Все самое древнее находится в Дербенте. Не верите?
Приезжайте или оставайтесь со мной.
Мы спускались вниз от цитадели Нарын-Кала и совершенно не обращали внимание на «маленькие неудобства». Основным поставщиком неудобств было солнце. Оно прожаривало нас со всех сторон! Но даже в такой ситуации мы не допускали мысль переодеться в более открытые вещи! Не могу сказать, что именно не позволяло нам сменить наряды: то ли уважение к местным порядкам, то ли увлекательная беседа – не суть важно! Важно то, что мы вновь были поглощены впечатлениями! А это значит, что наше утро прошло не зря! Это значит, что Дербент мы запомним не только пляжем и лихими водителями)))
И в этот момент разговор шел о том, ЧТО сейчас мы видели собственными глазами! Мы видели доказательства 5000-летней истории Дербента!
Когда ты в полной мере осознаешь временной промежуток этой внушительной даты, поневоле задумываешься: а кто ты на фоне истории со своей средней продолжительностью жизни в 70 лет?
Я настолько погрузился в свои мысли, шел и что-то говорил сам себе, что даже не сразу услышал голос жены. Она где-то кричала, звала меня. В ее крике не было опасности, и я неспешно повернулся к ней. Но ее не было! Я напрягся. Настя позвала меня еще раз. В этот момент я уже был собран и все понял. Я посмотрел вверх.
Моя жена стояла на стене над аркой радостно махала мне рукой. Мы засмеялись. Она спустилась, мы обнялись и я почувствовал, что это мой самый близкий и родной человек. Я тут же ей сказал об этом. Настя прищурила глаза и спросила с улыбкой:
– Это не из-за того ли, что мы в 2500 км от дома? Кроме меня у тебя здесь никого нет!
Мы снова засмеялись и в прекрасном настроении пошли дальше.
Новое приключение в Дербенте не заставило себя долго ждать! В этом городе, вообще-то, куда не поверни, везде творилось история и приключения! Так и в этот раз. Перед нами вырос архитектурный ансамбль.
Первым словам, что произнесла Настя, были:
- Это армяне? В Дербенте?
- Конечно, – ответил ей я, - вообще-то, они есть везде и почему бы им не быть здесь. Настен, это совсем другая история Дагестана и я очень хочу рассказать о ней. Ведь, кто бы что не говорил, но она есть. И изучая ее, начинаешь понимать почему можно встретить армянина почти во всех частях света.
Я начну с того, что при армянских царях Трдате IV (287-330) и Хосрове II (330-338) христианство распространяется не только в Армении, но и в Кавказской Албании, вплоть до Дербента. Об этом свидетельствует христианская часовня, сооруженная на месте гибели Святого Григория (рядом с городищем Торопах-Кала близ с. Билиджи). В IV-V в. н.э. армяне посылали миссионеров для распространения христианства среди дагестанских гуннов.
Другими слова армяне стали захаживать на эти земли полторы тысячи лет назад.
В V-VI веках армяне вместе с кавказскими албанами бились против общего врага - Сасанидской Персии. На легендарном Аварайрском поле 26 мая 451 года под предводительством Вардана Мамикояна против персов вместе сражались армяне, грузины и кавказские албаны.
Именно, поэтому ничего удивительного в этом нет!
Тем более ты знаешь мое мнение - я за мир во всем мире.
Мы подходили все ближе, и я продолжал:
- Вот мы с тобой путешествуем по Дагестану, и скажи сколько мы уже повстречали хороших, добрых, отзывчивых и гостеприимных людей?
Настя начала считать и загибать пальцы.
- Правильно много, - ответил я ей и закрыл своей ладонью ее подсчеты, - А злых и плохих, либо грубиянов? – снова задал я вопрос.
Настя начала задумчиво вспоминать и удивленно ответила
– Ни одного.
- Вот видишь, - улыбнулся я в ответ, – вот, что для нас должно быть главным. Как говориться любовь, доброта и вера спасет мир. А начинать во всех деяниях, нужно с себя.
Давай рассмотрим с тобой факты современной истории. Волна миграции армян на Северный Кавказ в конце XIX в. и особенно вначале XX в. вызвана геноцидом в Турции.
