Мои истории приходят ко мне по-разному. Инициатором этой истории стал внучатый племянник Александры Ивановны Антейкер - Евгений Вадимович Антейкер, который по просьбе своих уже умерших родственников в настоящее время пытается найти в Японии следы девушки Александры. Я рада, что он посвятил меня в подробности этой истории и попросил участвовать в поисках , но , одновременно и огорчена, потому что, особенно ничем эти поиски не увенчались . На запросы в Японию ни префектура Сага, ни МВД не ответили. Естественно, непросто найти следы человека, который уехал с концами в Японию в 1912 году. Много чего Евгений Вадимович нашёл в архивах сам, кое-что нашла я, и вот какая история сложилась:
... 2 июля 1909 года петербургская Газета «Свет» заявила, что японцы усердно изучают русский язык, а их военное министерство заказало в России значительное количество экземпляров «Толкового словаря русского языка В.Даля» и намеревается снабдить ими все полковые библиотеки. Много молодых японских военных начали приезжать на стажировку в Россию. Среди них был и уроженец провинции Сага военный моряк Ситида Кэсаити 七田今朝一 (1880-1956) . Он был стажером в Петербурге с 1909 по 1912 год. Перед своим от’ездом в Японию он вроде бы как женился на осиротевшей дочери надворного советника из Одессы Антейкер Александре Ивановне , следы которой так и затерялись в Японии и родственники очень хотят ее найти. Александра Ивановна была на 4 года старше Ситиды, в 1912 году ей было уже 36 лет, но они родились в один день! И капитан Ситида, и Александра Ивановна родились 22 апреля ! (Ленин тоже родился 22 апреля , но в другой год).
В 1909 году все японские стажеры жили в районе Кирочной , вероятно там же жил и Ситида. Александра Ивановна была курсисткой - училась на медицинских курсах. Как они могли познакомиться? Вероятнее всего, она была его репетитором по-русскому языку, или просто компаньонкой для разговорной практики. Японцев было много, учительниц тоже требовалось много. Их подбором занималась неизменная «мама-сан» и главная учительница всех японцев с 1880 по 1917 год - Елизавета Юльевна Габерцеттель.
Для женитьбы на русской подданной на территории Российской Империи требовалось разрешение от командира (справка о доходах) , разрешение из посольства, принятие православия и венчание. Только тогда брак считался действительным в России. Но не в Японии. В Японии нужно было отдельно регистрировать брак по-японским законам. Это можно было сделать либо в посольстве, либо непосредственно в Японии. При регистрации брака за границей , женщины автоматически русского подданства лишались. Было довольно все строго.
В семье Александры сохранилась твёрдая память о том, что в 1912 году она с японским мужем и обручальным кольцом приезжала к ним проститься перед долгой дорогой в Японию.
Что с ней стало потом? Неизвестно.
Известен лишь жизненный путь военного моряка Ситида Кесаити. Жизнь его была полна приключений .
Согласно японским источникам, в 1915 году у него и у его жены Юкико (??? имя Юкико под вопросом) рождается сын Такеси (1915-2000). В 1916 году Ситида прибыл на работу помощником военно -морского агента в посольство Японии в Петрограде. В Петроград он приехал один, без жены, в возрасте 36 лет и в чине капитана третьего ранга. По воспоминаниям японца Огимати Суэтада - представителя фирмы «Кухара» , с которым они жили на Кронверкском проспекте в соседних домах, у Ситиды жила домоправительница по имени Маша, которая считалась самой знаменитой домоправительницей среди японцев, проживающих в Петербурге. Она была самая бойкая, самая деловая , лучше всех могла достать продукты и легко узнавала все новости. Например, она первая узнала подробности убийства японского представителя фирмы «Таката» в дни февральской революции. После Октябрьской революции, в марте 1918 года Ситида вернулся в Токио через Стокгольм.
В японских справочниках пишут, что он служил в должности помощника военно-морского агента посольства Японии в России с 1916 по 1920 год. 1 декабря 1920 года он получил чин капитана первого ранга. Он тоже активно участвовал в интервенции на Дальнем Востоке. Под предлогом «здоровья и спокойствия японских граждан», ВМФ Японии направил на Камчатку военный корабль «Канто» (бывший русский транспорт «Маньчжурия») под командованием Ситида. В конце октября 1921 года корабль с 300 военными на борту вышел из порта Ёкосука. 6 ноября того же года прибыл в Петропавловск-Камчатский, где и зазимовал. Когда на следующий год пришел следующий корабль на замену, 20 мая они вышли из порта Камчатка, повернув на Командорские острова, вернулись в Ёкосуку 2 ноября 1922 года. С 01.07.1922 по 10.11.1922 Ситида служил на крейсере «Баян» (Русский крейсер остался в Японии после Цусимского сражения) . Вице-адмирал с 01.12.1925 года. С 20.08.1926 по 30.11.1929 служил на подводной лодке «Submarine Squadron2» . Ушел в отставку в звании вице-адмирала после 29 лет службы. Умер в 1956 году.
Вот такая история
Автор: Светлана Хруцкая