Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости моего канала. Сегодня я хочу рассказать вам про уникальный советский самолет, которому нет и, скорее всего, не будет аналогов в мире. А именно о воздушном великане, способным отправлять в космос космические корабли – самолете Ан-225 «Мрия».
Ан-225 и его судьба
Впервые широкой общественности самолет Ан-225 был показан в 1989 году на Парижском авиасалоне. Но уже тогда было многим понятно, что этот летающий гигант скорее пережиток прошлого, чем представитель будущего.
Активной перевозкой космических ракет по воздуху в СССР занялись в 1982 году. При этом ракеты закрепляли на верхней части фюзеляжа специально модернизированных под эти задачи стратегических бомбардировщиков.
Такая переброска позволяла перемещать достаточно громоздкие узлы на тысячи километров за короткое время. С заводов, на которых производились эти детали, в Казахстан на основную площадку СССР для пуска ракет.
Но когда советские инженеры стали разрабатывать космоплан «Буран», то стало ясно, что такими полумерами обойтись не получится. Ведь сам шаттл и тем более его ракетоноситель были достаточно громоздкими для транспортировки, как по железнодорожным путям, так и для модернизированных бомбардировщиков. В этом случае нужен был самолет существенно большего размера.
Если посмотреть на заокеанских коллег, то НАСА применяло для таких целей модернизированную версию Боинг-747, у которого был дополнительно укреплен фюзеляж и установлены дополнительные хвостовые стабилизаторы. Но американцам не нужно было перемещать большие узлы космических ракет по воздуху. Так как они применяли железные дороги и морские корабли.
И по воздуху перемещались только сами шаттлы и ничего более. Но у Советского Союза не было такой возможности, поэтому нужно было срочно создавать самолет, способный поднять и ускорители, и центральные ступени ракет.
Создание гиганта
Как обычно это бывает на поиск решения инженерам было дано строго ограниченное время. Поэтому вполне логично, что изначально инженеры обратили свое внимание на самый большой на тот момент самолет в СССР, разработанный еще в 80-х знаменитый «Руслан» Ан-124.
Несмотря на внушительные габариты, Ан-124 все равно существенно переделали. Так было принято решение удлинить фюзеляж, увеличить крылья и установить дополнительную пару двигателей.
Кроме этого, было принято решение поменять хвостовую часть самолета на двухкилевую. И установить новое шасси состоящей из 32 колес.
Шесть работающих двигателей развивали невероятную тягу в 140,5 тонн, что позволяло поднимать в воздух вес вдвое превосходящий полезную нагрузку любого иностранного аналога.
Таким образом, полученный гигант получил обозначение Ан-225 «Мрия». И главной задачей рожденного исполина стала транспортировка многоразового корабля «Энергия-Буран». Но конструкторами была предусмотрена и по сей день фантастическая возможность в запуске с помощью самолета Ан-225 космических аппаратов в космос.
Так Ан-225 был технически способен поднять до стратосферы полностью оснащенную ракета-носитель с космическим аппаратом и осуществить запуск. По расчетам это позволило бы снизить себестоимость космических запусков как минимум в десять раз.
По плану должны были быть построены несколько Ан-225, которые должны были обслуживать космическую программу страны в ближайшие десятилетия.
Проект, который оказался никому не нужным
В 1988 году «Буран» совершил свой первый, но, как оказалось, единственный полет на орбиту земли. А в следующем году Ан-225 прилетел с «Бураном» на Парижский авиасалон, где произвел настоящий фурор.
Но к данному моменту «Буран» как и сам Ан-225 уже был никому не нужен. В стране начались перестроечные процессы и о покорении космоса уже никто не думал.
Когда стало понятно, что применять «Мрию» по прямому назначению уже никто не будет, самолет пытались пристроить хоть к какому-то делу. Так англичане изучали возможность применения Ан-225 в качестве стартовой площадки для своего космического самолета. Была даже идея переделать самолет в трехпалубный авиалайнер. Но ни один из проектов так и не был реализован.
В 1991 году СССР окончательно развалился и Ан-225 направился в окрестности Киева, где был разобран. И все шло к тому, что гигант больше никогда не поднимется в небо.
Но спустя некоторое время на базе бюро «Антонов» была сформирована компания, занимающаяся грузовыми авиаперевозками. Основной костяк компании стали Ан-124. Но изредка поступали заказы, с которыми не были способны справиться даже Ан-124, и поэтому, было принято решение реанимировать «Мрию», но это оказалась непростая задача.
Реинкарнация «Мрии» в новом свете
Сложность «воскрешения» Ан-225 в новом обличии заключалась в том, что это изначально не грузовой самолет с задней рампой, что огромный минус для транспортника. Поэтому нужна была глубокая модернизация, на которую все-таки решились представители компании и вложили в переоборудование 20 миллионов долларов США.
Так в самолете установили новые двигатели и абсолютно новую авионику, а также усилили грузовой отсек. Так во время первого рабочего полета модернизированный Ан-225 взял на борт 187 тонн полезного груза.
Таким образом, воскрешенный гигант Ан-225 получил новую жизнь и за несколько десятилетий успел установить несколько мировых рекордов по грузоподъемности. Вот только эта уникальность обходится очень дорого, так всего один час использования «Мрии» обходится заказчику в 30 000 $.
Поэтому этого гиганта нанимают только тогда, когда другие самолеты просто не могут выполнить задачу физически. В связи с этим заказы редки и второй Ан-225, который был собран на 70%, и уже вот как 30 лет находится на хранении и будет ли когда-нибудь достроен неизвестно. Поэтому очень вероятно, что Ан-225 так и останется единственным в своем классе гигантом в небе.
Понравился материал? Тогда ставим палец вверх и подписываемся на канал. Спасибо за ваше внимание!