Найти тему

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

Вторым ударом по моей вере православию, после вопиющей и многочисленной лжи в Предании - житиях (см. предыдущие статьи канала), стали многочисленные противоречия в Православном учении: догматике, Писании, общепризнанных святоотеческих мнениях. Ну не возможно одновременно верить в несовместимые друг с другом утверждения! Я спрашивал образованных православных, искал ответы в книгах, но убедительных ответов не находил. Или объяснения не выдерживали самой элементарной критики (и никто не мог мне на критику ответить). Или противоречия совершенно не замечались богословами и св. отцами.

Собственно и Церковь с одной стороны признаёт, что в её вероучении далеко не всё логично и ясно. И даже приводит этот факт как доказательство того, что вероучение Церкви не выдумано людьми, но плод откровения, которое нам, людям, не всегда до конца понятно. Все эти смыслы ёмко вложены в известную фразу, приписываемую Тертулиану: "Верую! Ибо абсурдно!" Но с другой стороны даже самые очевидные противоречия Церковь пытается оправдать и логически объяснить. Иногда весьма нелепо. Но всё равно цепляется за эти нелепые объяснения, но не признаёт наличие противоречий. И в этом первое противоречие. Вы уж определитесь или абсурдно, или всё логично? Нельзя утверждать одновременно и то, и то. 🙂 Но это в жизни нельзя. А в Церкви можно - ибо веруем не умом, но сердцем. Правда святые отцы учат не доверять чувствам и падшему сердцу, т.к. это прямой путь к прелести. Так доверять сердцу или нет? Вот и второе противоречие. 🙂

Примеров противоречий я встретил много. Большую часть ещё помню. Написать их все сразу будет тяжело и для меня и для читателей. Потому решил каждому противоречию посвятить отдельную статью. Но с чего начать? У меня есть очень важные претензии к Православию, но ни одну из них Церковь и верующие не признают. Значит нельзя исключать до конца того, что на самом деле противоречий нет, а просто я не всё знаю и не всё способен понять. Но одно, далеко не самое важное противоречие, сразу, без споров, признавали все несколько пастырей, которых я о нём спросил. Потому, со слов одного из них, у Церкви нет однозначной позиции по этому вопросу. Очень примечательно, что это противоречие содержится в Писании. В Библии! В сердце Православной веры! Как у этих пастырей одновременно уживается признание в наличии противоречий в Библии с верой в истинность каждого слова Библии мне совершенно не ясно. Я сочетать не сочетаемое в своей голове не способен. Спросить об этом их прямо я боялся. Т.к. это означало (как мне казалось) признание в моём неверии Церкви. А в тот момент я считал себя ещё православным. Просто пытался найти ответы на то, что я не понимал. И дружеское отношение ко мне этих пастырей для меня было очень значимо. Итак, перейдём наконец непосредственно к примеру противоречия о котором я уже столько толкую.

Вопрос. Были ли животные до грехопадения смертны или бессмертны? Вопрос о природе и сущности смерти не пустяк, но весьма важен.

Давайте почитаем Бытие. Бог сотворил Землю и животных и повелел им размножаться. Про отсутствие смерти нет ни слова. Земля конечна. Бесконечное размножение животных при отсутствии смерти к чему приведёт? В детстве слышал, что если все мухи будут выживать от зачатия до смерти по старости (о бессмертии речь не шла!), то очень скоро покроют всю Землю слоем в несколько метров. Потому логично предположить, что животные были созданы смертными.

Идём далее по тексту. Бог для человека создаёт рай на Земле. А в раю - дерево познания. Бог предупреждает человека, что после вкушения древа познания человек умрёт. Заметьте, только человек. О том что смерть поразит и прочую тварь Бог не говорит ни слова. Т.е. животные из-за грехопадения человека наказание и изменение не претерпели. А сейчас они смертны.

