Удивительно, но для небольшого семидесятитысячного городка в Феодосии очень много музеев. Я посетил только три и сразу подряд за несколько часов. Сначала я сходил в гости к Ивану Константиновичу Айвазовскому, потом прикоснулся к своей юности в доме-музее А.Грина и завершил феодосийскую тему в Музее древностей. Все музеи расположены кучно в районе пересечения проспекта Айвазовского с Галерейной улицей.
Недалеко от вокзала на проспекте Айвазовского (очень претенциозное решение городских властей назвать эту неширокую улицу «проспектом») находится бывший дом главного мариниста всех времен и народов, который он завещал вместе с картинами городу. Это и есть самый посещаемый экскурсионный объект Восточного Крыма. Место и правда очень популярное, пожалуй в Крыму только дворцы Ялты перещеголяли, ну и Ай-Петри конечно.
Этот достаточно обширный особняк построил сам художник для себя.
В связи с короновирусом (шел сентябрь 2020 года) внутрь пускали группами по сеансам. Я отстоял небольшую очередь, купил билет и в ожидании времени сеанса пошел осматривать округу.
Сначала естественно пошел в памятнику художнику.
Попросил коллег-туристов запечатлеть мою физиономию на фоне великого мариниста и забыл главное, потереть на удачу его кисточку. Кисточка была на месте, ее постоянно воруют и с укором указывала на меня.
Потом посетил небольшой вернисаж, который устроили местных художники у галереи.
Посмотрел на то как элегантно «проспект» отделен от железнодорожных путей.
У вход а галерею торговали масками и сувенирами. Меня заинтересовали магниты, выполненные в технике цветной печати на намагниченном пластике. Новый китайский хайтек, я потом купил такие магниты в развалинах Кафы, помог немного женщинам, которые создали там настоящий цветочный рай.
Наконец пришло время моего сеанса и я пошел внутрь. На входе меня заставили сдать рюкзак в камеру хранения, так как там были запрещенные к проносу в галерею предметы, видимо вода.
Людей сразу запустили прилично, 1.5 метра трудно было соблюдать.
К Айвазовскому относятся по разному. Одни считают великим художником, другие конъюнктурщиком и бездарем. Мне картины Айвазовского нравятся, но я все-таки не считал бы его великим художником. Он блестящий маринист и успешный популяризатор. Поставил свое дело на поток. Только в этой галерее более 400 его работ.
На входе в галерею всех встречал автор в двух экземплярах, в виде портретов конечно.
Я больше внимания уделял полотнам, посвященным родному городу художника.
На них можно увидеть старую, дореволюционную Феодосию.
И исторические моменты, связанные с вхождением города в состав России.
А так же по его картинам можно изучать историю русского флота.
Недаром он имел даже чин морского офицера и был живописцем Главного Морского Штаба.
И даже Коктебель без туристов и нудистов рисовал...
Но нельзя было пройти мимо популярных «марин» художника. Некоторые просто впечатляли размером и техникой. Ведь художник большую часть своих работ писал по памяти в мастерской.
Стоя перед этой картиной, я вспоминал собственный «морской опыт». Я один раз попал в шторм в море между островами Индонезии, было не так красиво, но так же страшно от разгула стихии.
В галереи хранятся кисти Айвазовского, его посмертная маска и слепок руки мастера.
Портрет его второй, армянской жены...
Я бы не назвал эту галерею прямо «ух... местом», но это один из самых интересных объектов в Крыму, которые я посетил.
После галереи я сразу направился в расположенный недалеко на улице Галерейной дом-музей писателя Александра Грина. Грин прожил в этом доме 5 лет. Я не мог его не посетить, ведь в именно в этом доме был написан любимый роман моей юности «Бегущая по волнам».
Начало было оптимистичным. Фонтан Любви на перекрестке Земской и Галерейной, бригантина на стене музея.
У входа благостно беседовали интеллигентные дамы. Я купил билет на угад, можно было выбрать разные экспозиции, я включил основную и еще какую-то одну. Пришлось немного подождать, т. к. в этом музее то же были короновирусные ограничения. Я ждал внутри атмосферу романтики моря.
Но увидел фотографии мрачного Грина.
Я не особо до этого интересовался биографией Александра Грина. Думал, что он всю жизнь провел здесь в Крыму. Какие разные судьбы у Айвазовского и Александра Гриневского (такая у писателя настоящая фамилия). Один обласкан властью, а второй умер в нищете. И родился будущий писатель Грин в далекой от моря Вятской губернии.
Создатели музея постарались показать многогранную жизнь писателя. Создали даже некую морскую тематику.
Но на меня с фотографий смотрел глубоко несчастный человек.
Я был в шоке, такая была разница между реальной жизнью гонимого царской властью и не принятой Советской властью писателя и его вымышленной страной «Гринландией». На рубеже 20 и 30 годов прошлого века стиль неоромантизма, в котором написаны самые главные произведения Грина, враждебно принимался официальной властью и писателя перестали публиковать. Он даже вынужден был оставить более дорогую для жизни Феодосию и уехать в Старый Крым. Но и там он прожил немного, умер в возрасте 52 лет. Очень грустный получился у меня визит в грустный музей.
Я был несколько расстроен и побрел в следующий объект моего интереса, в расположенный на проспекте Айвазовского Феодосийский музей Древностей.
Это самый старый крымский музей. Раньше он располагался в специальном псевдоантичном здании на горе Митридат (есть в Феодосии своя гора Митридат). Это здание построил на свои деньги вездесущий Айвазовский. Но здание бы доразрушено в годы войны (правда музея Древностей там уже не было) , а музею выделили после войны нынешний шикарный дореволюционный особняк на проспект Айвазовского.
Есть информация, что хотят построить отдельное здание для музея древностей. Сейчас музей скорее обыкновенный краеведческий (при Украине он так и назывался).
Мне немного пришлось подождать пока соберется экскурсия. И я нисколько не пожалел, экскурсия была проведена на очень хорошем уровне, я был даже удивлен.
Сначала нас привели в зал где представлена древняя и существующая природа Восточного Крыма.
Меня заинтересовали особенно рыбы ( я хотел посмотреть что за рыбу пеленгас, которую я ел накануне в керченском кафе) и природа Карадага.
Потом нас провели по двум античным залам. Здесь дело обстояло сложнее, чем в Керчи. Особо мне ничего и не запомнилось.
Немного интереснее было в генуэзской части.
Главное - я увидел план Кафы, шикарный был город, хоть и на злом деле были накоплены его богатства.
Но самая интересная часть этнографическая, особенно караимская часть, посвященная самому загадочному народу Крыма. Караимов теперь почти не осталось в городе, хотя еще сохранилась Караимская слобода.
Конечно в музее есть раздел посвященный Великой Отечественной войне.
Во дворе музея так же есть на что посмотреть. Здесь организован типа Лапидарий: античных львы, палатки генуэзцев и каменные барельефы.
Львы шикарно смотрятся, хотя они из Фанагории.
В общем нормальный такой крымский музей древностей: имел здание на горе Митридат, часто менял места дислокации, пострадал от войны. А сейчас имеет энергичных и грамотных сотрудников, которым надо выразить почтение за профессионализм.
Фу, музейная часть завершена, теперь надо сбегать в гостиницу и на море. В гостинице я переоделся и перекусил. Мне предстоял первый за эту поездку настоящий поход на пляж. Погода стояла почти летняя...
Спасибо за внимание...