Найти тему
Русский Турист

Армянская Церковь святого Всеспасителя в Дербенте. Не удивился и удивился одновременно.

Все самое древнее находится в Дербенте. Не верите?

Приезжайте или оставайтесь со мной.

Мы спускались вниз от цитадели Нарын-Кала и совершенно не обращали внимание на «маленькие неудобства». Основным поставщиком неудобств было солнце. Оно прожаривало нас со всех сторон! Но даже в такой ситуации мы не допускали мысль переодеться в более открытые вещи! Не могу сказать, что именно не позволяло нам сменить наряды: то ли уважение к местным порядкам, то ли увлекательная беседа – не суть важно! Важно то, что мы вновь были поглощены впечатлениями! А это значит, что наше утро прошло не зря! Это значит, что Дербент мы запомним не только пляжем и лихими водителями)))

И в этот момент разговор шел о том, ЧТО сейчас мы видели собственными глазами! Мы видели доказательства 5000-летней истории Дербента!

Когда ты в полной мере осознаешь временной промежуток этой внушительной даты, поневоле задумываешься: а кто ты на фоне истории со своей средней продолжительностью жизни в 70 лет?

Я настолько погрузился в свои мысли, шел и что-то говорил сам себе, что даже не сразу услышал голос жены. Она где-то кричала, звала меня. В ее крике не было опасности, и я неспешно повернулся к ней. Но ее не было! Я напрягся. Настя позвала меня еще раз. В этот момент я уже был собран и все понял. Я посмотрел вверх.

-2

Моя жена стояла на стене над аркой радостно махала мне рукой. Мы засмеялись. Она спустилась, мы обнялись и я почувствовал, что это мой самый близкий и родной человек. Я тут же ей сказал об этом. Настя прищурила глаза и спросила с улыбкой:

– Это не из-за того ли, что мы в 2500 км от дома? Кроме меня у тебя здесь никого нет!

Мы снова засмеялись и в прекрасном настроении пошли дальше.

Новое приключение в Дербенте не заставило себя долго ждать! В этом городе, вообще-то, куда не поверни, везде творилось история и приключения! Так и в этот раз. Перед нами вырос архитектурный ансамбль.

Первым словам, что произнесла Настя, были:

- Это армяне? В Дербенте?

- Конечно, – ответил ей я, - вообще-то, они есть везде и почему бы им не быть здесь. Настен, это совсем другая история Дагестана и я очень хочу рассказать о ней. Ведь, кто бы что не говорил, но она есть. И изучая ее, начинаешь понимать почему можно встретить армянина почти во всех частях света.

Я начну с того, что при армянских царях Трдате IV (287-330) и Хосрове II (330-338) христианство распространяется не только в Армении, но и в Кавказской Албании, вплоть до Дербента. Об этом свидетельствует христианская часовня, сооруженная на месте гибели Святого Григория (рядом с городищем Торопах-Кала близ с. Билиджи). В IV-V в. н.э. армяне посылали миссионеров для распространения христианства среди дагестанских гуннов.

Другими слова армяне стали захаживать на эти земли полторы тысячи лет назад.

В V-VI веках армяне вместе с кавказскими албанами бились против общего врага - Сасанидской Персии. На легендарном Аварайрском поле 26 мая 451 года под предводительством Вардана Мамикояна против персов вместе сражались армяне, грузины и кавказские албаны.

Именно, поэтому ничего удивительного в этом нет!

Тем более ты знаешь мое мнение - я за мир во всем мире.

-3

Мы подходили все ближе, и я продолжал:

- Вот мы с тобой путешествуем по Дагестану, и скажи сколько мы уже повстречали хороших, добрых, отзывчивых и гостеприимных людей?

Настя начала считать и загибать пальцы.

- Правильно много, - ответил я ей и закрыл своей ладонью ее подсчеты, - А злых и плохих, либо грубиянов? – снова задал я вопрос.

Настя начала задумчиво вспоминать и удивленно ответила

– Ни одного.

- Вот видишь, - улыбнулся я в ответ, – вот, что для нас должно быть главным. Как говориться любовь, доброта и вера спасет мир. А начинать во всех деяниях, нужно с себя.

Давай рассмотрим с тобой факты современной истории. Волна миграции армян на Северный Кавказ в конце XIX в. и особенно вначале XX в. вызвана геноцидом в Турции.

