Во время своего недавнего путешествия по Псковской области я случайно оказался на небольшой станции Сущево. Там я увидел лучший пример реставрации исторического станционного здания. Платформа, сквер для отдыха пассажиров, сам вокзал – все это сверкало новизной и выглядело идеально. И главное – никакого сайдинга.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, и группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где есть и новости, и новые тексты, и много всего другого.
Станция Сущево находится в поселке городского типа Бежаницы, административном центре Бежаницкого района. Это небольшая станция, где останавливаются всего три поезда дальнего следования: из Петербурга почти каждый день сюда можно доехать на поездах Петербург – Великие Луки и Петербург – Калининград, из Москвы раз в неделю ходит поезд Москва – Псков. Есть несколько пригородных поездов.
Словом, ничем не примечательная станция... Но когда я вышел из вагона поезда, прибывшего из Москвы, я не поверил своим глазам.
Образцово-показательная станция
Платформа абсолютно новая.
Поставили симпатичный павильон, где можно спрятаться от дождя.
Сделали большую зону с красивыми лавками для ожидания поезда. Клумбы, правда, еще пустые.
Интересная история, почему станция находится в Бежаницах, но называется Сущево. Когда станцию только открывали – а было это на рубеже XIX и XX веков, – она называлась Бежаницы. Правда, тогда ее начали путать со станцией Бежецк Тверской области, и стали ошибочно не туда отправлять грузы. Чтобы избежать неразберихи, станцию переименовали буквально года через три-четыре после ее открытия. Название Сущево было дано в честь деревни в Бежаницком районе.
Очень удобный пандус на платформу для пассажиров с чемоданами и колясками, а также для людей с инвалидностью.
Перейдем к вокзалу. В 2000-е вокзал станции Сущево выглядел примерно так:
Позже вокзал, конечно, покрасили в корпоративные серо-красные цвета РЖД.
Теперь вокзалу возвращены исторические цвета.
Как в дорогом ресторане
Но самое интересное внутри. В здании вокзала тоже провели качественную реставрацию. Поставили современные табло, справочные системы и даже автомат по продаже всякой еды.
Электронное табло показывает ближайшие поезда (данные на 18 апреля).
Залы ожидания оформлены с использованием «пушкинских мотивов».
Все современное и качественное. Такой отделки я не видел даже в Москве, где через неделю после открытия появляются протечки.
Туалет – покруче, чем в дорогом ресторане.
Я так и не выяснил, почему в РЖД решили настолько раскошелиться и сделать образцово-показательную станцию в псковской глуши. Несколько лет назад местные СМИ писали, что, мол, Бежаницы могут стать новыми туристическими воротами в Псковскую область, ведь это ближайшая станция к Пушкинским горам – до них отсюда 70 км. Очевидно, что Пушкин на стене и цитаты из него не просто так.
Но совершенно непонятно, почему станцию открыли после ремонта втихую. Видимо, сюда не приезжал губернатор перерезать ленточку, а в РЖД не выпускали пресс-релиз на тему отреставрированного вокзала. Либо еще не успели, либо еще не решили, что тут будет, либо что-то пошло не так.
Конечно, сюда очень напрашиваются туристические поезда из Москвы и Петербурга. Помимо Пушгор, здесь, в 20 км, есть крупный заповедник Полистовье, который занимается охраной третьего по площади болота в Европе. Заповедник, правда, вряд ли сможет принять одномоментно всех туристов с поезда, но здесь точно есть, чем заняться.
Так что будем следить за новостями и радоваться за жителей Бежаниц...
Ложка дегтя
Меня во всей это истории расстраивают только две вещи.
На фотографиях 2007 года я видел небольшое, но явно историческое здание багажного отделения. Теперь его нет.
И второе – что поезд №63/64 Москва – Псков, на котором сейчас можно доехать до Сущево за 12 часов, с мая изменит маршрут. Из Москвы он будет отправляться с Белорусского вокзала, а время в пути увеличится почти до 14 часов. Это уже совсем как-то много, учитывая, что на машине можно доехать в два раза быстрее.