Найти тему
Мир на чужой стороне

Прикуп

картина - http://barfik.com/art/samaya-dorogaya-kartina-v-mire.html
картина - http://barfik.com/art/samaya-dorogaya-kartina-v-mire.html

Время фиксирует принципиальную изменчивость. От прошлого, которое в первом приближении известно, а если постараться, можно увидеть другие, до будущего, где сразу неизвестно второе приближение, более того, наблюдение исключает самое себя из процесса. Но ведь это не так. Гипотеза, кажимость.
В прошлом присутствует лишь наблюдаемое, тогда как остальное предполагается неизменным. И в будущем масса условно неизменного - пространство, законы. Тенденции и действия, которые начались ранее - шарик, отпущенный с высоты, долетит до земли, к бабке не ходи.
Конечно, из-за угла по шарику могут пальнуть, что маловероятно, поэтому будущее видится как вероятное завершение начатого.
Дурацкая, разрастающаяся модель - если, если, если. Или цикличность, когда в следующем цикле все по-прежнему, если не ворвется чужая причина. Винтовое, спиральное - в следующем цикле все будет так, за исключением изменений, порожденных предыдущим. Тоже дурацкие если. Гипотезы, теории.

Бытие, вот корень и причина изменчивости, когда переход в есть - это противопоставление бытийному неизменного, фиксация, действие или поступок, выведут отличие на поверхность и существующее-сейчас не тождественно себе-тогда. Не проще ли предположить, что в самом существующем нет неизменности, а оно появляется при фиксации - сопоставлении моментов наблюдения, но и само наблюдение, как сущность - акт, деяние, поступок, развернутый от тогда к сейчас, тоже содержит отличие - нетождественность самому себе.

И вообще, ничто не тождественно себе кроме ничто. Остальное изменчиво, но подобно, а нормативно-линейное время, есть абсолют изменчивости, инвариант - все рушиться, а оно, хоть тресни, растет. Феноменальный, внешний, нефизичный и неприродный, абстрактный, фиктивный, но универсальный, привязывающий разные представления к единой шкале измерений, где каждый момент другой, не связанный с предыдущим, и каждому противопоставлено конечное число, и ни один не совпадает с другим, и будущее превосходит прошлое большим числом. И хотя самого человека больше не становится, он изначально сориентирован на прибавление. Еды, пространства, возможностей или вещей. Детей, связей, подчиненных. Власти, могущества и влияния. Рост, карьера, статус, авторитет и достижения - расширенное воспроизводство своего, где больше лучше, чем меньше в принципе.

Пораньше начать читать и писать, чтобы быть поуспешней в школе, хорошо учится, чтоб попасть в престижный вуз, откуда сразу делать стремительную карьеру через комсомол, стройотряд, науку или спорт. Успех и достижения, рост и карьера, благополучие и значимость. Дети, награды, грамоты и премии. Имущество и доходы, славословие и почитание.
Хорошо, когда учеба соответствует склонностям, а работа рано или поздно становится любимым делом, тем в которое он вкладывается душой и телом, где обретает профессиональные честь и умения, почет и уважение, а иногда, волшебство и чудотворение. Когда соединяется по жизни любимым человеком - раз и навсегда, телесное и душевное здоровье идут рука об руку, а дом полон детей и друзей, родственников и тепла.
Полнота жизни - полнота ощущений. Растет и развивается, учится и становится, любит и любим и достаток лишь следствие умного труда и праведных поступков, а привилегии и награды не лишают героя скромности и человеческого достоинства, не становятся оружием или средством унижения других.

Много таких - единицы. Большая редкость, обычно происходит по другому. Метания, лень, пассивность, страхи и незавершенность - случайные люди, принудительная учеба, нелюбимая работа, бог знает какая жена. Чужая квартира, бесконечные кредиты, отсутствие уважения и бытовой дурдом. Обрывками, урывками и отрывками.
Обиды, унижения, ругань и болячки. Серединка на половинку, где день сменяет ночь, а зима лето, бедность достаток, новая жена старую, а ипотечная квартира съемную.
Чехарда состояний, эмоций и фактов, а вспомнить по большому счету, нечего. Школа, армия, работа, женитьба, дети, вечерний институт, повышение, отдых в Крыму.
Бывает совсем не в дугу. Маргинальный гамбит. Пил, пил, пил и умер. В промежутках учился, пытался работать, встречался с девушками, но в основном пил и не заметил как время вышло. Как умер отец, потом мать, ушла та, которая терпела больше других. Разбежались друзья, стали отворачиваться соседи, умолк телефон и сквозь немытое окно уже не заглядывало солнце. Внутренняя тень разрослась,вы ползла наружу и накрыла и без того короткий день. Как говорите его звали, Гоша, Саша, Петрик, имя им легион.

Нет никакого времени-вперед, времени-назад, вбок или кругом. В человеке нет, только бытие или его отсутствие. Искра божья или глухое ничтоже. Между этими полюсами и зависаем, интуитивно понимая, что искру, самую малую, беречь необходимо, что без нее, даже при полном достатке, жизнь не в радость. Скука и прозябание.
Нет, говорит современность, отнюдь - важнее всего, залечивать травмы. Сначала найти, а потом лечить, понимая при этом, что избавление невозможно. На костылях и подпорках, поэтому время течет снаружи, и жизнь - тоже снаружи, без всякого нутра. Ведь там ничего, кроме травм.