Про сам геноцид, я сейчас писать не буду. Я расскажу про него, когда буду описывать наше автопутешествие по Турции.

Я продолжил свой рассказ Насте:

- Помнишь, как мы въезжали в Дагестан, и перед Кизляром было село Карабаглы?

- Нет, – ответила она, - я больше настроена на достопримечательности, чем на названия населенных пунктов.

- Ну, хорошо! Тогда слушай!

Я открыл свои записи, которые я подготавливал для путешествия по Дагестану, а это, я Вам скажу, более 80 листов А4. Там есть все, ну или почти все! И история, и достопримечательности с их описанием, и известные люди, и интересные события. В общем все то, что нам было нужно для осмотра Республики Дагестан и знакомства с ее культурой.

- Так, вот. Карабаглы было основано карабахскими армянами в конце XVIII в. Переехали сюда из-за притеснения со стороны Турции. Люди уезжали с обжитых мест десятками тысяч.

-4

По указу Павла I от 1 мая 1797 года армян из Карабаха и Дербента заселили в Кизляр, а часть на притоках р. Терек, где и было образовано с. Карабаглы.

Второй, более заметный, этап переселения состоялся в 90-х годах XX в. в период карабахского конфликта. Во время этих событий беженцы из Азербайджана и Нагорного Карабаха попали в Дагестан.

На сколько я слышал, в Дагестане есть несколько армянских общин. Самая древняя из них была в Дербенте. В Буйнакске община относительно ранняя создана в 18 веке. Примерно то же время образовалась она и в Махачкале, тогдашнем Петровске.

Когда русские войска в 1806 г. овладели городом, под командованием Глазенепа Г.И., армянские общины стали опять возрождаться в Дербенте.

-5

И вот здесь нужно отметить одну очень важную сторону внешнеполитической и военной деятельности российского государства на Кавказе. Завоеванные земли Северного Кавказа, находились далеко от государства, и содержание войск на этих территориях стоило очень дорого. К тому же русские солдаты проявляли неуважение к новому краю и местным жителям, не понимая их обычаев и не зная языков.

Армяне же постоянно сочувствовали успеху русских войск и были непоколебимо преданными православному царю. Они были к тому же предприимчивы, смелы, и с начала XVIII столетия, составляя армянские дружины, сражались рядом с русскими войсками. При всем при этом знание армянами местностей, нравов и языков помогало успеху русской армии.

-6

Нужно понимать, что в этих условиях армяне были нужны русским, чтобы добытое оружием, скреплять плодами мирной деятельности. Наряду с этим, миссия армян также была и чисто культурная.

По информации Евгения Козубского, в 1809 г. в Дербенте проживало 56 армян, старшиной общины был Антон Серебряков. Основной деятельностью их была виноградарство, садоводство и торговля вином.

Пытливый читатель спросит кто же такой этот Козодубский?
Пытливый читатель спросит кто же такой этот Козодубский?

Рассказываю: Е.И. Козубский это педагог, ученый, проживший в Дагестане 30 лет. Он работал секретарём Дагестанского статистического комитета. Он является автором знаменитой книги «История города Дербента», которая была выпущена к столетию присоединения Дербента к России. Его издание стало настольной книгой всех специалистов, занимающихся историей и культурой Дербента.

-8

В это время на аварском престоле был Султан-Ахмед-хан, который выступил против регулярных войск А.П. Ермолова, который, в свою очередь, в 1816 году был назначен на должность Главного начальника Кавказским краем и одновременно - Чрезвычайным послом в Иран.

Для подавления движения против России в Дагестан был направлен отряд генерала Мадатова В.Г., разбивший в 1819 году силы главного бунтовщика. Они были вынуждены принести присягу Мадатову В.Г.

Усищи-то какие!
Усищи-то какие!

Валериа́н Григо́рьевич Мада́тов - князь, генерал-лейтенант русской армии армянского происхождения, селе Чанахчи, вблизи Шуши в Карабахе. В 1816 году Валериан Мадатов был назначен командующим войсками в Карабахском ханстве. Ему присвоена слава покорителя восставших жителей Табасаранской области. Затем он помог Ермолову одержать победу над акушинцами и занять их главное укрепление с. Акуша. В 1820 Мадатов В.Г. разбил казикумухского хана Сурхая и за две недели покорил всё ханство.

