к берлоге вплотную, на расстояние в полметра, но стремительно отскочил и присоединился к стае. Надо полагать, что медведица, разбуженная незваным гостем, рявкнула на него, не выходя из берлоги.
От этого места волки пошли большими прыжками, хотя медведица не поднималась. Берлога была верхового типа, медведица в ней лежала совершенно открыто, в широкой яме глубиной 60 см. После визита волков, медведица лежала, как говорят охотники, «на слуху», была раздражена и, вероятно, ожидала возможного нападения. Поэтому, когда Н.В. Москвин приблизился к ней на расстояние 17 м, медведица выскочила и бросилась прямо к нему. Николай успел скинуть с плеча ружье и, когда зверь, не сбавляя скорости, приблизился на критичное расстояние, выстрелил. Он сразил зверя этим единственным выстрелом и медведица ткнулась в снег в пяти шагах от человека. Николай тут же, не затаптывая следов, ушёл на кордон Вауч. На кордоне был проводной телефон, по которому он позвонил в контору заповедника и сообщил о случившемся ЧП. К месту происшествия сразу же выехала группа специалистов, включая заместителя директора по науке, зоолога, М.Л. Калецкую. Комиссия обследовала место происшествия, замерила все расстояния. На месте были сделаны фотографии берлоги, медведицы и медвежат. Поскольку Н.В. Москвин сохранил все следы, то восстановить картину и установить невиновность сотрудника, вынужденного применить оружие, не составило труда. Акт о происшествии, с подробным его описанием был отправлен в вышестоящую организацию, которой в то время была Главохота РСФСР.
Из берлоги достали двух маленьких медвежат двухмесячного возраста. Они весили 3,0 и 3,1 кг. Один из них был более темным, с белым ошейником, а второй светлее и без ошейника. Медвежата в дальнейшем были переданы в зооцентр.
Таким образом, это был единственный случай реального нападения медведя на человека в Дарвинском заповеднике за 75 лет его существования. Хочу напомнить о статистике встреч людей с медведями, которая уже приводилась мной в статье о медведицах с медвежатами. По данным Летописи природы заповедника, за этот период было зарегистрировано 1049 встреч медведей. Агрессивное поведение по отношению к человеку медведи демонстрировали 22 раза, то есть немногим более, чем в 2% случаев. Тем не менее, даже единственный описанный выше случай прямого нападения медведя на человека должен предостеречь нас от беспечности и легкомысленного отношения к этому зверю. Применение оружия Н.В. Москвиным было оправдано, поскольку медведица бежала в его сторону большими прыжками и не остановилась на рубеже 10-15 м, как обычно делают медведицы с медвежатами летом, стараясь прогнать человека. Такое поведение медведицы совершенно справедливо было классифицировано как нападение, которое, при отсутствии оружия, могло бы окончиться гибелью человека. В литературе имеются описания встреч с медведем, когда он, подбежав к человеку вплотную, сворачивал под прямым углом в сторону, но Н.В. Москвин поступил правильно, не став испытывать судьбу и выстрелил, когда медведь был критически близок. Большой удачей было уже то, что ему удалось положить медведя с одного выстрела, так как возможности перезарядить ружье и сделать второй выстрел, у него точно не было.
В предыдущих публикациях я не раз подчеркивал, что медведи, живущие в лесах европейской части России намного более миролюбивы, чем сибирские, алтайские и дальневосточные. Тем не менее, всегда надо помнить, что медведь – это очень сильный, ловкий и самое главное – непредсказуемый зверь. Никто и никогда не сможет определить точно, что у него на уме. Поэтому опасаться его надо всегда. Мой наставник по охоте и старший товарищ, с которым мы вместе работали, охотились, не раз ездили на медвежьи охоты и сидели на соседних лабазах, Борис Иванович Мясников, имел собственную коллекцию медвежьих черепов. Показывая эту коллекцию, он обратил моё внимание на пару черепов, у которых отсутствовало по несколько коренных зубов. Причём у одного из них, принадлежащего довольно крупному старому медведю, на месте двух коренных зубов в нижней челюсти был ясно выраженный провал, заросший губчатой костной тканью, а сохранившийся рядом зуб имел следы кариеса с довольно глубоким дуплом. Борис Иванович сказал, показывая этот череп: «Представь, как болели у него зубы, если у него выболела, фактически выгнила часть кости нижней челюсти. Здесь явно было воспаление надкостницы и этот зверь мучился от очень сильных болей. И как он мог повести себя, встретив в таком состоянии человека?» Этот вопрос заставил меня задуматься. Ведь причиной непредсказуемого поведения медведя может быть не только зубная боль, но и проблемы с пищеварением, заноза в лапе, да и пуля горе-охотника, оставившего подранка. Мне пришлось однажды видеть свинцовый кругляк, в печени медведя, где он находился уже не один год, покрытый капсулой из соединительной ткани. Так что причин опасного, на наш взгляд, непредсказуемого поведения этого крупного хищника может быть достаточно много.