Кстати и про человека не говорится прямо, что он создан бессмертным. Но лишь, что умрёт от вкушения древа познания. Если вам говорят, что вы умрёте, если примете яд, то это не означает, что вы не умрёте от старости. Не правда ли? Люди, как и животные, обязаны были размножаться. Это повеление Бога. Бесконечное размножение без смерти на ограниченной территории? Уже это обсуждал.

Итак, в Бытии нет ни одной зацепки для предположения бессмертия животных. Там, где идёт речь о появлении смерти (и, при желании, можно предположить наличие бессмертия до этого), говорится исключительно о людях. Но наличие изначального размножения и отсутствие изменений у животных после грехопадения людей косвенно указывают на изначальную смертность животных.

А теперь почитаем апостола Павла. "Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть" (Рим.5,12). Т.е. речь явно идёт о том, что до грехопадения смерти не было вообще нигде на Земле. Или: "тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих." (Рим.8,19-21). Общий смысл этого текста, если изложить его не так запутанно, примерно в том, что животные (тварь) покорились смерти (суете) из-за грехопадения человека (по воле покорившего тварь). А теперь они ожидают возвращения бессмертия (освобождения от рабства тления). Примерно так это понимают и большинство святых отцов.

Кстати, практика толкований молчаливо свидетельствует о том, что Писание писалось не для простых людей, но для богословов. А уже последние должны были излагать его смысл так, чтобы он был понятен простым смертным. Католики даже долгое время официально запрещали простым верующим читать Библию. Короче, грех самому изучать слово Божие. Надо лишь слепо повиноваться руководству Церкви. Православные немного лучше. Но у аввы Дорофея читаем, что он запрещал своему ученику Досифею изучать Писание. Досифею разрешалось только одно - абсолютное слепое подчинение (послушание).

Но вернёмся к теме - к ап. Павлу. Из вышенаписанного очевидно, что Павел считает, что до грехопадения смерти не существовало ни для кого. Это, насколько я знаю, не имеет основания в Ветхом Завете. Весь Ветхий Завет, каюсь, до конца ни разу не прочёл. Но не встречал цитат из В.З. подтверждающих эти слова Павла. Первые главы Бытия скорее свидетельствуют об обратном, как я и писал ранее. Получается противоречие между словами Павла и Моисея.

Кстати, интересно вот ещё что. Павел пишет об избавлении в будущем животных от смерти. Но ни разу, нигде в вероучении Православной церкви я не встречал слов о том, что после 2 пришествия животные вместе с людьми будут вечно жить в Царствии Божием. Ни в каких видениях и откровениях Предания такого нет. Везде речь только о людях. Да и душа, по учению Церкви, бессмертна лишь у людей, но не у животных. Получается, что Церковь не согласна с ап. Павлом? Опять отвлёкся - любой вопрос порождает десять других вопросов. Вернёмся к теме.

На мои расспросы образованных пастырей о том, была ли смерть у животных до грехопадения, мне отвечали, что единого мнения у святых отцов, а потому и у Церкви, нет. Основания, лежащие в основе разных мнений, мне не поясняли, но мои рассуждения о противоречии между Бытием и словами ап. Павла не опровергались. Кроме того, я не знаю где ещё в Библии говорится о наличии/отсутствии смерти в мире до грехопадения. Из этого я сделал предположение, что противоположные мнения отцов по этому вопросу вызваны теми же местами Библии которые сравнивал и я. После этого я закрыл для себя этот вопрос и после появления доступа к интернету к нему более не возвращался. Хотя, предполагаю, что сейчас в интернете давно уже должен быть детальный разбор этого вопроса. Как и прочих вопросов.

Если кто-либо пояснит мне мои ошибки, буду благодарен. В этом случае сразу прошу пояснить, что в противоречивых местах Библии я понял не верно? Как понимать верно? И, главное, почему? Что в Библии указывает на это понимание? Ибо многие святоотеческие мнения взяты с потолка - высказываются личные мнения без обоснования этих мнений в Писании.