В 1824 г. армян в городе было свыше двухсот. Большинство из них переехало из России, Закавказья, Персии. И чем больше росло укрепление русского присутствия в этом регионе, тем число армян в Дербенте увеличивалось. По данным переписи, проведенной комендантом Дербента майором фон Ашебергом, из 11060 жителей города было 239 армян.

В конце 1820-х годов М. Бжишкянц (филолог, историк, музыкант и педагог), посетивший Дербент, писал: «ныне там живут 50 армянских семейств, которые имеют церковь на имя Всеспасителя». Основным направлением его деятельноти было изучение положения армянских переселенцев по всему миру.

-10

Идем дальше, 28 августа 1844 г. была учреждена должность управляющего южным Дагестаном с подчинением ему войск. На эту должность, имевшую главным образом военное значение, был назначен командир I бригады Грузинских линейных батальонов генерал майор князь Моисей Захарьевич Аргутинский-Долгорукий, который приобрел известность своими военными действиями в Дагестане. И вы не поверите, но он происходил из армянского княжеского рода.

-11

Князь Моисей Захарьевич Аргутинский-Долгорукий. Начиная с 1830 года, и на протяжении 23 лет занимал командные должности в ходе Кавказской войны 1817—1864 годов. Затем в 1844 он, в чине генерал-майора, назначен командующим войсками в южном Дагестане и в Кубанском и Дербентском уездах. Далее 1847 год, назначен Дербентским военным губернатором. Позже в том же году стал командующим войсками в Прикаспийском крае. Взял штурмом аулы Гергебиль и Салты. В 1848 году войсками под его командованием, вторично взят Гергебиль и нанесено поражение лезгинам при Мискинджи. Взято укрепление Чох, аулы Арчи и Шали, отбито вторжение Хаджи-Мурата в Табасаран. За вторичное взятие аула Гергебиль пожалован в генерал-адъютанты.А 1853 году он совершил зимний переход через Гудурский перевал Главного Кавказского хребта в тыл Шамилю, вторгнувшемуся в пределы Лезгинской кордонной линии в Закатальский округ.

Еще есть информация, что в 1869 г. персидскоподданые армяне, в основном ремесленники, из провинции Салмаз и деревни Савра обратились к руководству города с просьбой о принятии их в подданство России с перечислением к Дербенту. В 1870 г. их просьба была удовлетворена.

-12

С увеличением численности армян в городе возникла острая необходимость строительства новой церкви. К 1852 году она насчитывала 323 прихожан. Старая, построенная еще при Сефеидах в XVII веке, восстанавливалась дважды. Со временем церковь стала ветхой и была разобрана. На этом месте было построено здание для школы и рядом воздвигнута прекрасная каменная церковь. Она была возведена на пожертвование армянской общины и обошлась в 80 000 рублей. Церковь была построена во имя Всеспасителя, освящена в 1872 г. В 1888 г. на средства Ованеса Панунянца построена колокольня. При церкви состоял староста и попечительство, избираемое прихожанами.

Население Дербента развернуло активную деятельность по строительству культурных учреждений. И в этом отношении им содействовал князь Лорис-Меликов, так же бывший армянином.

-13

Граф Лорис-Меликов Михаил Тариелович родился в Тифлисе в семье состоятельного армянина. В 1848 году он состоял в отряде князя Аргутинского-Долгорукова, действовавшего в Дагестане. Лорис проявил храбрость при взятии аула Гергебиля и был произведён за отличие в штабс-ротмистры. С целью нанести сильное поражение Шамилю в Дагестане, в 1849 году был составлен особый отряд, при котором находился и Лорис. Отряд этот двинулся к большому аулу Чох и скоро окружил его: стоявший за Чохом Шамиль со своими силами не стал вступать в сражение. После нескольких штурмов и сильной бомбардировки аул Чох был почти полностью разрушен, но не взят, и отряд вернулся на зимние квартиры, но в начале 1850 года снова двинулся в ту же местность.

Армяне, как наследники древней культуры своей родины, переносят ее в те страны, в которые переселяются.

В музыкальную жизнь города Кизляра конца XX-начала XXI в. вложено искуство Р. Меликяна, Н. Мкртычяна, Д. Согомоняна. Все они родились в Кизляре, где и начали свою музыкальную карьеру. Кстати, именем Р. Меликяна названо одно из музыкальных училищ Еревана.

