Кто-то из подписчиков моего канала ЮРИЙ КИСЛОВ заметил, что женщины и рок-музыка – несовместимы. Мнение спорное. Понятно, что в силу естественных причин в мире рок-музыки их не так-то и много. О некоторых, кстати, я уже писал в своих постах. Это LITA FORD, рок-команда BIRTHA и, даже если хотите посмеяться - THE SHAGGS.
Но, тщательно исследуя рок-архивы 60-х (а этим я преимущественно и занимаюсь), никак нельзя миновать великую исполнительницу белого блюза ДЖЕНИС ЛИ ДЖОПЛИН, или JANIS JOPLIN – как вам удобнее… За 27 лет своей короткой жизни она сделала для рок-музыки столько, что иной не сделал и за всю свою долгую и удачную жизнь на сцене. И это объективно.
Так что положите ухо своего внимания на подушку моего рассказа, если вы еще не слышали этот изумительный голос белого блюза, о котором написано и рассказано в интернете ну очень много…
Вот только одно скромное мнение:
Она была первой леди рока, но вряд ли этот факт станет козырем в руках феминисток, как некогда первые женщины-космонавты или президенты. Ее голос скребет барабанные перепонки, но эти ссадины остаются там навсегда. Было бы неправдой говорить о ней в прошедшем времени, ибо виртуальная Сеть переполнена ее портретами и биографиями.
Автор: Игорь Бритвин
Источник информации: "Дженис Джоплин: свобода и плен", журнал "Ах..." No.8, август 2000.
Она родилась в провинциальном городке Порт-Артур, штат Техас, США в 1943 году. Так сказать – дитя войны. Вот он сегодня:
Позднее ее отец, любитель оперы и вообще инженер- интеллектуал, вспоминал:
Она большей частью общалась сама с собой. В школе ей приходилось трудно. Она упрямо старалась выделяться одеждой и поведением, и за это её там очень невзлюбили. Не было ни одного человека, с кем она могла бы найти хоть что-то общее, хоть о чём-то поговорить. Она была одной из первых представительниц революционной молодёжи в Порт-Артуре, каковых сейчас там множество …
Она была в детстве обыкновенным «гадким утенком», интересующимся литературой и рисованием, музыкой (мама обожала мюзиклы), бегающим по благотворительным мероприятиям и жадно прислушивающимся к музыкальным веяниям новой эпохи: фолк, джаз и блюз.
Она позднее называла себя в детстве «чужой среди тупых»: в городке тогда существовала единственная школа, и, понятное дело, в этой среде Дженис была изгоем. Далее девчонка проникла в полуподпольный мир битников, где интересовались совсем иными делами, и где её принимали как равную. Классическая схема становления человека в мещанской среде.
Девочка начала петь в кофейнях, затем, когда подросла, кочевать вместе с друзьями по штату и далее. Алкоголь и наркотики стали составляющими её жизни. Беда, одним словом.
Вместе со своими новыми друзьями она изрядно попутешествовала в Луизиану, а затем оказалась в Калифорнии. Времени не теряла, овладевая блюзом. У нее, как я понимаю, был абсолютный слух и настоящий талант. Не зная нот, она буквально впитывала в себя все составляющие блюза – ритм, фразеологию и эмоции, манеры черных исполнителей, добавляя туда свою эпатажность и энергетику.
Она стала равной среди равных, и даже более, приблизительно вот в такой атмосфере:
А 1960 году Дженис поступает в Техасский университет в Остине, и почти сразу же попадает местную прессу. Статья называется «Она смеет быть непохожей»:
Она ходит босиком, когда вздумается, приходит в класс в Levi’s, потому что так удобнее, и носит с собой повсюду цитру на случай, если вдруг захочется что-то спеть: тогда инструмент пригодится. Её зовут Дженис Джоплин…
Цитра – это такой струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке: плоский корпус, на который натянуто от 17 до 45 струн.
Немного о ее трёхоктавном голосовом диапазоне: хрипотца у Джоплин не от курения. Она могла свободно петь чистым и сочным сопрано, по желанию «переключая» связки на свою знаменитую «шершавость».
Жизнь бьет ключом: она перебивается мелкими заработками, попадает в мотоциклетную аварию, участвует в уличной драке, даже немножко сидит в тюрьме за мелкую кражу.
