Найти в Дзене
История транспорта

Особенности окраски самолетов Ан-24 Аэрофлота СССР в «доклассический» период.

Шестидесятые годы в авиации характеризовались обилием ярких расцветок гражданских самолётов. Эта мода не прошла мимо советских авиастроителей. Привлекая воздушных путешественников, они старались красить лайнеры в яркие, запоминающиеся тона.

Пожалуй, одни из самых запоминающихся расцветок были в те годы у семейства Ан-24. Первый прототип, СССР-Л1959, построенный осенью 1959 года, был окрашен в белый верх с жёлтым низом и ярко-красной оконной полосой.

Экскурсия в первый опытный Ан-24 СССР-Л1959. Источник - ГП "Антонов".
Экскурсия в первый опытный Ан-24 СССР-Л1959. Источник - ГП "Антонов".
Первый прототип Ан-24 СССР-Л1959, 1959 год.
Первый прототип Ан-24 СССР-Л1959, 1959 год.

Второй прототип, построенный в мае 1960 года, получил красные «крылышки» в носовой части фюзеляжа и красные стилизованные полосы на капотах двигателей. За эти крылья и яркую расцветку данный вариант окраски получил в народе прозвище «Жар-Птица». И действительно, было что-то в этом сказочное и птичье.

Второй прототип – первая «Жар-Птица».
Второй прототип – первая «Жар-Птица».
третий прототип, нарисованные «пёрышки» и полосы на капоте двигателей заметно отличаются от предыдущего.
третий прототип, нарисованные «пёрышки» и полосы на капоте двигателей заметно отличаются от предыдущего.

Точное количество Ан-24 – «Жар-Птиц», сошедших с конвейера, пока неизвестно. Но не менее, чем двенадцать экземпляров: шесть предсерийных и шесть серийных. Последний известный – 2 73 001 02, СССР-46714.

Ан-24 3 73 002 03 был уже в другом варианте окраски, но унаследовал от предыдущих машин яркую оранжевую окраску полос фюзеляжа. В остальном он сильно отличался от них. Теперь низ фюзеляжа и вертикальное оперение стали красить в серый металлический цвет. Сколько было построено таких самолётов пока неизвестно.

Ан-24 3 73 002 03 СССР-46718. Источник – avsim.su
Ан-24 3 73 002 03 СССР-46718. Источник – avsim.su

Начиная с 3 73 002 04, цвет полос фюзеляжа привели к общеаэрофлотовскому, синему оттенку, оставив при этом схему окраски, которая была использована на предыдущем варианте.

Ан-24 в серийном варианте окраски, начиная с 373 002 04. Источник – avsim.su
Ан-24 в серийном варианте окраски, начиная с 373 002 04. Источник – avsim.su

Это была первая массовая «ливрея» для Ан-24 советского Аэрофлота. В таком виде с конвейера сошло 87 самолётов, заводские номера с 3 73 002 04 по 6 73 024 01, кроме восьми, речь о которых пойдёт ниже.

Исключения из этого ряда выглядели следующим образом.

1. вертикальное оперение вместо серебристого выкрашено в белый цвет – цвет верха фюзеляжа. Голубые полосы на фюзеляже расположены по низу киля. Всё остальное без изменений. Таких Ан-24 было пять - 3 73 003 03, 4 73 009 03, 5 73 016 02, 5 73 016 05, 5 73 17 05.

Ан-24 3 73 003 03 на перроне киевского аэропорта «Жуляны». Источник – музей аэропорта «Жуляны».
Ан-24 3 73 003 03 на перроне киевского аэропорта «Жуляны». Источник – музей аэропорта «Жуляны».

2. Голубые полосы по фюзеляжу и «бумеранг» такого же цвета на вертикальном оперении. Таких Ан-24 было три: 3 73 004 03, 3 73 00 02 и 7 73 033 08. Совпадение или нет, но эти самолёты в строевые подразделения Аэрофлота не попали: один поступил в ГосНИИ ГА, а остальные в ВВС.

Ан-24Б 7 73 033 08.
Ан-24Б 7 73 033 08.

3. На всемирный авиасалон во французском Ле Бурже, открывавшемся в июне 1965 года ОКБ Антонова приготовило Ан-24 5 73 018 04, СССР-46791. Специально к этому событию ему приготовили дизайнерскую «ливрею»: белый верх, серебристый низ, две полосы – голубая и сине-зелёная по борту фюзеляжа и на киле.

