Найти в Дзене
Арт вне парт

Потанцевали и хватит

«Данс-макабр, приглашу костлявую на пасодобль», писал классик русской литературы Мирон Янович. Но это в наше время, а в средние века Гольбейн писал замечательный портреты и неплохо зарабатывал себе на жизнь. Времена были темные и амбре думс дея чувствовался по всей Европе, особенно в ее северной части. В Германии 16в. идет Крестьянская война и неплохо живущий Ганс рискуя всем выражает свою гражданскую позицию в модных тогда гравюрах. Он делает серию из 41 гравюры, которая начинается с сотворения Евы. Одиссея смерти начинается с изгнания познавших добро и зло, которая уже ждет их за воротами Рая. Далее она неустанно следует повсюду за ними и даже помогает в хозяйстве. Когда первые люди умирают она так и остается с родом адамовым для выполнения своего долга. На гравюрах Смерть приносить еду королям, тычет людям часами в лицо напоминая о быстротечности жизни. Скелет хватает за шиворот дворянина, отнимает золото у ростовщика, сбрасывает головной убор у кардинала, вырывает жезл из рук продажного судьи, а папу римского торжественно привозит в гиену огненную. И если вам показалось, что смерть предвзята к “кошелькам”, то вам это не показалось. Гравюры, действительно, несут яркий антиклерикальный вайб. С крестьянами Смерть ведет себя более почтенно: она ведет старика за руку и играет для него на лютне, помогает погонять лошадей пахарю, выводит ребенка из дома за руку. Мне гравюра с ребенком напомнила финальную сцену из Чарли и шоколадная фабрика, где Чарли на лифте вместе с Вонкой прилетели забирать стариков из их постели. В войне крестьяне проиграли, и Гольбейн уехал из Германии в Англию, где его портреты пользовались большим спросом при дворе.