Эта история началась еще осенью 1991 года, когда я поступила в луганский сельхозинститут, на факультет зоотехнии. Хотела ехать в Киевскую сельхозакадемию учиться на ветеринара, но родители отговорили – время нестабильное, другой город и т.д. Девочек на факультете было мало, в основном ребята из сельской местности. И тут мы встретились с Сашей, моим будущим мужем, он жил в селе недалеко от Донецка. История была романтическая, он был значительно старше, уже отслужил в армии и закончил два курса техникума. Пошел учиться на первый курс ВУЗа за компанию, вместе с сыном директора совхоза. С первого дня знакомства мы уже не смогли расстаться – к новогодним праздникам Саша переехал из общежития в нашу квартиру.
Расписываться мы не стали, о свадьбе «не парились», Саня свозил меня познакомиться к своей маме просто как подругу. Его мама попыталась провести «разъяснительную работу» по поводу возвращения в общежитие и что люди скажут, но нам не было до этого дела. И вот весной у нас случился киндер-сюрприз. Представьте, мне еще нет восемнадцати, на дворе девяносто второй год, нам еще четыре года учиться, а у нас прибавление намечается! Саша повел себя по-мужски, решили, что ребенок этот родится. Мама тоже нас поддержала, но настояла на том, чтобы мы расписались. Летом 1992 года оформили отношения официально, сыграли скромную молодежную свадьбу.
Сейчас решиться на рождение ребенка – трудный процесс, все считают расходы и прикидывают, готовы ли они нести ответственность. И девять раз из десяти решают, что еще рано и отправляются в клинику избавляться. Потом жалеют, но уже поздно. Мы не думали, не считали и не рассуждали. Решили, что это будет сын и назовем его Иваном в честь моего рано ушедшего из жизни свекра.
Отпраздновали новый 1993 год, и пришло время мне отправляться в роддом. Вопрос встал в полный рост – А КТО БУДЕТ СИДЕТЬ С РЕБЕНКОМ? Я попыталась поднять тему с уходом в академотпуск и получила резкий отпор со стороны маман. Дело в том, что в институте было две длительных практики – два месяца после третьего курса и почти пять месяцев не четвертом, для подготовки дипломной работы. И эта практика проводилась в хозяйствах, то есть в городе ее пройти было нереально. Мы учились в одной группе и разойтись на разные курсы никак не могли, это все понимали. Папа мой тогда ушел на пенсию по инвалидности после инсульта (в 44 года!), у него не работала левая рука, и он не мог считаться полноценной «няней». Выход был один – продолжать учебу с ребенком на руках.
Как же мы справлялись? Мама брала один выходной среди недели в счет субботы, мы отправлялись на учебу вдвоем в самый нагруженный день. В остальное время – два дня в неделю я с ребенком, а Саша на парах, а другие два наоборот. В итоге получалось три учебных дня в неделю из пяти на каждого. Лекционные тетради общие, пропущенные практические занятия отрабатывались. Преподаватели в чем-то шли нам навстречу, но пропуски реально приходилось отрабатывать, мы не платили за отметки в зачетке.
Отдельно хочу рассказать про материальную сторону вопроса – нам пришлось очень трудно. В семье был только один работающий человек – моя мама. Брат пытался строить свой бизнес с переменным успехом. Иногда у него получалось что-то заработать, но немного. Зато хватало стремных ситуаций с поездками за товаром, разборками на рынке и т.д. Папина крошечная пенсия, две стипендии и детское пособие, которого не хватало даже на молоко. Вот и весь доход семьи. Даже подрабатывать не было возможности при таком графике и всеобщей безработице. Да еще вспомните начало девяностых, эти пустые полки и очереди за всем. Тут действительно пришлось ребенка воспитывать всем миром – вещички передавали от знакомых, ползунки шили сами, смеси покупали по возможности, возили сумки от свекрови из деревни. Сейчас даже страшно вспомнить.
Нянчились тоже по очереди. Когда срочно нужно было в универ (а он был далеко, приходилось ездить с пересадкой), Ванюшей занимался тот, кто был дома. Тут нашлось занятие и для дедушки – гулять с коляской, и для дяди, который вообще не умел обращаться с маленькими детьми. И ничего, как-то справлялись. В таком режиме мы провели полтора года, пока не сдали ребенка в ясли. После этого мы "закидывали" его в сад по дороге на учебу, а после занятий забирали. Бывало, что и с собой брали, если совсем не с кем было оставить. Вот так наш сынулька в три года уже институт закончил)
Нашей семейной жизни скоро три десятилетия, Ваня давно уже взрослый. Подводя итоги, могу сказать, что все не зря затевалось, это лучшее совместное творчество с любимым человеком. Странные и теплые воспоминания о том, как вся семья стала единым фронтом, чтобы защитить маленькую жизнь вопреки всем жизненным трудностям. И мы такие молодые, влюбленные и готовые строить наше светлое будущее. Думаю, каждый из вас может рассказать свой метод выживания в голодные и стремные девяностые годы. У наших детей уже все по-другому, для них эти трудности сейчас представляются какой-то сказкой.
Понравился материал – нажимай лайк и подпишись на канал!