Каждый год, к Дню космонавтики я делал специальный выпуск своей программы на радио. Однако темы становилось искать все труднее. Я рассказывал о специальных машинах, которые сделали на ЗИЛе, их было несколько поколений. Об автобусах которые доставляют космонавтов к кораблю. Об автомобилях первого космонавта. И многом другом. Но однажды мне предложили совершить виртуальный полет в космос, причем даже не в "Звездном городке", где стоит самое "продвинутое" оборудование для обучения пилотов, а прямо в Москве, на ВДНХ, в Музее космонавтики.
Дело в том, что в служебном помещении, там стоит более старая модель позволяющая имитировать управление космическим кораблем в безвоздушном пространстве. Я, так уж сложилось, ездил на вездеходах и танках, броневиках - в общем, почти на всем. Однажды мне даже пришлось управлять самолетом, правда, это был профессиональный тренажер. Но была у меня мечта - освоить космический корабль. И вот сегодня, в День космонавтики, я расскажу, как меня учили осуществлять стыковку космического корабля с орбитальным модулем.
Для начала расскажу, что же представляет собой тренажер. Это шар, правда для удобства посадки в нем вырезаны огромные проемы. В космосе такого комфорта нет, и быть не может. В нем установлены продолговатые чаши, на самом деле это кресла. Но сидеть в них нужно в позе эмбриона. Как показала практика именно в такой положении человек испытывает меньше перегрузок. Кстати в реальности их отливают точно под габариты космонавтов. Прямо перед глазами расположен пульт управления кораблем и две ручки, это штурвалы. Один отвечает за движение корабля: вперед-назад и вверх-вниз. А второй используется для того что бы погасить вращение челнока вокруг своей оси. В классической механике это явление известно как терема о неустойчивости вращения твёрдого тела относительно второй главной оси инерции. На практике этим рычагом пользовались лишь раз, во время спасательной миссии корабля Салют 7, тогда командир корабля Владимир Джанибеков заметил явление названное впоследствии его именем "Эффект Джанибекова". Во втором кресле-чаше сидит, как правило, борт инженер корабля. У него тоже есть рычаг, ведь именно он дозирует тягу стыковочных двигателей. Есть и два дисплея. На верхнем отображается скорость и расстояние до объекта. У меня же, прямо между колен расположен другой дисплей, более напоминающий перекрестье прицела. Необходимо совместить два "креста" и тогда корабли пристыкуются. Обычно стыковка происходит в автоматическом режиме, но пилот всегда должен быть готов взять управление процессом на себя.
Самая главная работа начинается в тот момент, когда до объекта стыковки или орбитальной станции остается всего 45 метров. На пульте есть специальные кнопки отключающие автопилот. Все сделано основательно, на века. Защитные крышки у всех кнопок выполнены из металла. Так что даже случайно не нажмешь. Бортинженер сообщает капитану о скорости корабля, тут важно не делать резких движение. Вообще управление больше напоминает движение обычного судна на воде. Все происходит в небольшой задержкой, поэтому важно не переборщить.И постоянно следить за положением двух объектов. Если стыковка прошла успешно, то прозвучит звуковой сигнал. Если же увести нос корабля, то придется давать задний ход и все начинать сначала.
Скажу честно, я не рассчитывал, что мне все удасться сделать с первого раза. Но как оказалось, мне дали потом просмотреть данные о проделанной работе, я увел нос космолёт всего на семь сантиметров, а это позволяется. Конечно, настоящий космонавт проделает эту работы быстрее и тоньше. Но я то сидел в кресле в первый раз в жизни.