Среди дошкольников с нарушениями речи нередко встречаются проблемы с речевым дыханием. Родители, как правило, мало обращают на это внимание, поскольку дыхание на фоне проблемной речи, а то и её непонимания, волнует меньше всего. А зря. За ним скрывается очень много нюансов, неприметных на первый взгляд. Без него ребёнок может:
- Быть молчаливым - вроде всё знает и может, но никак не разговорится. А всё потому, что не хватает силы выдоха, чтобы говорить развёрнуто, поэтому малыш предпочитает отделываться короткими фразами;
- Иметь нечёткую дикцию и речь в нос;
- Плохо управлять силой голоса - говорит слишком громко или, наоборот, тихо, не умеет шептать, регулировать громкость голоса;
- Иметь бесцветную, невыразительную речь;
- Глотать окончания слов. Так получается потому, что у ребёнка заканчивается запас выдоха и поэтому конец слова произносится почти беззвучно;
- Иметь заметные для окружающих паузы в речи с целью набора воздуха: "Мы с мамой по... (пауза) ...шли в парк"
Поэтому речевое дыхание ни в коем случае нельзя упускать из внимания. Без него речь тоже будет неполноценной.
А как же его тренировать?
Безусловно приветствуются занятия с логопедом, который индивидуально под ребёнка подберёт нужные упражнения. А ещё нередко этот момент отрабатывается в секциях по вокалу, в театральных студиях.
Однако если возможности посещать данные места у вас нет, то можно попробовать помочь ребёнку дома.
Прежде всего хочу отметить, что желательна ежедневная тренировка по 3-5 минут в день. Долгие занятия тут не уместны, особенно у возбудимых детей с патологическими артефактами на ЭЭГ. Чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может вызвать гипервентиляцию, а та в свою очередь чревата эпилептическим припадком.
Заниматься надо в чистом, непыльном помещении как минимум через 1,5-2 часа после еды - возбуждение дыхательных центров может нарушить пищеварение и вызвать тошноту. Следите, чтобы ребёнок не раздувал щёки - первое время их можно вручную придерживать пальцами. Вдох должен делаться носом, а выдох ртом. И конечно никакой тугой одежды, которая потенциально может сковывать дыхание.
Основная цель упражнений направлена на то, чтобы научить ребёнка сознательному контролю за процессом (глубокий, короткий вдох и постепенный, долгий выдох). Упражнения тут делятся на два блока:
1. Формирование силы и длины выдоха
Для совсем малышей хорошо идут вертушки, как на картинке ниже или сдувание перышка/кусочка ваты с ладони - они обычно хоть немножко шевелятся, даже если ребёнок дует откровенно плохо.
Дальше для многих игр на дыхание требуется, чтобы малыш складывал губы трубочкой. Это не все дети могут, особенно с тяжёлыми проблемами по речи. Но есть одно упражнение, через которое ребёнок сможет поработать как с мышцами губ, так и с выдохом - дуть через коктейльную трубочку в стакан с водой. Трубочка тут идёт как "костыль" - ребёнок физически ощущает её границы и не смыкает губы полностью + даже если он хоть чуть-чуть дунет, то сразу увидит эффект своего действия в виде бурлящей воды.
Когда это упражнение освоено, можно пробовать свистки-язычки, свистульки-птички, задувание свечей, надувание мыльных пузырей. Тяжелее, но и эффективнее всего, надувание воздушных шаров.
Бывает, что дети дуют вроде правильно, но как-то неэффективно и взрослые задаются вопросом: "Как научить? Он вроде и умеет, и дует трубочкой, а выдох получается какой-то слабый. Дудки не дудятся, пузыри не пузырятся". Возможно, кому-нибудь поможет моё небольшое открытие: попробуйте деликатно зажать ребёнку нос на выдохе. Дети, у которых речевое дыхание плохо развито, не полностью контролируют процесс и могут непроизвольно сваливаться в физиологическое дыхание через нос. Получается, что ребёнок вроде дует сильно, но половина энергии растрачивается на носовой выдох. В результате сил тратится много, а толку мало.
2. Работа с речевой частью дыхания
- Упражнение на нижнее дыхание - встречала у логопедов и нейропсихологов. Оно позволяет существенно увеличить объем выдоха и сократить паузы в произношении. Нужно уложить ребёнка на спину и попросить дышать так, чтобы надувался живот, а грудь не двигалась. Напоминаю: вдох носом, выдох ртом.
Бывает так, что ребёнок не до конца чувствует своё тело и даже понимая вас, не совсем понимает, что ему надо сделать. Тогда тут может помочь физическая подсказка: надо положить одну руку ему на живот чуть выше пупка - малышу нужно следить, чтобы благодаря его дыханию рука двигалась вверх-вниз.
- Упражнения с голосом на продолжительный выдох:
- Звукоподражания попроще: поём так долго, как можем, буквы, доступные ребёнку: "Пароход гудит" - "УУУУУ", "Аня плачет": "ААААА", "Насос свистит": "ССССС", Змея шипит: "ШШШШШ" и т.д.;
- Звукоподражания посложнее: как можно дольше говорить "Ку-ку-ку", "Му-му-му", "Тук-тук" и т. д.
- Пропевать "таблицу гласных" - и, э, о, у, а, ы;
- Для детей постарше: рассказывать на одном выдохе стихи. Для начала годятся хотя бы 2 строчки, но нужно стремиться к 4-6.
Вообще в идеале все эти упражнения, а не только стихи, должны выполняться на одном выдохе. Но для малышей с серьёзными проблемами по развитию и пониманию речи, понятное дело, концепция "на одном выдохе" будет какое-то время непонятна и тут хорошо, чтобы ребёнок для начала просто практиковался в речи, соперничал с вами кто дольше сможет куковать или петь гласные - это тоже пойдёт ему на пользу. А постепенно дело дойдёт и до правильного выдоха.
Спасибо, всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Простая физкультура на дому для детей с особенностями развития (алалия, аутизм, ЗПР)
Подвижные игры и физическое развитие для детей с аутизмом и алалией
Развивающие игрушки и пособия на 2-3 года, если пирамидки и сортёры уже покорены