Про сам геноцид, я сейчас писать не буду. Я расскажу про него, когда буду описывать наше автопутешествие по Турции.
Я продолжил свой рассказ Насте:
- Помнишь, как мы въезжали в Дагестан, и перед Кизляром было село Карабаглы?
- Нет, – ответила она, - я больше настроена на достопримечательности, чем на названия населенных пунктов.
- Ну, хорошо! Тогда слушай!
Я открыл свои записи, которые я подготавливал для путешествия по Дагестану, а это, я Вам скажу, более 80 листов А4. Там есть все, ну или почти все! И история, и достопримечательности с их описанием, и известные люди, и интересные события. В общем все то, что нам было нужно для осмотра Республики Дагестан и знакомства с ее культурой.
- Так, вот. Карабаглы было основано карабахскими армянами в конце XVIII в. Переехали сюда из-за притеснения со стороны Турции. Люди уезжали с обжитых мест десятками тысяч.
По указу Павла I от 1 мая 1797 года армян из Карабаха и Дербента заселили в Кизляр, а часть на притоках р. Терек, где и было образовано с. Карабаглы.
Второй, более заметный, этап переселения состоялся в 90-х годах XX в. в период карабахского конфликта. Во время этих событий беженцы из Азербайджана и Нагорного Карабаха попали в Дагестан.
На сколько я слышал, в Дагестане есть несколько армянских общин. Самая древняя из них была в Дербенте. В Буйнакске община относительно ранняя создана в 18 веке. Примерно то же время образовалась она и в Махачкале, тогдашнем Петровске.
Когда русские войска в 1806 г. овладели городом, под командованием Глазенепа Г.И., армянские общины стали опять возрождаться в Дербенте.
И вот здесь нужно отметить одну очень важную сторону внешнеполитической и военной деятельности российского государства на Кавказе. Завоеванные земли Северного Кавказа, находились далеко от государства, и содержание войск на этих территориях стоило очень дорого. К тому же русские солдаты проявляли неуважение к новому краю и местным жителям, не понимая их обычаев и не зная языков.
Армяне же постоянно сочувствовали успеху русских войск и были непоколебимо преданными православному царю. Они были к тому же предприимчивы, смелы, и с начала XVIII столетия, составляя армянские дружины, сражались рядом с русскими войсками. При всем при этом знание армянами местностей, нравов и языков помогало успеху русской армии.
Нужно понимать, что в этих условиях армяне были нужны русским, чтобы добытое оружием, скреплять плодами мирной деятельности. Наряду с этим, миссия армян также была и чисто культурная.
По информации Евгения Козубского, в 1809 г. в Дербенте проживало 56 армян, старшиной общины был Антон Серебряков. Основной деятельностью их была виноградарство, садоводство и торговля вином.
Рассказываю: Е.И. Козубский это педагог, ученый, проживший в Дагестане 30 лет. Он работал секретарём Дагестанского статистического комитета. Он является автором знаменитой книги «История города Дербента», которая была выпущена к столетию присоединения Дербента к России. Его издание стало настольной книгой всех специалистов, занимающихся историей и культурой Дербента.
В это время на аварском престоле был Султан-Ахмед-хан, который выступил против регулярных войск А.П. Ермолова, который, в свою очередь, в 1816 году был назначен на должность Главного начальника Кавказским краем и одновременно - Чрезвычайным послом в Иран.
Для подавления движения против России в Дагестан был направлен отряд генерала Мадатова В.Г., разбивший в 1819 году силы главного бунтовщика. Они были вынуждены принести присягу Мадатову В.Г.
Валериа́н Григо́рьевич Мада́тов - князь, генерал-лейтенант русской армии армянского происхождения, селе Чанахчи, вблизи Шуши в Карабахе. В 1816 году Валериан Мадатов был назначен командующим войсками в Карабахском ханстве. Ему присвоена слава покорителя восставших жителей Табасаранской области. Затем он помог Ермолову одержать победу над акушинцами и занять их главное укрепление с. Акуша. В 1820 Мадатов В.Г. разбил казикумухского хана Сурхая и за две недели покорил всё ханство.