Нас учили классовой конструкции. Феодализм - это сословия, капитализм - антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых, а социализм, тоже класса, только сотрудничающие друг с другом. Рабочие и колхозные крестьяне, а меж ними притаилась прослойка - трудовая интеллигенция. Служащие, которые конкретно рулят конкретным, ибо общим рулила партия. Никаких каст, никаких сословий. Союз, государственная собственность за главную, потом колхозно-кооперативная, и только после личная. Бронзовый призер. Умственный труд дружил с физическим ,а партия уверяла, что в будущем они сольются, а номенклатура, элита, знать, высший эшелон - это не про нас. Про них, где человек человеку волк.

Гоп-стоп, мы подошли из-за угла. Грянула перестройка, реформа, распад, и полезли родимые. Откуда что взялось. Олигархи и нищие, богатые и бедные, силовики и сислибы, монархические ритуалы и высшая знать. Дворцы и хижины, список Форбс и черта отчаянья. Поделились, и мы теперь всю дорогу галим. Государство, издав ряд законов, само определило сословия по принципу удаленности-приближенности к телу. Порядки, льготы, привилегии. Престол и двор, жрецы и войны, финансово-заводо-земле-владельцы и промысловики, а внутри каждого миллион кастовых различий. Семья и школа, институт и связи, близость к начальству или интеллектуальный ресурс.
Кто теперь рабочие, а кто крестьяне непонятно, скорее и те, и другие, наравне с мелким бизнесом и самозанятыми - промысловики. Побогаче, победнее, но промысловики. Отдельно стоит цифровой сектор - приблизили к верхам. Налоговые льготы и преференции, зеленый свет и государственное финансирование. Но и там дележка на высоких и низких.
Силовики - нет вопросов. Зарплаты, льготы, ранняя пенсия-отставка, которая в разы превышает обычную и куча других привилегий. Или те, кто обслуживает отношения с западом, кто строит сверху либеральную экономику, патриотические миллиардеры и министры-гуманисты. Интеллектуальная элита ,чтоб они были здоровы - великие, титулованные писатели, актеры, режиссеры и ученые. Совесть нации.
Соответственно, у каст и сословий, кроме номинальных и вещественных отличий, имеются и другие. Языковые, поведенческие, стилистические, и определяя себя, свое место в социуме, нужно учитывать не только и даже не столько материальный аспект, но и касту с сословием.

Мама - главный режиссер провинциальной студии телевидения, русская, папа - заместитель главного арбитра, еврей, дед - полковник, орденоносец, танкист, председатель совета ветеранов, работал под непосредственным руководством маршала Жукова на Халхин-Голе, русский. Другой, еврейский, инженер-теплотехник. Прослойка - провинциальная интеллигенция, каста интеллектуалов-творцов, войнов и стражников, третий уровень региональной власти. Меритократия.
Место проживания - центр, трехкомнатная квартира с высокими потолками, школа - математическая, первая специальность инженерная (дед), но особенная, штучная, вторая - потомственная (отец), третья - творческая (мама по первому образованию журналист). Спорт и музыка - андеграунд для посвященных, а  в результате, многообразованный, разнопрофильный интеллектуал, способный плавать на разных высотах. Инженерных, юридических, педагогических или текстовых. Тома написаны и даже спектакль поставил - мысленный, но подробный. Арбитражный суд, адвокатская палата, лазерная лаборатория и удостоверение комбайнера. Качалка, джаз-рок и гитара. Словарный запас, начитанность, эрудиция и горизонты, юношеский либерализм и консерватизм под пенсию. Квартира, дача, машина и офис, первый брак, второй, дети и внуки - предпенсионерское бытие с приличием.

И хули, что толку - куда пришел, приплыл, взобрался. Сделал, открыл, разобрался - где прикуп, брат?

Линейность, одномерность, заряженность на успех и благополучие. Было и прошло, мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Вместо вечного успеха  и ярко-либерального оперения - консервативная обыденность и милая сердцу рутина,, а блестящая жизнь на широкую ногу сузилась до обычных притязаний - экономия и коммунальные нервы. Благо, дети, внуки более менее пристроены, и на повседневность хватает. Еда, спорт и одежда, а вместо загранки - бабулин огород, дача или Шило - небольшое озеро неподалеку.
Плевать на загранку, плевать на изыски и стильные гаджеты, модные новинки или последние автомодели, реально плевать - со смаком и удовольствием, вообще не парит.

Но ведь охота быть по-полной - работать, сражаться, переживать и ругаться, писать длинные профессиональные тексты и короткие ходатайства, замирать перед судом и кусая губы ожидать итога. Охота читать лекции, выступать на семинарах и консультировать неразумных. Участвовать в научных советах, симпозиумах или совещаниях. Писать книги, говорить с аудиторией, включать мозги, напрягать нервы и мускулы. Из мысли в поступок, из чувства в деяние - посредством цифры или без, за вознаграждение или из альтруизма. Быть, по всякому - разнообразно и по разным поводам, вдохновенно, страстно и жарко, без скидок на возраст или немощность. Привычка - вторая натура.

Это и есть прикуп. Бытие. Единственный и неповторимый, не замусоленная лицемерием "богоизбранность" или салонный интеллектуализм с придыханием и сплетнями, а по-настоящему. Муки творчества, вера в необходимость, а без меня не будет важного и наиважнейшего, рухнет к чертям, упадет-пропадет, а вопрос "жизни и смерти" решится не в ту сторону.

Наивность, юношеский максимализм и взрослая амплитуда качания. Полная вовлеченность - чтоб ночами, чтоб еда изо рта, чтоб мелькали догадки. Исследования, оценка, гипотезы. Новаторство и эксперимент, теоретическое обоснование и поверка практикой, философское обобщение и длинный рассказ в лицах.
Чашка кофе, самолепная цигарка и вопрошающе-любящий взгляд благоверной - обедать будешь?