Но, что-то я отвлекся!

Вернемся к архитектурному ансамблю церкви Всеспасителя городе Дербент.

Церковь Святого Всеспасителя находится в центре города.
Церковь Святого Всеспасителя находится в центре города.

Автором проекта церкви был армянский писатель Г. М. Сундукян. В середине XIX века он находился здесь в ссылке. Церковь построена 1870 году, на месте часовни. Постройка растянулась на долгих 11 лет.

В 1888 году с запада к ней была пристроена колокольня на пожертвования местного жителя Ованеса Панунцева. Колокольня завершается восьмигранным шатром, крытым листовой медью.

Во времена Гражданской войны в конце 20-х годов в результате постоянных обстрелов и бомбежки почти полностью была уничтожена верхняя часть здания церкви: пострадали барабан, крыша и часть часовни. И лишь спустя полвека начались восстановительные работы, в 1980 году храм был полностью отремонтирован.

После полного восстановления здания оно перешло в ведение Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Рекомендую Армянскую церковь в Дербенте посетить ради того, чтобы прочувствовать особую атмосферу армянского храма. В отличии от храмов Русской православной церкви, здесь нет ни лепнины, ни золота, ни богато украшенных икон. Аскетизм и простота убранства производят впечатление не меньшее, чем дороговизна и роскошь привычных нам церквей.

-15

Наконец, мы дочитали весь подготовленный материал и смело шагнули в здание церкви. Я знал, что храм не действующий, но искра надежды теплилась теплилась в моей душе. До этого момента я не был ни в одной Армянской церкви.

Заходим и… это было предсказуемо. Здравствуй, музей ковров! В музее ковров до этого дня я тоже не был.

В целом музей небольшой, и осмотр его занимает немного времени. И, если разобраться, то это приятный бонус к знакомству с достопримечательностями Дербента.

И знаете, что я положил в копилку знаний после посещения этого музея?

1. оказывается, что Дагестанские ковры бывают двух видов: ворсовые и гладкие двусторонние. Первые ткали в южной части Дагестана, а вторые — на севере и в центре.

2. Сама история ковроткачества в Дагестане исчисляется тысячелетиями. Благодаря древним источникам известно, что в V веке жители западных прибрежных районов Каспийского моря изготавливали и окрашивали шерстяные ткани. Горцы, в свою очередь, овладели навыками обработки продуктов овцеводства. А позднее из насекомых и растительного сырья научились делать стойкие красители.

-16

На что еще я бы рекомендовал обратить внимание, так это на изделия из серебра, меди и сплавов этих металлов.

Такими изделиями славились, прежде всего, Кубачи и Гоцатль. Оружие, посуду и ювелирные изделия отливали, клепали, ковали, чеканили, покрывали гравировкой. Схожие по методике изготовления, кубачинские и гоцатльские изделия различаются орнаментами. Забегая вперед, скажу - мы не удержались и купили в Гунибе ступку с прекрасным орнаментами ручной работы.

Но это другая история и я расскажу позже!

-17

Если честно, музей пришелся мне по нраву. Остались, конечно, некоторые вопросы, но это скорее от моей развитой любознательности.

Например:

1. Откуда и когда именно был храм расстрелян?

2. Почему в Армянском храме, Дагестанский музей?

3. Почему здесь нет экспозиции про армян в Дагестане?

А с другой стороны, пусть это будет тайной. Все знать нельзя, а та часть истории, которую мы узнали, станет для нас бесценным подарком.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду признателен за лайк и оставленный комментарий.

Советую посмотреть:

Действительно ли Дагестанская Нарын-Кала самая древняя крепость?

Древнее кладбище Кырхляр – место захоронения шахидов. История о том, как мусульманская святыня помогла христианам.

Правителем Дербента была женщина? История легендарной Туте-Бике. Мавзолей ханов

Тайна Дербентского маяка. Почему так поздно? Кто С. Стальский для Дагестана?

Что ждала Россия от Персидского похода 1722-1723 гг.? Планы Петра 1 на Кавказ.

Землянка Петра 1 в Дербенте. Как вернулось наследие?

#история дербента #религия #христианство #ислам #армяне #история россии #российский туризм #путешествие в дагестан #отдых в дагестане #республика дагестан