В 1824 г. армян в городе было свыше двухсот. Большинство из них переехало из России, Закавказья, Персии. И чем больше росло укрепление русского присутствия в этом регионе, тем число армян в Дербенте увеличивалось. По данным переписи, проведенной комендантом Дербента майором фон Ашебергом, из 11060 жителей города было 239 армян.
В конце 1820-х годов М. Бжишкянц (филолог, историк, музыкант и педагог), посетивший Дербент, писал: «ныне там живут 50 армянских семейств, которые имеют церковь на имя Всеспасителя». Основным направлением его деятельноти было изучение положения армянских переселенцев по всему миру.
Идем дальше, 28 августа 1844 г. была учреждена должность управляющего южным Дагестаном с подчинением ему войск. На эту должность, имевшую главным образом военное значение, был назначен командир I бригады Грузинских линейных батальонов генерал майор князь Моисей Захарьевич Аргутинский-Долгорукий, который приобрел известность своими военными действиями в Дагестане. И вы не поверите, но он происходил из армянского княжеского рода.
Князь Моисей Захарьевич Аргутинский-Долгорукий. Начиная с 1830 года, и на протяжении 23 лет занимал командные должности в ходе Кавказской войны 1817—1864 годов. Затем в 1844 он, в чине генерал-майора, назначен командующим войсками в южном Дагестане и в Кубанском и Дербентском уездах. Далее 1847 год, назначен Дербентским военным губернатором. Позже в том же году стал командующим войсками в Прикаспийском крае. Взял штурмом аулы Гергебиль и Салты. В 1848 году войсками под его командованием, вторично взят Гергебиль и нанесено поражение лезгинам при Мискинджи. Взято укрепление Чох, аулы Арчи и Шали, отбито вторжение Хаджи-Мурата в Табасаран. За вторичное взятие аула Гергебиль пожалован в генерал-адъютанты.А 1853 году он совершил зимний переход через Гудурский перевал Главного Кавказского хребта в тыл Шамилю, вторгнувшемуся в пределы Лезгинской кордонной линии в Закатальский округ.
Еще есть информация, что в 1869 г. персидскоподданые армяне, в основном ремесленники, из провинции Салмаз и деревни Савра обратились к руководству города с просьбой о принятии их в подданство России с перечислением к Дербенту. В 1870 г. их просьба была удовлетворена.
С увеличением численности армян в городе возникла острая необходимость строительства новой церкви. К 1852 году она насчитывала 323 прихожан. Старая, построенная еще при Сефеидах в XVII веке, восстанавливалась дважды. Со временем церковь стала ветхой и была разобрана. На этом месте было построено здание для школы и рядом воздвигнута прекрасная каменная церковь. Она была возведена на пожертвование армянской общины и обошлась в 80 000 рублей. Церковь была построена во имя Всеспасителя, освящена в 1872 г. В 1888 г. на средства Ованеса Панунянца построена колокольня. При церкви состоял староста и попечительство, избираемое прихожанами.
Население Дербента развернуло активную деятельность по строительству культурных учреждений. И в этом отношении им содействовал князь Лорис-Меликов, так же бывший армянином.
Граф Лорис-Меликов Михаил Тариелович родился в Тифлисе в семье состоятельного армянина. В 1848 году он состоял в отряде князя Аргутинского-Долгорукова, действовавшего в Дагестане. Лорис проявил храбрость при взятии аула Гергебиля и был произведён за отличие в штабс-ротмистры. С целью нанести сильное поражение Шамилю в Дагестане, в 1849 году был составлен особый отряд, при котором находился и Лорис. Отряд этот двинулся к большому аулу Чох и скоро окружил его: стоявший за Чохом Шамиль со своими силами не стал вступать в сражение. После нескольких штурмов и сильной бомбардировки аул Чох был почти полностью разрушен, но не взят, и отряд вернулся на зимние квартиры, но в начале 1850 года снова двинулся в ту же местность.
Армяне, как наследники древней культуры своей родины, переносят ее в те страны, в которые переселяются.
