Найти тему
Мария Фарбер

Вопрос к руководителям. По каким критериям вы определяете хороший сотрудник или нет? Трудоголикам посвящается.

Зал для конференций.
Зал для конференций.

Итак, вопрос к руководителям: по каким критериям можно оценить - хороший работник или нет? По тому, насколько он компетентен. Все просто? Не совсем. 

 Рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологии, а не ТК РФ. 

В этом случае играют роль еще многие вещи, которые напрямую не относятся к профессиональным компетенциям, но так же немаловажны в оценке сотрудника, который у вас работает. 

 Мало быть профессионалом в своей конкретной области или на своей должности, нужно еще выполнять некий непрописанный свод правил, который витает в воздухе и как правило большая его часть не озвучивается работодателем, но имеется ввиду: не опаздывать на работу, уметь находить общий язык с коллегами и руководством, уметь успевать выполнять объем работ "порученный" нам нашими должностными обязанностями в отведенное нам рабочее время, а также дополнительный объем работ, который к основному прилагается по умолчанию, как бесплатное приложение к модному журналу где-то среди страниц. Соответственно он такой же бесплатный, ну или вам крупно повезло, если он эквивалентен рублю. Не уходить с работы раньше, не уходить в декрет, не бывать на больничных, не отпрашиваться к зубному, в детский сад, решать свои личные дела не во время работы, а после неё, не заводить (на зависть или возмущение коллег) романы на работах, не создавать коалиции противостоящие руководству, всегда быть наготове поработать в выходные, а лучше если ваш сотрудник вообще останется на работе ночевать.... 

 Где во всем этом перебор? Грани тонкие, тема всегда актуальная. 

 Возьмем, к примеру, некоторые общие критерии оценки, которые подходят к совершенно разным профессиональным областям. Давайте ограничимся несколькими критериями хорошего работника: 

 1. Ваш сотрудник выполняет заданный объём работы в конкретно-отведенное для этого время законодательством РФ, например, за 8-часовой рабочий день, пять дней в неделю. 

 Если он регулярно задерживается на работе на ощутимое время, а возможно еще прибывает туда в выходные, возникает вопрос: настолько ли он компетентен? Встает вопрос о его профессиональной пригодности, об умении организовать свое рабочее время, структурировать деятельность и расставить приоритеты. 

2. На работе сотрудник действительно работает. Он не приходит на работу дружить с коллегами, проводить время, дотягивая до пенсии или до отпуска, он не приходит отдыхать от дома, и прочее, и прочее. Он приходит на работу работать! То есть выполнять поставленную задачу в конкретный период РАБОЧЕГО времени. Если на работе он больше дружит чем работает, то это очень сильно усложняет вообще процесс деятельности и как следствие – получение результата, так как включается мощное противодействие под названием «эмоциональный салат», в который человек сбрасывает все свои эмоции и впечатления в кучу и, как правило, не может отделить одно от другого, и разграничить работу и личную жизнь. Мы не говорим, что дружить нельзя, но основная цель присутствия другая. То же самое о пенсии и обо всем, вышеперечисленном. 

3. Еще одним важным критерием для хорошего сотрудника является то, как он умеет "вальсировать" между коллегами, руководством и дополнительным объемом задач, не входящим в его должностные обязанности. Получается гармонично, успевает по ходу "танца" танцор еще дополнительные па - великолепно! Браво, бис! В этот же пункт – стрессоустойчивость, коммуникабельность, работа в режиме многозадачности, умение работать в команде. Тут об этом. 

4. Немаловажный момент - способность завершить начатое. Работа над проектом, подготовка мероприятия, подготовка к проверке, подготовка внезапного отчета и других экстренных или запланированных рабочих задач, которые нужно довести до конца и не «растворяться» в процессе в небытие, не бросить команду, не подставить коллег, не подвести руководителя. 

5. И самым важным критерием оценки должно быть то, что вы видите результат деятельности сотрудника. Он может совершать много действий, но это не означает, что результат будет ожидаемым. Также, он может совершать мало действий и это не означает, что результата не будет. 

 Обращайте внимание на результат! Если он вас устраивает и сроки его получения тоже, вы можете позволить ему некоторые вещи, не выходящие за пределы корпоративной этики и не нарушающие принципы и общую политику вашей организации, но значительно облегчающие ему жизнь. Позвольте ему чашечку кофе вне отведенного на это времени или использование интернета не по работе. Закройте на это глаза. Позвольте, например, ему личную жизнь. Вне рабочего времени, конечно. То есть не противьтесь тому, что он хочет уйти домой раньше на семейный ужин, День рождения жены (мужа), театр, кино, поход, а не только когда умерла его бабушка. Но только, если эти ужины не становятся регулярными. Сотрудники, имеющие семью и детей, более надежны, реже опаздывают, реже меняют место работы, они собранней, аккуратней, более стрессоустойчивы, более гибки в отношении новых веяний, направлений работы, изменения структуры и алгоритмов выполнения задач и работают более продуктивно, они больше нацелены на результат. Делайте так, что бы у них оставалось время на семью. 

 Сотрудники, ведущие активную социально-культурную жизнь или увлекающиеся чем-то помимо работы, чаще генерируют новые креативные идеи, чаще «фонтанируют» предложениями нестандартных решений и эмоциональный фон редко бывает негативным. Они коммуникабельны и, по 3 и 4 пунктам, к ним точно не возникает претензий. В целом эти люди более социально адаптированы. 

 Помните, что ослабление контроля в разумных дозах этот те кирпичики в общую атмосферу психологического комфорта для ваших сотрудников. А это не маловажный фактор развития и взаимодействия людей между собой. 

Не забывайте и о своей личной жизни, о культурном и личностном развитии. О том, что вам тоже необходима вкусная булочка или чашечка кофе в тот момент, когда вам хочется. Возможно именно это придаст вам сил. А один телефонный разговор в самый разгар рабочего дня, снимет тревожность и даст возможность снова переключиться на выполнение рабочих задач. Минутка тишины - чтобы восстановить дыхание. Позволяйте себе отдыхать, учитесь управлять своими мыслями, позвольте себе счастливую личную жизнь и не оценивайте сотрудника по тому, как он спешит домой. Оценивайте его профессионализм и результат в заданную единицу рабочего времени.