В Сан-Франциско (1964 год) она записала шесть блюзовых стандартных композиций («Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Hesitation Blues», «Nobody Knows You When You’re Down And Out», «Daddy, Daddy, Daddy» и «Long Black Train Blues»), которые позднее вышли в свет пиратским способом как альбомчик «The Typewriter Tape» . Вместо ударного инструмента выступила пишущая машинка…
Её приятель Чет Хелмс пригласил Дженис на прослушивание в малоизвестную команду из Сан-Франциско под названием BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY, и её приняли в коллектив.
Итоги вхождения Дженис Джоплин в состав этой команды впечатляют. Правды их дебютный альбом «Big Brother & the Holding Company» был откровенно слабым (на запись дали три дня студийного времени), но на них обращают внимание.
Ранее почти неизвестная команда «летом любви» выступает на знаменитом фестивале в Монтерее, где песня "Ball And Chain" просто сшибает публику с ног. Группа записывает альбом "Cheap Thrills".
Невиданный успех – пластинка становится золотой уже по результатам предзаказов! Психоделический блюз в хитах "Piece Of My Heart" и "Summertime" делают рок-группу знаменитой. И, естественно, группу начинают представлять, как JANIS JOPLIN WITH BIG BROTHER AND HOLDING COMPANY.
Но в команде со столь длинным названием начинаются нехорошие расклады: денег на кармане много, народ приобретает дорогие наркотики… Девушка Дженис покидает коллектив и группа распадается.
Дженис Джоплин, между прочим, время от времени пытается уйти от наркозависимости, например в 1965 году вдруг становится консервативной дамой, поступив на факультет социологии в Ламарском технологическом университете (Бомонт, Техас).
Но большая сцена зовет, и она набирает себе новый сопровождающий состав KOZMIC BLUES BAND и уходит от психоделики к своему обожаемому соул-блюзу.
Альбом 1969 года "I Got Dem Ol' Kozmic Blues Again Mama!" захватывает Европу. В октябре 1969 года поднялся до пятой места в Биллборд200 и вскоре становится золотым. Познакомьтесь, если есть время, с этим моим постом: там о предпочтении американской публики 70-х...
Но всё-таки, всё-таки… Если прежняя команда была коллективом единомышленников, то вторая группа Дженис – всего лишь сопровождающий состав.
Они делают шикарный тур по Европе, и раскачивают публику до такой степени, что та готова носить Дженис на руках. Это бомба! Многочисленные интервью, фотосессии, обожание поклонников, всеобщий фанатизм.
Дженис требовательна к себе, - она жаждет достигнуть более высокого, более яркого. Как известно, у совершенства нет предела.
Она распускает состав и набирает новую группу FULL TILT BOOGIE BAND, приступив к записи новой пластинки "Pearl". Она пытается вновь выпасть из порочного круга алкоголя и наркотиков.
Альбом с великолепными хитами "Me And Bobby McGee" и "Mercedes Benz" выходит в свет уже после её смерти.
Она умирает в Лос-Анджелесе в октябре 1970 года… Одни считают, что это был передоз, другие - самоубийство. Её прах был рассеян над водами Тихого океана вдоль калифорнийского побережья .
А далее – бессмертие: её имя в Зале Славы Рок-н-Ролла, спустя 10 лет ей посмертно была присуждена "Grammy Lifetime Achievement Award".
Её заслуженно считают лучшей белой исполнительницей блюза и одной из величайших вокалисток в истории рок-музыки.
При всей сумасшедшей жизни, связанной с рок-музыкой, бесконечным мельканием лиц поклонников, репортеров, и прочей мишуры, она была очень одинокой.
Это её признание:
На сцене я занимаюсь любовью с 25 000 человек, а потом… ухожу домой в одиночестве…
Студийные альбомы с разными составами:
Janis Joplin & Jorma Kaukonen
The Typewriter Tape (1964)
Big Brother and the Holding Company
Big Brother & the Holding Company (1967)
Cheap Thrill (1968)
Kozmic Blues Band
I Got Dem Ol' Kozmic Blues Again Mama! (1969)
Full Tilt Boogie Band
Pearl (1971, посмертно)
А теперь посмотрим, послушаем и проникнемся. Тем, кто еще не знаком с творчеством ДЖЕНИС ДЖОПЛИН, остается только позавидовать...
Всё на сегодня. Жду ваших отзывов, комментов и лайков. Мне это очень важно. А ваша подписка на мой канал ЮРИЙ КИСЛОВ сильно поможет его дальнейшему развитию. С уважением