Балетное путешествие с драмой. «Изгнание/Мой друг Фредди Меркьюри» в театре Маяковского, режиссер – Миндаугас Карбаускис.
Случаются такие счастливые спектакли, которые задевают тебя сразу – мгновенно, с первой реплики. Потому что ты узнаешь в них себя, даже если никогда не была в описываемой ситуации. Потому что знаешь: ты могла там быть. Ты была близка к тому, чтобы там быть. Потому что в спектакле звучит твоя любимая музыка: я безумно люблю Фредди Меркьюри, а в Лондоне из моего окна был виден его дом. Да, спектакль про Лондон. «Лондонас», как говорят герои. Потому что они литовцы, приехавшие в надежде на… Написать «в поисках лучшей жизни» – штамп, написать «в надежде на хорошую жизнь» – тоже штамп. Хотя и поиски, и надежда, конечно, были. В общем, приехавшие, когда появилась такая возможность – из возможности, любопытства «как оно там, за горизонтом?» и веры в свою звезду. Звезда обманула: и Фредди, как обнаруживает главный герой Бен, он же Марек, он же Роберт Волкер, оказался пи..ом (политкорректным и сочувствующим лучше пропустить первый акт, где на тему сексуальной ориентации Фредди говорят крайне неполиткорректно, но многим нравится). Во втором акте выясняется, что он вообще Фарух Бульсара из Занзибара – почти такой же, «как и мы», понаехавшие из Вильнюса и Шверинаса. Монголы, потомки Чингизхана, которым нет дела до Христа, у которых и лица другие, и желания, и, само собой, ценности.
Спектакль идет четыре (!) часа. Мы были с подругой, ей далеко добираться, и мы решили, что она уйдет после второго антракта. Но она не смогла: с каждой десятиминуткой спектакль набирал обороты, с каждой репликой ты задаешь все больше вопросов. Себе. Себе. Почему ты оказалась здесь, а не там? О чем ты мечтаешь и чем готова пожертвовать, чтобы эту мечту реализовать? Какую часть себя готова продать ради цели? А знаешь ли ты, что себя нельзя продать по кусочкам – только целиком? Один шаг – и сразу попалась?
Вячеслав Ковалев (Бен, Марек и Роберт Волкер) сногсшибателен в этой роли (хотя килограмм 20 я бы на его месте скинула, но, может, все дело в моей любви к балетным фигурам), у него за нее совершенно справедливо за нее «Золотая маска».
Аудитория спектакля в основном молодежь. Кто-то уходил: после рабочего дня не всегда хочется безостановочно думать четыре часа и задаваться неприятными вопросами. Я ушла оглушенная – как будто мне показали один из возможных вариантов жизни. Потому что я уже 22 года не живу в Беларуси (последний год из-за пандемии исключение), а это всегда – всегда! – потери. Внутренние и душевные как минимум. Обретая что-то важное для себя, ты всегда за это расплачиваешься – потерей друзей, привязанностей, обретаемой для внешней защиты внутренней черствостью и равнодушием.
А хорошего финала у этой пьесы нет. Хочется, но его нет. Ни для кого. Будете в Москве – сходите. Потрясающе. Ну, и Фредди, конечно, всегда хорош. Даже если, по словам главного героя, он «пи…р и бабай». Мы чем лучше?