Ан-24  5 73 018 04 на авиасалоне в Ле Бурже, июнь 1965 года. Фото L. Scholefield.
Ан-24 5 73 018 04 на авиасалоне в Ле Бурже, июнь 1965 года. Фото L. Scholefield.

Эта экспериментальная окраска, назовём её условно «Ле Бурже-65» так приглянулась авиастроителям, что в дальнейшем стала основной серийной. В неизменном виде выпущено 26 самолетов, с 6 73 024 07 по 6 73 029 10. В измененном виде, где полосы на фюзеляже стали одного, голубого цвета, киевский авиастроительный завод №473 с 1966 по 1973 годы выпустил несколько сотен Ан-24Б и Ан-24РВ.

Модернизированная «ливрея» «Ле-Бурже-65», ставшая основной на конвейере  в Киеве на протяжении семи лет.
Модернизированная «ливрея» «Ле-Бурже-65», ставшая основной на конвейере в Киеве на протяжении семи лет.

22 апреля 1970 года, в день столетия со дня рождения В.И. Ленина, завод №473 выпустил Ан-24Б 0 73 060 05, который в честь юбилея назвали «Киевский комсомолец». Самолёт получил регистрационный знак СССР-46374 и передан для работы в образцовый комсомольско-молодёжный коллектив авиаотряда аэропорта Кольцово Уральского ТУ ГА. Этот Ан-24Б прожил яркую и интересную жизнь, а сейчас под фиктивным регистрационным номером СССР-47755 он сохранён как памятник в Якутске.

Юбилейный Ан-24Б - "Киевский комсомолец". Источник - aviaforum.ru
Юбилейный Ан-24Б - "Киевский комсомолец". Источник - aviaforum.ru

Ещё один выставочный вариант окраски Ан-24. Происхождение и принадлежность неизвестны.

Ан-24 СССР-46813. Из буклета в/о "Авиаэкспорт".
Ан-24 СССР-46813. Из буклета в/о "Авиаэкспорт".

Летом 1965 года к постройке Ан-24 подключился завод №99 в Улан-Удэ. До 1971 года заводом построено 180 экземпляров Ан-24 и Ан-24Б. Все 180 самолётов улан-удэнского завода были окрашены в собственную ливрею, отличающуюся от киевской.

СССР-47153 – фирменная окраска улан-удэнского авиастроительного завода на примере самолёта 8 99 016 05. Аэропорт Братск. Источник - aviaforum.ru.
СССР-47153 – фирменная окраска улан-удэнского авиастроительного завода на примере самолёта 8 99 016 05. Аэропорт Братск. Источник - aviaforum.ru.

После проведения ремонтов в Киеве и Иркутске самолеты улан-удэнского завода получали стандартную киевскую окраску.

Ан-24Б СССР-47741 производства улан-удэнского авиазавода после ремонта в окраске, разработанной на заводе №473.
Ан-24Б СССР-47741 производства улан-удэнского авиазавода после ремонта в окраске, разработанной на заводе №473.

Ан-24Т и Ан-24ЛР 6 73 029 02 и 7 91 01 04 , которые предназначались для работы в полярных широтах, для лучшей видимости в условиях тундры, выкрасили в оранжевый верх и серебристый низ с серой оконной полосой.

Ан-24Т СССР-46280 на авиасалоне в Ле Бурже в 1967 году.
Ан-24Т СССР-46280 на авиасалоне в Ле Бурже в 1967 году.

В дальнейшем все три Ан-24ЛР 6 73 029 02, а также Ан-24ЛР 0 73 062 02 и 0 73 062 09 были выкрашены следующим образом:

Ан-24 ЛР СССР-46211 1979 год.
Ан-24 ЛР СССР-46211 1979 год.

Последний эксперимент с заводской окраской Ан-24 осуществили в 1973 году. Это был уже переходной вариант между старой окраской и вводимой в 1973 году «классикой». С киля исчезла голубая полоса, а под иллюминаторами пассажирского салона вместо двух узких голубых полос появилась одна широкая, как на машинах авиакомпании «Интерфлюг». С конвейера на заводе №473 в 1973 – 1974 годах сошло не менее шестидесяти Ан-24РВ,заводские номера с 3 73 083 09 по 3 73 089 10. Кроме того, при проведении ремонтов так было окрашено ещё порядка десяти старых Ан-24Б и Ан-24РВ. К сожалению, история сохранила мало качественных фотографий этого варианта. Что есть.

Последний серийный вариант окраски Ан-24РВ. 1973 год.
Последний серийный вариант окраски Ан-24РВ. 1973 год.