В музыкальную жизнь города Кизляра конца XX-начала XXI в. вложено искуство Р. Меликяна, Н. Мкртычяна, Д. Согомоняна. Все они родились в Кизляре, где и начали свою музыкальную карьеру. Кстати, именем Р. Меликяна названо одно из музыкальных училищ Еревана.
Но, что-то я отвлекся!
Вернемся к архитектурному ансамблю церкви Всеспасителя городе Дербент.
Автором проекта церкви был армянский писатель Г. М. Сундукян. В середине XIX века он находился здесь в ссылке. Церковь построена 1870 году, на месте часовни. Постройка растянулась на долгих 11 лет.
В 1888 году с запада к ней была пристроена колокольня на пожертвования местного жителя Ованеса Панунцева. Колокольня завершается восьмигранным шатром, крытым листовой медью.
Во времена Гражданской войны в конце 20-х годов в результате постоянных обстрелов и бомбежки почти полностью была уничтожена верхняя часть здания церкви: пострадали барабан, крыша и часть часовни. И лишь спустя полвека начались восстановительные работы, в 1980 году храм был полностью отремонтирован.
После полного восстановления здания оно перешло в ведение Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Рекомендую Армянскую церковь в Дербенте посетить ради того, чтобы прочувствовать особую атмосферу армянского храма. В отличии от храмов Русской православной церкви, здесь нет ни лепнины, ни золота, ни богато украшенных икон. Аскетизм и простота убранства производят впечатление не меньшее, чем дороговизна и роскошь привычных нам церквей.
Наконец, мы дочитали весь подготовленный материал и смело шагнули в здание церкви. Я знал, что храм не действующий, но искра надежды теплилась теплилась в моей душе. До этого момента я не был ни в одной Армянской церкви.
Заходим и… это было предсказуемо. Здравствуй, музей ковров! В музее ковров до этого дня я тоже не был.
В целом музей небольшой, и осмотр его занимает немного времени. И, если разобраться, то это приятный бонус к знакомству с достопримечательностями Дербента.
И знаете, что я положил в копилку знаний после посещения этого музея?
1. оказывается, что Дагестанские ковры бывают двух видов: ворсовые и гладкие двусторонние. Первые ткали в южной части Дагестана, а вторые — на севере и в центре.
2. Сама история ковроткачества в Дагестане исчисляется тысячелетиями. Благодаря древним источникам известно, что в V веке жители западных прибрежных районов Каспийского моря изготавливали и окрашивали шерстяные ткани. Горцы, в свою очередь, овладели навыками обработки продуктов овцеводства. А позднее из насекомых и растительного сырья научились делать стойкие красители.
На что еще я бы рекомендовал обратить внимание, так это на изделия из серебра, меди и сплавов этих металлов.
Такими изделиями славились, прежде всего, Кубачи и Гоцатль. Оружие, посуду и ювелирные изделия отливали, клепали, ковали, чеканили, покрывали гравировкой. Схожие по методике изготовления, кубачинские и гоцатльские изделия различаются орнаментами. Забегая вперед, скажу - мы не удержались и купили в Гунибе ступку с прекрасным орнаментами ручной работы.
Но это другая история и я расскажу позже!
Если честно, музей пришелся мне по нраву. Остались, конечно, некоторые вопросы, но это скорее от моей развитой любознательности.
Например:
1. Откуда и когда именно был храм расстрелян?
2. Почему в Армянском храме, Дагестанский музей?
3. Почему здесь нет экспозиции про армян в Дагестане?
А с другой стороны, пусть это будет тайной. Все знать нельзя, а та часть истории, которую мы узнали, станет для нас бесценным подарком.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду признателен за лайк и оставленный комментарий.
Советую посмотреть:
Действительно ли Дагестанская Нарын-Кала самая древняя крепость?
Правителем Дербента была женщина? История легендарной Туте-Бике. Мавзолей ханов
Тайна Дербентского маяка. Почему так поздно? Кто С. Стальский для Дагестана?
Что ждала Россия от Персидского похода 1722-1723 гг.? Планы Петра 1 на Кавказ.
Землянка Петра 1 в Дербенте. Как вернулось наследие?
#история дербента #религия #христианство #ислам #армяне #история россии #российский туризм #путешествие в дагестан #отдых в дагестане #республика дагестан