Тем не менее, сотрудники заповедника ходят в лес без оружия. Да и демонстрировать себя в лесу, как нередко рекомендуют туристам, громко разговаривая или распевая песни в природе мне совсем не интересно. Я согласен, что для туристов носить яркую одежду и издавать громкие звуки в природе вполне нормально и даже необходимо. В какой-то мере это действительно предупреждает зверя о присутствии человека и чаще всего он уходит, уступая людям дорогу. Но я то иду в лес не затем, чтобы медведей пугать, а для того, чтобы наблюдать и увидеть что-то интересное самому. А для этого я должен быть максимально незаметен для птиц и зверей, поэтому одеваю камуфляжную одежду и веду себя тихо. Встречи с медведями, конечно же, происходят. Самое главное в этой ситуации, вести себя как можно более спокойно. Звери не любят истерических реакций, визга, крика на высокой ноте, резких судорожных движений, словом всего, что выдает испуг на грани с паникой. И уж тем более нельзя бежать. Совсем не обязательно, что медведь бросится вас догонять, скорее всего, он останется на месте, но вероятность спровоцировать его на преследование всё же имеется. Лезть на дерево тоже бесполезно. Человек не сможет вскарабкаться на тонкий ствол без сучков, на которых обычно спасаются медвежата. А на достаточно толстое дерево взрослый медведь, если захочет, залезет, причем гораздо быстрее человека. Я согласен, что трудно сохранять спокойствие, когда зверь делает выпады или, как говорят, «бросается», пытаясь человека прогнать. Такие случаи описаны в статье про медведиц с медвежатами. Самое лучшее в этой ситуации, медленно отступать, демонстрируя зверю свое намерение уйти. При этом не стоит смотреть на него в упор, особенно прямо в глаза. Для зверей долгий немигающий взгляд в глаза – это вызов, почти что приглашение к бою. Лучше отслеживать зверя боковым зрением, продолжая громко и уверенно с ним разговаривать. В голосе человека должна быть именно уверенность. При встречах с молодыми медведями может подействовать поднятие рук вверх. Ещё лучше держать в руках плащ, рюкзак, куртку. Молодой медведь боится тех, кто его крупнее и если вы покажете ему, что вы больше и выше его, он, как правило, развернется и уйдет.
Итак, медведи при встрече, как правило, уступают человеку. По нашим данным, это происходит в 98% случаев. Что же делать, если медведь всё же вам встретился и не спешит убегать? Считаю, что некоторое повторение, в данном случае, не повредит, поэтому повторяю в сжатой форме, основные правила поведения при встрече с медведем.
Медленно отступать, не глядя зверю в глаза, но и не выпуская его из вида, вначале своего отступления не поворачиваться к нему спиной. Громко и уверенно с ним разговаривать, используя любые выражения, здесь уже слова выбирать не приходится. Ни в коем случае не наклоняться и ничего с земли не подбирать, даже если вы что-то уронили. Лучше потом вернуться и забрать, чем спровоцировать возбужденного зверя уменьшением своего размера. Можно наоборот, попытаться визуально увеличить свой размер, подняв руками плащ или куртку, но действует это обычно лишь на молодых зверей, медвежьих подростков, то есть лончаков (двухлеток) или пестунов (трехлеток). При встрече медведицы с медвежатами надо не забывать, что для неё всё же важнее отпугнуть вас, а не вступить в схватку. Всячески надо избегать ситуации, когда вы можете оказаться между медведицей и её потомством. Ну и, конечно же, если в ваши цели не входит ходить по лесу незаметно, как это делают зоологи, то можно громко разговаривать, включить приемник или телефон, брякать иногда чем-то железным. В газовые баллончики, способные остановить атаку медведя, я не очень-то верю, тем не менее, туристам не мешает иметь их с собой, также как и фальшфейеры, но об этом можно прочитать в других местах. Я не могу судить об их эффективности, поскольку никогда ими не пользовался. Медведи отнюдь не стремятся встречаться с нами и как добычу человека не рассматривают. Поэтому, как показывает наша статистика, вероятность разойтись с медведем мирно в лесах европейской части России очень высока. При этом всегда надо помнить о непредсказуемости этого зверя и держаться с ним предельно настороженно.
Читайте другие публикации о медведях на нашем канале:
НАСКОЛЬКО ОПАСНЫ МЕДВЕДИЦЫ С МЕДВЕЖАТАМИ? Как живут медведи в лесах европейской части России. Часть 3
КТО ТАКИЕ МЕДВЕДИ-РЕЗИДЕНТЫ. Как живут медведи в лесах европейской России. Часть 1
КАК МЕДВЕДИ УСТРАИВАЮТ БЕРЛОГИ В ЛЕСАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