Найти тему

От земных в горняя

«Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре,
услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне:
лествица бо есть души возводящая от земли к небесней
и пребывающей славе, верою чтущих тя».
(Кондак прп. Иоанну Лествичнику)

Пост — время покаяния и обновления, когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах причастниками Божественной природы.

Это время примирения, радости Божией и нашей радости; это — новое начало. И это так созвучно учению святого Иоанна Синайского, память которого Церковь совершает в 4-ю Неделю Великого поста! «Лествица» преподобного Иоанна — руководство для восхождения к духовному совершенству. Автор написал ее по просьбе собрата — Раифского игумена, от лица всех иноков обители просившего составить для них «истинное руководство» ко спасению.

-2

В Синайский монастырь (ныне монастырь св. вмц. Екатерины) преподобный Иоанн Лествичник поступил в 16 лет и долгое время был послушником у аввы Мартирия

Весь духовный путь преподобный Иоанн запечатлел в живом образе 30 ступеней. Число символичное. Тридцати лет Христос вышел на спасительное служение людям. 30 ступеней духовной лествицы последовательно ведут человека к совершенству. Преподобный раскрывает 30 этапов восхождения к духовному совершенству: покаяние, борьба со страстями, безмолвие, умно-сердечная и непрестанная молитва, бесстрастие, созерцание и любовь.

-3

Ступени с 1-й по 7-ю посвящены покаянию. С него начинается отрыв человека от земной нечистоты. Святой Иоанн описывает покаяние не формальное, не сожаление о некоторых поступках, а отречение от греховного образа жизни. Через послушание душа учится творить волю Божию и отсекать свои греховные желания (Леств. 4). Покаяние связано и с памятью смертной (Леств. 6), и с радостотворным плачем, то есть с проявлением покаянной печали по Богу, которая приводит человека к радости о милости Божией к кающемуся (Леств. 7).

-4

Пещера прп. Иоанна Лествичника в ущелье Вади-Фола. После упокоения аввы Мартирия прп. Иоанн удалился в пустыню Фол у подножия горы Синай и прожил 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах

Самую значительную часть книги составляют главы, посвященные борьбе со страстями: 8-я — 26-я ступень. В «Лествице» обозначены и восемь основных страстей, и другие страсти, с которыми человеку предстоит справиться. Преподобный Иоанн рассказывает о духовных упражнениях, которые помогают в борьбе со своей испорченной природой (Леств. 18–21). Продолжительная борьба приводит подвижника к смиренномудрию: смиренному сознанию своей немощи и нужде в помощи Божией в борьбе со своим ветхим человеком (Леств. 25).

Переходя от борьбы со страстями к более высоким ступеням, преподобный Иоанн касается молитвенного восхождения. Ступень священного безмолвия (исихия, Леств. 27) преподобный понимает не только как тихие внешние условия жизни в далеком отшельничестве, но и как непрерывную службу Богу, собирание ума и частое призывание Господа Иисуса в молитве.

-5

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

Начало молитвы требует внимательности. Хотя это и нелегко дается, но доступно всем нам: кающимся и борющимся со страстями. А вот середина молитвы относится уже к безмолвнической жизни.

Следующую стадию молитвы преподобный Иоанн обозначает как «восхищение ко Господу». Эту стадию можно понимать как ум, молящийся в сердце Иисусу Христу. О более высокой стадии в делании Иисусовой молитвы преподобный тоже свидетельствует: «От Тебе что восхотех на земли? Ничтоже, но еже безмолвне всегда в молитве прилеплятися Тебе» (Леств. 28: 25).

-6

Храм прп. Иоанна Лествичника, Синай

Преодолевая страсти, безмолвствуя от греховных помыслов, молясь умом в сердце непрестанно, подвижник достигает ступени бесстрастия (Леств. 29). В бесстрастии преподобный тоже различает свои степени и называет его «несовершаемым совершенством».

Согласно «Лествице», весь христианский подвиг направлен к любви. Духовные упражнения должны взращивать любовь к Богу и к людям, иначе в них нет смысла. Высшая степень лествицы связана с любовью. Преподобный Иоанн напоминает, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Тот подвижник, кто достигает богоподражательной любви, питается огнем небесным, становится подлинным богословом, приобщается к созерцанию (Леств. 30: 19, 20).

Опыт безмолвнической жизни у преподобного Иоанна изложен лаконично и прикровенно. Зато о борьбе со страстями в книге сказано подробно. Без покаяния и основательной борьбы со страстями ни безмолвия, ни любви о Господе не бывает.

-7

Материал подготовлен редакцией сайта obitel - minsk . ru

Фотографии из Интернета

При подготовке статьи использовались материалы:

  1. Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. — М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2004.
  2. ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/propovedi/9
-8

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU >>